Устройство для дефектоскопии внутреннейповерхности трубопровода

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Оп ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

СоциелистическихРеспублик

1и 849058, (61) Дополнительное к.авт. свил-ву 1Р 789724 (5! )М. Кл.

G 0l М 27/82

G 01 М 29/04 (22) Зая влек о 29, 06. 77 (21) 2500413/25-28 с присоелинением заявки № (23) Приоритет

Государственный комитет по делам изобретений н открытий

Опубликовано 23.07 ° 81 ° Бюллетень № 27 (53) УДК620.179. .1 (088.8) Дата опубликования описания30.07.81

А.А.Мадоян, В.Г.Канцедалов, П.Б.Самойленко и В.П.Самойленко (32) Авторы изобретения

Всесоюзный дважды ордена Трудового Красного Знамени теплотехнический научно-исследовательский институт им. Ф.Э.Дзержинского (7I ) Заявитель (54) УСТАНОВКА ДЛЯ ДЕФЕКТОСКОПИИ ВНУТРЕННЕЙ

ПОВЕРХНОСТИ ТРУБОПРОВОДА

Изобретение относится к установкам для дистанционного контроля свойств металла и может быть использовано в установках для неразрушающего контроля состояния металла трубопроводов, например атомных электростанций.

По основному авт. св. N - 789724 известна установка для дефектоскопии внутренней поверхности трубопровода, содержащая два опорных пояса, каждый из которых выполнен в виде стакана, 1О на боковой поверхности которого расположена ограниченная эластичной оболочкой кольцевая камера, размещенный между поясами узел связи и перемеще15 ния в виде сильфона, компрессор, реверсивный переключатель и автоматическое устройство управления jig .

Однако известная установка не обладает необходимой надежностью работы

20 ввиду того, что в ней автоматическое устройство управления содержит значительное количество пневмоцилиндров и коммуникаций.

Цель изобретения — повь пен надежности установки.

Указанная цель достигается тем, что автоматическое устройство управ ления включает питающую магистраль„ соединяющую реверсивный переключатель с первой кольцевой камерой, блок управления реверсивным переключателем, выполненный в виде соединенного с ним мембранного исдолнительного механизма, подсоединенного к питающей магистрали через установленные в параллельных ветвях управляемую заслонку и обратный клапан, ограничитель давления, соединяющий питающую магистраль с полостью сильфона и выполненный в виде управляемой заслонки и обратного клапана, установленных в параллельных ветвях, управляемую заслонку, через которую полость снльфона соединена со второй кольцевой камерой, и линию сброса давления, включающую мембранный исполнительный механизм и атмосферный на давление порядка 0,8 ати. В это же время обратный клапан 22 закрыт, а заслонка 21 отрегулирована на более низкое давление, например 0,7 ати.

Воздух по питающей магистрали 13 поступает в камеру 5 первого опорного пояса. Эластичная оболочка 7 под действием возрастающего давления в камере 5 выпучивается, фиксируя стакан

3 в заданном участке трубопровода в результате появления сил трения между оболочкой и внутренней поверхностью трубопровода (фиг. 2а). При достижении в камере 5 давления 0,7 ати открывается заслонка 21 и сжатый воздух поступает в полость 10 сильфона 9, при этом атмосферный клапан 28 закрыт, а заслонка 25 отрегулирована на 0,5 ати.

Действие клапана 28 основано на том, что при наличии давлечия мембранный механизм 27 не допускает открытия клапана 28. По мере возрастания давления в полости 10 сильфона 9 последний. увеличивается в размере и происходит перемещение стакана

4 относительно стакана 3, на величину заданного шага, . определяемого геометрическими параметрами и длиной троса-ограничителя хода (фиг. 2б).

При достижении давления в полости 10 0,5 ати, на которое отрегулирована заслонка 25, последняя открывается и сжатый воздух поступает в камеру 6 стакана 4. В результате повышения давления в камере 6 ее эластичная перегородка 8 выпучивается и фиксирует новое положение стакана 4 в трубопроводе (фиг.2в1

В этом положении все полости 5, 6 и 10 находятся под избыточным давлением. По достижении давления 0,8 ати открывается заслонка 18 и приводит в действие мембранный механизм 15> который переводит реверсивный переключатель в положение, при котором магистраль 13 оказывается сообщенной с всасывающим патрубком компрессора 11 . Таким образом, полости камеры 5 и сильфона 10 оказываются под разрежением. Клапаны 22 и 19 открыты. Камера 6 находится под давлением. Заслонка 25 и клапан 28 (фиг. 2г) закрыты.

При снижении давления в камере 5 эластичная оболочка освобождается, утрачивает контакт с внутренней по30

3 849058 4 клапан и соединенную также со второй кольцевой камерой.

На фиг. 1 представлена принципиальная схема установки для дефектоскопии трубопроводов; на фиг. 2— последовательные состояния опорных поясов и сильфона в трубопроводе при одном шаге установки.

Установка для дефектоскопии внутренней поверхности 1 трубопровода

2 содержит опорные пояса, выполненные в виде стаканов 3 и 4 с кольцевыми камерами 5 и 6 на наружной боковой поверхности, ограниченными эластичными оболочками 7 и 8. К дни щам стаканов прикреплен сильфон 9.

Внутренняя полость 10 сильфона и полости камер 5 и 6 подключены к компрессору ll через реверсивный переключатель 12. Автоматическое устройство управления включает питающую магистраль 13, соединяющую реверсивный переключатель 12 с первой кольцевой камерой 5, блок 14 уйравления реверсивным переключателем, выполненный в виде соединенного с ним мембранного исполнительного механизма

15, подсоединенного к питающей магистрали через установленные в параллельных ветвях 16 и 17 управляемую заслонку 18 и обратный клапан 19.

Ограничитель 20 давления, соединяющий питающую магистраль 13 с полостью 10 сильфона 9, выполнен в виде управляемой заслонки 21 и обратного клапана 22, установленных в параллельных ветвях 23 и 24.

Автоматическое устройство управ— ления включает также управляемую заслонку 25 через которую полость

10 сильфона соединена со второй кольцевой камерой 6, и линию 26 сброса давления, включающую мембранный механизм 27 и атмосферный клапан 28 и соединенную со второй кольцевой ка- 45 мерой 6. К реверсивному переключателю подключен счетчик 29 циклов.

В полости 10 сильфона укреплен между днищами стаканов пс1 оси сильфона трос-ограничитель 30 хода.

Установка работает следующим образом.

От компрессора 11 сжатый воздух подают через реверсивный переключатель 12 в питающую магистраль 13.

В исходном положении.реверсивный переключатель включен в режим нагнетания, при этом обратный клапан 19 закрыт, а заслонка 18 отрегулирована (e )

При прохождении криволинейных участков (фиг. 2б) трубопроводов длина сильфона 9 увеличивается в результате повышения давления в полости

10, а трос-ограничитель хода, смеща- 40 ясь относительно оси сильфона, спо/ собствует искривлению траектории движения установки, фиксируя на каждом участке кривизны положение, занимаемое сильфоном, в результате че- 4s го возникает составляющая силы, 5 8490 верхностью трубопровода, первый опорный пояс расфиксируется и получает возможность дальнейшего перемещения. Сильфон складывается по мере снижения давления и подтягивает ста5 кан 3 к стакану 4 (фиг. 2д) . Процесс разрежения продолжается до тех пор, пока мембранный механизм 15 не восстановит своего исходного положения, в результате чего реверсивный переключатель подключает питающую магистраль 13 к нагнетательному патрубку компрессора. 11. При этом мембранный механизм 27 возводится в состояние готовности для сбрасывания воздуха в атмосферу. Клапаны

19 и 22 и заслонки 18 и 21 снова закрыты. Воздух при этом поступает в камеру 5 стакана 3, фиксируя по мере повышения давления в камере с помощью эластичной оболочки 7 стакан 3 в трубопроводе. В этом положении под давлением оказываются камеры 5 и 6, а полость 10 сильфона — под разрежением (фиг. 2е). 25

При достижении давления 0,7 ати в камере 5 и магистрали 13 открывается заслонка 21, воздух поступает в полость 10. Импульс давления воз-. действует на готовый к срабатыванию мембранный механизм 27, который кратковременно сообщает линию 2Ь и полости

6 и 10 с атмосферой. Устройство возвращается в первоначальное положение иг. 2а

58 6 прилагаемая к стакану 4 и воздействующая на последний в сторону центра кривизны (фиг. 2ж) °

Предлагаемая установка позволяет обеспечить повышение надежности работы в результате уменьшения числа питающих магистралей до одного, что втрое снижает вероятность отказов их в работе.

Формула изобретения

Установка для дефектоскопии внутренней поверхности трубопровода по авт. св. P 789724, о т л и ч а— ю щ а я с я тем, что, с целью повышения ее надежности, автоматичес \ кое устройство управления включает питающую магистраль, соединяющую реверсивный переключатель с первой кольцевой камерой, блок управления реверсивным переключателем, выполненный в виде соединенного с ним мембранного исполнительного механизма, подсоединенного к питающей магистрали через установленные в параллельных ветвях управляемую заслонку и обратный клапан, ограничитель давления, соединяющий питающую магистраль с полостью сильфона и выполненный в виде управляемой заслонки и обратного клапана, установленных в параллельных ветвях, управляемую заслонку, через которую полость сильфона соединена со второй кольцевой камерой, и линию сброса давления, включающую мембранный исполнительный .мезанизм и атмосферный клапан .и соединенную также со второй кольцевой камерой.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

N 789724, кл. G 01 N 27/82, 1977 (прототип).