Фрикционный вариатор

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советскик

Социалистических

Республик

Ф

\, е

-.Ф

К АВТ©И:КОМУ СЗИ ВТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное.к авт. саид-ву (22) Заявлено 18р779 (21) 2799602/25-28 Ф)M. Kll. с присоединением заявки М (23) Приоритет

F H 13/06

F 16 Н 15/48 ГосударственныЯ комитет

СССР яо деаам нзобретеииЯ я открытиЯ

Опубликовано 2307.81.бюллетень Н9 27 (53) УДК 621 833

° 6(088.8) Дата опубликования описания 230781 (72) Авторы изобретения

Т.К. Белобородов и В.Н. Белобородова (71) Заявитель

Новосибирский электротехнический институт (54) ФРИКЦИОННЫЙ BAPHATOP

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах, обеспечивающих бесступенчатое изменение частоты вращения.

Известен фрикционный вариатор,содержащий корпус, ведущий и ведомый валы, промежуточное звено, установленное на ведущем валу с помощью двух эксцентриков, обкаточную фрикци- 10 онную поверхность, взаимодействующую с промежуточнйм звеном.(1J.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является фрикционный вариатор, содержащий корпус, установленные в нем соосно ведущий и ведоьеий валы, размещенные на ведущем валу внутренний и внешний эксцентрики, механизм разворота эксцентриков, разрезное кольцо, ведомое колесо и установленный на эксцентриках 20 промежуточный диск, взаимодействующий с ведомым колесом через разрезное кольцо 2" (.

Недостатком известных вариаторов является наличие одностороннего контакта между промежуточным звеном (диском) и фрикционной обкаточной поверхностью (ведоьеям колесом),что приводит к повышенным изгибным нагруз. кам на валы и давлениям на подшипники, к колебаниям корпуса (из-за динамической неуравновешенности промежуточного звена, расположенного эксцентрично относительно оси ведущего вала), ограничению тягового момента.

Цель изобретения — повышение долговечности, нагрузочной способности и снижение вибраций.

Поставленная цель достигается тем, что вариатор снабжен расположенными по обе стороны и противоположно ориентированными по отношению к основным двумя парами дополнительных эксцентриков, внутренние из которых установлены жестко на ведущем валу, а внешние кинематически связаны с внешним основным эксцентриком и с механизмом разворота эксцентриков, двумя шайбами, установленными на дополнительных эксцентриках, .кинематически связанными с промежуточным диском и корпусом с возможностью поступательного перемещения относительно них и имеющими конические поверхности,вэа» имодействующие с аналогичными поверхностями, выполненными на частях разрезного кольца, установленного жестко на ведомом колесе.

848815

На фиг. 1 представлена кинемати- ческая схема предлагаемого фрикционного вариатора; на фиг. 2 — разрез

A A на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез

Б-Б на фиг. 1.

Вариатор содержит корпус 1, ведущий 2 и ведомый 3 валы, на которых установлены пара. основных эксцентриков — внутренний 4 и внешний 5 — и две пары дополнительных, внутренние

6 и 7 из которых установлены на ведущем валу 2 и ориентированы противоположно основному эксцентрику 4, а внешние дополнительные эксцентрики

8 и 9 связаны с помощью поводков

10 и поводковых шайб 11 с основным внешним эксцентриком 5, На эксцентрике 5 установлен промежуточный диск 12., а на эксцентрика-: S и 9 — шайбы 13 и 14, которые связаны с диском 12 с помощью двух крестовин 15 и 16 и роликов 17, а с корпусом — с помощью крестовины

18 и роликов 19..указанная кинематическая связь обеспечивает круговое, без вращения, движение промежуточно-, го диска 12 и. шайб 13 и 14.

Механизм разворота эксцентриков содержит зубчатые колеса 20-24 и водило 25. Механизм регулирования натяжения пружин содержит зубчатые колеса 26-30 и водило 31, червячный сектор 32, червяк 33, зубчатые колеса 34 и 35. Колесо 29 связано посредством пар колес 34 и 35 с винтами

36, которые снабжены двумя участками резьбы с взаимно противоположным направлением витков и взаимодействуют с опорными кольцами 37. Промежуточный диск 12 и шайбы 13 и 14 взаимодействуют своими коническими поверхностями с фрикционными кольцами 38 и 39, образующими разрезное кольцо, упруго установленное на ведомом колесе 40 с помощью пружины

41.

Фрикционный вариатор работает следующим образом.

Вращение ведущего вала 2 через внутренние, эксцентрики 4, 6 и 7,жестко соединенные с валом, передается на внешние эксцентрики 5, 8 и 9, сообщая геометрическим осям промежуточного диска 12 и шайб 13 и 14 круго" вое движение с радиусом, равным суммарному эксцентриситету внешних и внутренних эксцентриков. Соединение шайб 13 и 14 и диска 12 с помощью крестовин 15 и 16 и роликов 17 (фиг. 2) обеспечивает только относительное поступательное перемещение между ними. Так как шайба 13 подобным образом соединена с корпусом 1 посредством крестовины 18, роликов

19,1 принадлежащих шайбе 13 и корпусу . 1 (фиг. 3), шайбы 13 и 14 и диск 12 при вращении вала 2 совершают круговое поступательное движение. При этом диск 12 обкатывается относительно клиновых поверхностей фрикционных колец 38 и 39, которые постоянно подпружинены друг к другу, образуя упруго раздвижное кольцо.

Фрикционные кольца 38 и 39 удерживаются от проворачивания относительно внутренней поверхности колеса 40 шлицевым соединением. Эксцентрики шайб 13 и 14 установлены под углом

180© по отношению к эксцентрикам диска 12, поэтому фрикционный контакт !

О шайб с фрикционными кольцами 38 и 39 происходит с противоположной стороны по отношению к зоне фрикционного KQHтакта,диска 12 с этими кольцами.Для разгрузки шайб от осевых сил со сто15 роны фрикционных колец 38 и 39 они между собой соединены распорными стержнями. Обкаточное движение диска

12 и шайб 13 и 14 относительно поверхностей упругораздвижного кольца при

2О поступательном движении диска и шайб приводит во вращательное движение колесо 40 и ведомый вал 3.

Изменение эксцентриситета осуществляется механизмом регулирования, включающим зубчатые колеса 20-. 24 и водило 25, которые представляют собой дифференциальную передачу, у которой колесо 22 связано с ведущим валом 2, водило 25 — с ручкой управления, а колесо 23 — с регулируемым

ЗО элементом (эксцентриком). При этом передаточное отношение от вала 2 через кинематическую цепь колес 20-24 до эксцентрика 8 при остановленном водиле (ручка управления) равно еди35 нице, т.е. вал 2 с эксцентриком 8 при неподвижной ручке управления вращаются как одно целое. Так как все внешние эксцентрики соединены друг с другом посредством поводков 10 и повод4О ковых шайб 11, помещенных между диском 12 и шайбами 13 и 14, а внутренние.эксцентрики соединены жестко с валом 2, шайбы 13 и 14 и диск 12 совершают синхронные движения и тяговый момент на ведомом валу 3 складывается от действия как диска 12, так и

-шайб 13 и. 14.

При повороте ручки управления чер.— вяка 33 водило 25 поворачивается,увО лекая ось сателлита 24. Так как колесо 22 имеет скорость вращения неизменно равную скорости вращения ведущего вала 2; добавочное движение получает колесо 23,1 в результате чего внешний эксцентрик 8 и связанные с ним внешние эксцентрики 5 и 9 поворачиваются относительно внутренних эксцентриков (обгоняя или отставая от внутренних экоцентриков в зависимости от направления поворота водила 25). При

jg} остановке водила 25 (ручки управления) внешние эксцентрики вновь вращаются с валом 2 как одно целое, но с измененным эксцентриситетом диска

12 и шайб 13 и 14. Для направленного изменения тягового момента вариатора

848815 в процессе регулирования его кинематики или для сохранения постоянства этого момента в вариаторе установлен механизм регулирования натяжения,пружин. При повороте ручки управления (водила 31) поворачивается винт 36, сближая или разъединяя кольца 38 и

39, тем самым сжимая или ослабляя натяжение пружин 41.

В данной схеме механизмы регулирования сблокированы одной ручкой управления, что обеспечивает синхронность изменения кинематической и силовой характеристик вариатора. Например, при увеличений эксцентриситета (увеличение частоты вращения ведомого вала) кольца 38 и 39 раздвигаются, 15 сжимая пружины 41. При обеспечении постоянства мощности, величина развода колец 37 должна быть больше величины осевых перемещений фрикциониых колец .38 и 39, что обеспечивается Щ геометрическими параметрами пары колес 34 и 35.

Кроме того, связь механизмов регулирования позволяет установить пружины с малой величиной деформаций (например, тарельчатые пружины),что уменьшает размеры колеса 40 о ширине. Механизмы регулирования испытывают силовые нагрузки только в .момент регулирования. При остановлен- 3Q ной ручке управления они разгружаются полностью, и колеса вращаются вхолостую, так как эксцентриковая связь и винтовая передача самотормозящие.

При указанном расположении диска

12 и шайб 13 и 14 радиальные и окружные усилия, приведенные к валам 2 и

3, создают равновесную систему сил без опорных реакций, т.е ° в такой передаче, разгружены как подшипники 40 валов, так и сами валы (кроме участка вала 2 между шайбами 13 и 14).При достаточной балансировке ведущего вала 2 с посаженными на него диском 4 и шайбами 13 и 14 при любом значении 45 эксцентриситета вибрация вариатора устраняется.

Изобретение позволяет улучшить эксплуатационные характеристики вариатора (происходит увеличение долговечности вариатора, устранение вредного влияния вибрации и увеличение тягового момента). При равных значениях долговечности, йинематических и силовых характеристик предлагаемый вариатор обладает меньшим весом и объемом на единицу передаваемой мощности, что позволяет снизить стоимость изделия на единицу мощности. Кроме того, исключается вибрация и ее вредные действия.

Формула изобретения

Фрикционный вариатор, содержащий корпус, установленные в нем соосно ведущий и ведомый валы, размещенные на ведущем валу внутренний и внешний эксцентрики, механизм разворота эксцентриков, разрезное кольцо, ведомое колесо и установленный на эксцентриках промежуточный диск, взаимодействующий с ведомым колесом через разрезное кольцо, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности, нагрузочной способности и снижения вибраций, вариатор снабжен расположенными по обе стороны и противоположно ориентированными по отношению к основным двумя парами дополнительных эксцентриков, внутренние из которых установлены жестко на ведущем валу, а внешние кинематически связаны с внешним основным эксцентриком и с механизмом разворота эксцентриков, двумя шайбами, установленными.на дополнительных эксцентриках, кинематически связанными с промежуточным диском и с корпусом с возможностью поступательного перемещения относительно них и имеющими конические поверхности, взаимодействующие с аналогичными поверхностями,выполненными на частях разрезного кольца, установленного упруго на ведомом колесе.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 70512, кл. F 16 Н 15/50, 1967.

2. Авторское свидетельство СССР

9 752076, кл. F 16 H 15/48,20.07.77.

848815

33

Фиа 3

Заказ 6050/43 Тираж 1006

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и отирытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель В. Апархов ..

Редактор И.Николайчук Техред Е.Бабурка . Корректор М. Коста