Турбодетандер
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ 848914
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советски к
Социалистичесиик
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополиительное к авт. саид-ву(22) Заявлено 25.01.78 (21) 2565859/23-06.(5l)M. Кл.
Ь с присоединением заявки М 2565858/
/2565856/Об (23) Приоритет
Р 25 В 11/00
@вударотввииый комитет
СССР
Опубликовано 23.07.81, Вюллетеиь М 27 до делам изобретеиий и открытий (53) УДК621. 515: 621 57 012 .4(088.8) Дата опубликования описания 23 07 8)
В.И. Еременко, А.Г. Личман, В.Н..И(пак и (72) Авторы изобретения
Е- -.с1 .8- q .) б1
Всесоюзное научно-производственное объ
"Союзтурбогаэ". (71) Заявитель (54) ТУРБОДЕТАНДЕР
Изобретение относится к холодильной технике и может быть использовано в качестве источника холода в схемах подготовки природного газа.
Известны трубодетандеры, содержа5 щие корпус с проточной частью, в котором на валу, установленном в подшипниках,расположены компрессорное колесо . с разгрузочной полостью и радиальное турбинное колесо с лабиринтными уплот-а иениями (11 .
Недостатками турбодетандеров яв ляется то, что эффективная компенсаци» осевых усилий возможна только в узком диапазоне режимов работы, кро- 1в ме того, высокие значения осевых усилий на границах диапазона рабочих режимов вынуждают конструктивно выбирать диапазон результирующего ocesoro усилия знакопеременным, наличие 20 ,.режимов, при которых осевое усилие близко к нулю, снижает ресурс упорного шарикоподшипника с трехточечным или четырехточечным контактом.
Цель изобретения -.разгрузка подшипниковых узлов от осевых усилий.
Указанная цель достигается тем, что по обе стороны турбинного колеса выполнены дополнительные pasrpyэочные полостй, ограниченные корпусом и лабиринтами уплотнениями, причем в турбинном колесе выполнены две группы каналов, перекрестно соединяющие разгрузочные полости sa u перед этим колесом с соответствующими участками проточной части, а на входе в компрессорное колесо установлен приемник полного давления, соединенный с разгрузочной полостью этого колеса.
Кроме того, разгрузочная полость, расположенная за турбинным колесом, соединена с проточной частью перед этим колесом посредством канала, снаб- . женного дросселем, а за турбинным колесом выполнена вторая разгрузочная полость, которая соединена с проточной частью перед этим колесом.
3 8489
На фиг. I изображен турбодетандер, общий вид; на фиг. 2 — турбинное колесо с соединением разгрузочной полости эа колесом с проточной частью; на фиг. 3 — то же, с соединением второй разгрузочной полости за колесом с проточной частью.
Турбодетандер содержит корпус 1, проточную часть 2, вал 3, подшипники
4-6, компрессорное колесо 7 с разгру- Ið зочной полостью 8, турбинное колесо
9, сопловой аппарат 10, лабиринтиое уплотнение 11-15, разгрузочные полости 16, 17 и 18, группы каналов 19 и
20, выполненные в турбинном колесе 9, д приемник 21 полного давления, соединенный трубопроводом 22 с разгрузочной полостью 8, трубопровод 23 с дросселем 24, трубопровод 25.
Турбодетанцер работает следующим образом.
Газ поступает через сопловой аппарат 10 на вход колеса 9 турбины,откуда по наклонным каналам 20 поступает в разгрузочную полость 17, образованную поверхностями корпуса 1., вала
3 и лабиринтным уплотнением 14 пройдя колесо 9 турбины газ поступает на выход турбины и одновременно по каналам 19 поступает во вторую разгрузочную полость 16, образованную поверхностями корпуса 1 и вала 3, лабиринтным уплотнением 13.
С выходом турбины газ поступает на внешнюю часть схемы ниэкотемператур- M ной сепарации и после отделения конденсата поступает во входной тракт компрессора, откуда через приемник
21 полного давления по трубопроводу
22 поступает в разгрузочную полость 40
8, образованную лабиринтным уплотнением 12, корпусом 1, валом 3.
Компрессор, воспринимая мощность, развиваемую турбиной, "ообщает энергию газу, производит его сжатие(фиг.1 4З
Варьируя соотношением гидравлических сопротивлений дросселя 24 и груп.пы каналов 20, можно конструктивно определять диапазон осевых усилий, действующих на вал при различных ре- 50 жимах работы (фиг. 2).
14 4
Газ по трубопроводу 25 поступает в разгрузочную полость 18 (фиг.3).
Технико-экономический эффект применения изобретения определяется за счет снижения эксплуатационных расходов увеличения межремонтного и технического ресурса и повышения работоспособности упорных подшипников.
Формула изобретения
l, Турбодетандер, содержащий корпус с проточной частью, в котором ня валу, установленном в подшипниках, расположены компрессорное колесо с разгрузочной полостью и радиальное турбинное колесо с лабиринтными уплотнениями, о т л и ч а ю щ и й— с я тем, что, с целью обеспечения разгрузки подшипников от осевых усилий, по обе сторожа турбинного колеса выполнены дополнительные разгрузочные полости, ограниченные корпусом и лабиринтными уплотнениями, причем в турбинном колесе выполнены две группы каналов, перекрестно соединяющие разгрузочные полости за и перед этим колесом с соответствующими участками проточной части, а на входе в компрессорное колесо установ- . лен приемник полного давления, соединенный с разгрузочной полостью этого колеса.
2. Турбодетандер по п.I, о т л ич а ю шийся тем, что разгрузочная полость, расположенная за турбинным колесом, соединена с проточной частью перед этим колесом посредством канала, снабженного дросселем.
3. Турбодетандер по п.1, о т л ич а ю шийся тем, что sa турбиннми колесом выполнена вторая разгрузочная полость, которая соединена с проточной частью перед этим колесом.
Источники ииформации, принятые.во внимание при экспертизе
1. Романов М.Н. и .др, Рекомендации по эксплуатации воэдухоохладителей типа ВОП.-"Холодильная техника", В 9, 1975, с. 47.
848914
Я Я /4
fZ ф
t6 tS t0
Составитель А. Коломейцева
Техред Т.Маточка Корректор С. Щомак
Редактор В, Еремеева
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ 6065 8 Тираж 566 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб, д. 4/5