Устройство регулирования моментазажигания двигателя внутреннегосгорания

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИЯЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) 3assneHo 14Д678 (21) 2627988/18-06

Союз Советских

Социалистических

Республик рн848 732 (51)М. Кл.з с присоединением заявки йо

F 02 Р 5/08

Государственный комитет

СССР по делам изобретений н открытий (23) Приоритет

Опубликовано 230781, Бюллетень М 27

Дата опубликования описания 230781 (53) УДК 621. 43. .044(088.8) (72) Автор изобретения

Н.К.Николайчук

Волжское объединение по прои автомобилей (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО РЕГУЛИРОВАНИЯ МОМЕНТА ЗАУ(ИТ АНИЯ

ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к устройствам дискретного регулирования момента зажигания двигателя внутреннего сгорания.

Известны устройства регулирования момента зажигания двигателя внутреннего сгорания, содержащие распределител= зажигания с центробежным и вакуумным автоматами регулирования момента зажигания,(1) .

Однако такие устройства имеют недостаточную надежность из-за наличия в них механических автоматов.

Известны также устройства регулирования момента зажигания двигателя внутреннего сгорания, содержащие зубчатый диск, размещенный на валу двигателя, датчики начала отсчета и углового положения диска, подключенные .через логические схемы к счетчику, выход которого соединен с электронным коммутатором, включенным в цепь первичной обмотки катушки зажигания, и ждущий мультивибратор, задающий эталонное время для подсчета импульсов датчика углового положения диска 52) .

Недостатком указанных устройств является недостаточно широкий диапа3оН регулирования момента зажигания.

Цель изобретения — расширение диапазона регулирования момента зажигания.

Поставленная цель достигается тем, что устройство регулирования дополнительно содержит триггер с входами установки нуля и синхронизации и с прямым и инверсным выходами, причем датчик начала отсчета подключен к входу установки нуля, выход счетчика соединен с входом синхронизации

15 триггера, а инверсный выход триггера . ерез логические схемы и его прямой выход через ждущий мультивибра тор и логические схемы подключены ко входу счетчика.

20 На чертеже приведена блок-схема устройства регулирования момента зажигания двигателя внутреннего сгора.ния.

Устройство содержит зубчатый диск

1, размещенный на валу 2, датчик 3 углового положения ди ха, датчик 4 начала отсчета, логические схемы ИНЕ 5,6 и 7, счетчик 8, ждущий мультивибратор 9, задающий эталонное

30 время для подонств нмн;льсов датчи848732 ка углового положения диска, и триг

rep 10 с входом 11 установки нуля, t с входом 12 синхронизации, с прямым выходом 13 и с инверсным выходом 14.

На диске 1 равномерно размещены тактовые зубья 15, взаимодействующие с датчиком 3 углового положения диска, и опорный эуб 16, взаимодействующий с датчиком 4 лачала отсчета. Счетчик 8 имеет выход 17, соеди- ненный со входом электронного коммутатора системы зажигания (не показан)

Шаг зубьев 15 и 16 выбирается из условия допустимой дискретности регулирования момента зажигания. Количество ячеек счетчика 8 определяется его емкостью из условия заданного диапа- 15 эона регулирования угла зажигания.

Устройство работает следующим образом.

При вращении вала 2 с диском 1 с датчиков 3 и 4 поступают сигналы 2О прохождения зубьев 15 и 16 соответственно. Сигнал с датчика 4 поступает на вход 11 триггера 10, приводя его в исходное состояние. Одновременно с датчика 3 на входы логических схем

5 и 6 подается сигнал тактовых импульсов. На инверсном выходе 14 триггера 10 появляется сигнал положительной полярности, открыв ающий логическую схему 6 для прохождения тактовых импульсов.

Мультивибратор 9 в это время закрыт.

Закрыта и логическая схема 5 для прохождения тактовых импульсов. При этом логическая схема 7 открыта для про-. хождения тактовых импульсов с выхода схемы 6 на вход счетчика 8. Счетчиком производится запись пусковой серии импульсов. При поступлении в счетчик последнего импульса пусковой серии счетчик заполняется и переходит в начальное состояние, а на его 40 выходе появляется положительный перепад напряжения, который поступает на вход 12 синхронизации триггера

10, переводя его в состояние обратное начальному. Этот же импульс с 4 выхода 17 счетчика 8 поступает на вход электронного коммутатора системы зажигания, обеспечивая искрообраэование. Сигнал логического нуля с инверсного выхода 14 триггера закрывает схему 6, а положительный перепад напряжения с прямого выхода

13 триггера запускает мультивибратор

9, который формирует прямоугольный сигнал с длительностью, соответствующей длительности эталонной серии тактовых импульсов. Схема 5 открыта на время существования сигнала с мультивибратора 9, в течение которого тактовые импульсы проходят на счетчик 8 для записи эталон- д ной серии импульсов. Емкость счетчика частично заполняется импульсами эталонной серии. Количество импуль=-ов эталонной серии определяет частоту вращения вала двигателя. После д окончания формирования прямоугольного импульса мультивибратора 9 схема 5 закрывается, а так как схема

6 также закрыта, то на вхбд счетчика прекращают поступать тактовые импульсы.

Дозапись счетчика до полной емкости возобновляется при последующем прохождении опорного зуба 16 мимо датчика 4. Процесс формирования пусковой серии импульсов аналогичен предыдущему. Однако в счетчик записывается йусковая серия с количеством импульсов, соответствующим разности между емкостью счетчика и ко;личеством импульсов в эталонной серии, которое соответствует частоте вращения вала. Серия пусковых импульсов за первый оборот вала записывается в счетчик без импульсов эталонной серии, полностью заполняя его, и момент искрообразования происходит без учета частоты вращения вала.

При изменении частоты вращения вала и при постоянстве емкости счетчика для заданного диапазона регулирования соотношение количества импульсов эталонной и пусковой серии определяет момент зажигания. Чем выше частота вращения вала, тем больше импульсов в эталонной серии, заполняющих счетчик, и тем меньше импульсов пусковой серии необходимо для заполнения счетчика до полной емкости и, соответственно, тем больше угол между верхней мертвой точкой и пусковым импульсом зажигания.

Величина диапазона регулирования определяется расположением опорного зуба относительно верхней мертвой точки. Отсюда следует, что угол опережения зажигания можно регулировать в широком диапазоне.

Регулирование угла опережения зажигания производится с дискретностью определяемой числом зубьев на диске.

Выбором длительности эталонного импульса мультивибратора можно регулировать кривизну зависимости угла опережения зажигания от частоты вращения.

Предлагаемое устройство позволяет расширить диапазон регулирования момента зажигания, а также регулировать момент зажигания с учетом нагрузки, температуры и ускорения двигателя.

Формула изобретения

Устройство регулирования момента зажигания двигателя внутреннего сгоракия, содержащее зубчатый диск, размещенный на валу двигателя, датчики начала отсчета и углбвого положения диска, подключенные через логические схемы к счетчику, выход

848732

Составитель А.Старостин

Техред A,Ñàâêà Корректор Г.Решетник

Редактор В.Данко

Заказ 6039/39 Тираж 581 Подписное BHHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП "Патент", г;Ужгород, ул.Проектная,4 которого соединен с электронным коммутатором, включенным в цепь первичной обмотки катушки зажигания, и ждущий мультивибратор, задающий эталонное время для подсчета импульсов датчика углового положения диска, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, .с целью расширения диапазона регулирова- ния момента зажигания, устройство дополнительно содержит триггер с входами установки нуля и синхронизации и с прямым и инверсным выходами, причем датчик начала отсчета подключен к входу установки нуля, выход счетчика соединен с входом синхронизации триггера, а инверсный выход триггера через логические схемы и его прямой выход через ждущий мультивибратор и логические схемы подключены ко входу счетчика.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Франции 9 2164296, кл. F 02 Р 5/00, 1973.

2. Патент ФРГ Р 2010999, кл. F . .02 Р 3/00, 1974.