Зубчатое колесо регулируемого диаметра
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советски и
Социалистических
Респубики
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт, свид-ву.— (22)Заявлено 19.02.79 (21) 2725985/25-28 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет
Опубликовано23 07 ° 81 ° Бюлл тень №27
Дата опубликования описания 24.07.81 (5! )М. Кл .
F 16 Н 55/12
F 16 Н 57/08
3Ъеударстееный квмнтет
СССР яо девам взвбратеник к еткрмтвв (53) УДК 621.833. . 12 (088. 8} (72) Авторы изобретения
Р, М. Назаров и Н. Н, Назарова (7l) Заявители (54) ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО РЕГУЛИРУЕМОГО ДИАМЕТРА
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в вариаторах общего, а также специального назначения .
Известен планетарный вариатор, в
5 котором использовано колесо регулируемого диаметра, содержащее иэ нес-. кольких жестких зубчатых секторов. В местах стыка секторов сделаны выступы и вырезы. При раздвижения секторов число зубьев составного колеса меняется за счет зубьев неполной рабочей длины в месте стыка. Переме-. щение секторов производится с помощью конической передачи Pl) .
Недостатком этого вариатора является малая нагрузочная способность . из-за больших динамических нагрузок, возникающих вследствие некруглости составного колеса, перекоса . зубьев, а также большой жесткости обода.
Наиболее близким по технической сущности к изобретению является зубчатое колесо регулируемого диаметра, содержащее обод, зубчатый венец, расположенный в средней части ширины обода колеса, направляющие накладки, взаимодействующие с ободом, и механизм изменения диаметра, взаимодействующий с ободом (21.
Однако наличие двух мест разъемов в известной конструкции приводит к возникновению существенных динамических нагрузок. Кроме того, конструкция колеса достаточно сложна из-эа наличия двух пар червячных передач, смыкающих и размыкающих полувенцы колеса.
Дель изобретения — упрощение конструкции колеса и снижение динамических нагрузок .
Поставленная цель достигается тем, I что обод колеса выполнен с разрезом, наклонным к образующим обода, последний охвачен направляющими накладками в местах разреза его, а меха низм изменения диаметра выполнен в
3 84 виде установленного на ободе кронштейна, взаимодействующих с ним изги-, бающего и разгибающего тросов и фиксатора, установленного на одной иэ направляющих накладок и взаимодействующего с ободом.
На фиг. 1 изображено зубчатое колесо регулируемого диаметра; на фиг. 2 — то же, вид сбоку.
Зубчатое колесо содержит обод 1, зубчатый венец 2, расположенный в средней части ширины обода 1 колеса.
Обод I зубчатого колеса выполнен с разрезом, наклонным к образующим обода. Угол наклона составляет примерно
30 . С торцов колеса в местах раэре \ за обода I установлены охватывающие
его направляющие накладки 3 и 4.
Механизм изменения диаметра колеса состоит из кронштейна 5, установленного на ободе 1 и взаимодействующего с изгибающим 6 и разгибающим 7 тросами. Кроме того, на накладке 3 установлен фиксатор, содержащий трос
8 фиксации, прикрепленный к собачке
9, которая связана также с фиксирующим штырем 10, взаимодействующим с отверстиями, выполненными в ободе 1 с шагом, равным шагу зацепления зубчатого колеса. Штырь 10 подпружинен пружиной 11. Для сбалансированности колеса на нем установлены малые накладки 12 и 13, на одной из которых установлен ролик 14 крестовой муфты (не показана) . Другой ролик 15 установлен на большой накладке. Колесо регулируемого диаметра находится в зацеплении с колесом 16.
Регулирование диаметра колеса осуществляется следующим образам.
Колесо регулируемого диаметра, установленное с помощью роликов 14 и
l5 в крестовой муфте, совершает круговые поступательные перемещения, входя в зацепление с колесом 16 планетарной передачи.
Для изменения диаметра используются тросы 6 и 7. Для деформации обода
8826 4 колеса на целое число зубьев с помощью троса 8 фиксации оттягивают собачку 9, которая, в свою очередь, выводит иэ зацепления фиксирующий штырь
10. Последний входит в отверстия, высверленные в ободе 1 с большей точностью,таким образом, что при деформации обода I зуб одной асти разрезного колеса приходится на зуб другой
10 части..Для возвращения собачки в исходное положение служит пружина 1).
Предлагаемая конструкция колеса позволяет.использовать его в качестве сателлита в планетарной передачи, 15 что обеспечивает большой диапазон изменения передаточного отношения при сравнительном малом изменении диаметра колеса.
Формула изобретения
Зубчатое колесо регулируемого диаметра, содержащее обод, зубчатый венец, расположенный в средней части ширины обода колеса, направляющие накладки, взаимодействующие с ободом, и механизм изменения диаметра, взаимодействующий с ободом, о т л и
30 ч а ю щ е е с я тем, что, с целью упрощения конструкции колеса и снижения динамических нагрузок, обод колеса выполнен с разрезом, наклонным к образующим обода1 последний охвачен
З5 направляющими накладками в местах разреза его, а механизм изменения диаметра выполнен в виде установленного на ободе кронштейна, взаимодействующих с ним изгибающего и разгибаю.0 щего тросов и фиксатора, установленного на одной из направляющих накладок и взаимодействующего с ободом.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
Патент Великобритании )) )195962, кл. F 2 D 4В, 1970.
2. Авторское свидетельство СССР
)) 249601, кл. F 16 Н 1/34, 1968.