Способ аварийной остановки гидро-агрегата,работающего b режиме синхрон-ного компенсатора,и устройство дляего осуществления
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИКАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТЬРСКЬМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскик
Социалистических
Республик о>848735 (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) 3 >®>®H> 09.01„78 (21)2597692/24-06 (51)м К 3 с присоединением заявки Ио
F 03 В 15/18
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет
Опубликовано . 230781,Бюллетвиь N9 27 (5З) VPX 621. „„ (088.8) Дата опубликования описания 230781
А,A Ãîëîâêî, С.В.Червяков, З.Л .Хесин, A.А.Болотников и A.A.Íåëñoí
Ф (72) Авторы изобретения
3, ;, рова"
Производственное объединение турбостр
"Харьковский турбинный завод им.С.N.Ê (71) 3 a ÿâ ител ь (54) СПОСОБ АВАРИЙНОЙ ОСТАНОВКИ ГИДРОАГРЕГАТА, PASOTAI0fQEIО В РЕЖИМЕ СИНХРОННОГО KONIIEHCATOPA, И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
1О
Изобретение относится к гидроэнергетике и может быть использовано при автоматизации гкдроагрегатов, работающих в режиме синхронного компенсатора.
Известны спосо6ы аварийной оста.новки гидроагрегата, работающего в режиме синхронного компенсатора, путем подачи воздействия от реле аварийной остановки на регулятор в сторону открытия направляющего аппарата на время удаления воздуха из камеры рабочегб колеса, последующего закрытия направляющего аппарата и вклю" чения механических тормозов P1) .
Эти способы не обеспечивают необходимой надежности.
Наиболее близким к предлагаемому является способ аварийной остановки гид-20 роагрегата,работающего, в режиме синхронного компенсатора, путем согласования эталонной частоты регулятора с максимально допустимой частотой в энергосистеме и подачи воздействия от реле аварийной остановки íà регулятор в сторону открытия направляющего аппарата на время удаления воздуха из камеры рабочего колеса, последующего закрытия направляющего ап- 30 парата и включения механических тормозов f2) .
Известно также устройство для аварийной остановки гидроагрегата, работающего в режиме синхронного компенсатора, содержащее .реле аварийной остановки с нормально замкнутыми контактами, соединенное через реле времени с регулятором,.подключенным к направляющему аппарату, блоки пере- . вода гидроагрегата в режим синхронного компенсатора и эталонной частоты, связанные с регулятором, и командоагпарат, установленный в цепи обратной связи по положению направляющего аппарата, сосвоими нормально замкнутыми контактами P2).
Недостатком указанного способа является пониженное быстродействие
s широком диапазоне отклонений частоты в энергосистеме.
Цель изобретения — повышение быстродействия в широком диапазоне отклонений частоты в энергосистеме.
Для достижения поставленной цели согласование частот ведут с помощью реле аварийной остановки путем скачкообразного увеличения эталонной частоты до величины, превышающей максимально допустимую частоту в энер848735 45 госистеме.Для повышения надежности предварительно определяют уровень заданного открытия направляющего аппарата и скачкообразно уменьшают эталонную частоту до исходной величины при достижении направляющим аппаратом указанного уровня.
В устройстве для аварийной останов ки гидроагрегата нормально замкнутые контакты реле аварийной остановки вве дены в линию связи блока перевода с регулятором, а нормально замкнутые контакты командоаппарата — в линию связи блока эталонной частоты .с регулятором.
На чертеже приведена приципиаль-. ная схема устройства.
Ключ 1 связан с реле 2 аварийной остановки, подключенное также к блоку 3 электрической и гидромеханической защиты. Выход реле 2 через реле времени 4 соединен с электрогидравлическим регулятором
5, в состав которого входят механизм 6 ограничения открытия и электрогидравлический преобразователь 7, подключенные к главному золотнику 8, а также частотный контур 9 и механизм 10 изменения частоты, соединенные через выявитель
11 со входом электрогидравлического преобразователя 7. Регулятор 5 подключен своим выходом к направляющему аппарату 12. В цепи 13 обратной связи по положению направляющего аппарата 12 установлен командоаппарат 14, нормально замкнутые контакты 15 которого введены в линию б связи блока 17 эталонной частоты с регулятором 5.
Блок 18 перевода гидроагрегата в режим синхронного компенсатора соединен с блоком 17 эталонной частоты и линией 19 связан с регулятором 5.
В линию 19 нведены нормально замкнутые контакты 20 реле 2 аварийной остановки.
Аварийная остановка гидроагрегата работающего в. режиме синхронного компенсатора, происходит при воздействии ключа 1 или блока 3 защиты на реле 2. Срабатывание реле 2 приводит к размыканию контактов 20, связь блока Ч.8 йеревода с регулятором 5, прерывается, и преобразователь 7 реагирует на сигнал от выявителя 11. Блок 17 эталонной частоты увеличивает сигнал, поступающий от частотного контура 9 на выявитель
11, выше максимально допустимой частоты в энергосистеме (задается при накладке устройства)., т.е. этот сиг-, нал заведомо выше сигнала от механиз ма 10 изменения частоты..Поэтому суммарный сигнал на выходе выявителя .11 направлен на открытие направляющего аппарата 12.
После срабатывания реле 4 време. ни, настроенного на время, необходимое для удаления воздуха из камеры рабочего колеса, механизм 6 ограничения открытия. подает сигнал на главный золотник 8 н сторону закрытия и направляющего аппарата 12.
Для ограничения открытия направляющего аппарата 12 (а следовательно, и частоты вращения ротора гйдроагрегата) при выпуске ноздуха из камеры рабочего колеса от. командоаппарата 14 при достижении уровня заданного открытия .подают через контакты 15 сигнал на отключение блока 17 эталонной частоты. После этого регулятор 5 поддерживает частоту вращения, определяемую сигналами механизма 10 изменения частоты и частотного контура
9. При выключении реле 4 времени регулятор 5 прикрывает направляющий аппарат до уровня холостого хода, определяемого соотношением сигналон механизма 10 и контура 9. После срабатывания реле 4 времени направляющий аппарат 12 закрывается полностью сигналом от механизма 6 ограничения открытия.
Аварийная остановка по предлагаемому способу обладает высоким быстродействием и надежностью.
Формула изобретения
1 ° Способ аварийной остановки гидроагрегата, работающего в режиме синхронного компенсатора, путем согласования эталонной частоты регулятора с максимально допустимой частотой в энергосистеме и подачи воздействия от реле аварийной остановки на регулятор в сторону открытия направляющего аппарата на время удаления воздуха из камеры рабочего колеса, последующего закрытия направляющего аппарата и включения механических тормозов, о т л и ч а ю щ и й— с я тем, что, с целью повышения быстродействия в широком диапазоне отклонений частоты в энергосистеме, согласование частот ведут с помощью реле аварийной остановки путем скачкообразного увеличения эталонной частоты до величины, превыщающей макси,мальнц допустимую частоту в энерго("истеме.
2. Способ по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения надежности, предварительно определяют уровень заданного открытия направляющего аппарата и скачкообразно уменьшают эталонную частоту до исходной величины при достижении направляющим аппаратом указанного уровня.
3. Устройство для осуществления способа по п.1, содержащее реле аварийной остановки с нормально зам848735
Составитель А.Калашников
Техред A ° CaBKa . Корректор Г.Решетник
Редактор В.Данко
Заказ 6040/39 Тираж 523 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Ваушская наб., д.4/5
Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная,4 кнутыми контактами, соединенное через реле времени с регулятором, под .ключенным к направляющему аппарату, блоки перевода гидроагрегата в режим синхронного компенсатора и эталонной частоты, связанные с регулятором, и командоаппарат, установленный в цепи обратной связи по положению направляющего аппарата, со своими нормально замкнутыми контактами, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что нормально замкнутые контакты реле аварийной остановки введены в ли- нию связи блока перевода с регулятором, а нормально замкнутые контакты командоаппарата — в линию связи блока эталонной частоты с регулятором.
5 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
9 470656; кл. F03 В 15/00, 1970 °
2. Авторское свидетельство СССР по заявке В 2515114/06, .кл. F 03 В 15/13, 1977.