Устройство для защиты электро-двигателя
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советск их
Социалистическик
Республик
Оп ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
< 849373 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 09.07. 79 (21) 2793831/24-07 с присоединением заявки № 2793832/24-07 (23) Приоритет (51)М. Кл, Н 02 Н 7/08
Н 02 Н 5/04
Гееудирстевиный комитет
СССР (53) УДК621.316. . 925 (088. 8) ho дедам нза4ретений н открытий
Опубликовано 23.07.81, Бюллетень № 27
Дата опубликования описания 03. 08. 81 (72) Автор изобретения
И.Г. Кропачев (7l ) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты электродвигателя от.перегрузки и превышения теме.ературы.
Известны устройства, содержащие датчик тока защищаемого двигателя, .5 выход которого через элемент задержки присоединен к пороговому элементу с исполнительным элементом на выходе Г1) и Е21.
Недостатком известных устройств является невозможность отключения защищаемого двигателя при недопустимом превышении температуры обмоток, не сопровождающемся увеличением тока.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является устройство для защиты электродвигателя от перегрева и перегрузки, содержащее датчик тока защищаемого двигателя, к выходу которого подключены вход исполнительного элемента и шунтирующий тиристор, последовательно соединенные ключ и элемент задержки, последовательно соединенные первый потенциометр и стабилитрон. Параллельно стабилитрону подключены последовательно соединенные термодатчик двигателя, второй потенциометр, термодатчик окружающей среды, Выход второго потенциометра соединен с одним из входов ключа, к другому входу которого через элемент
ИЛИ присоединены выход элемента задержки и элемент отсчетки по току ГЗ) .
Недостаток устройства — невысокая надежность защиты из-за несоответствия время-токовых характеристик устройства с тепловыми характеристи- . ками двигателя.
Цель изобретения — повышение надежности защиты устройства.
Указанная цель достигается тем, что в устройстве для защиты электродвигателя, Содержащее исполнительный элемент, ключ, первый потенциометр, стабилитрон, конденсатор, последовательно соединенные термодат4 ход первого потенциометра 3 зашунтирован конденсатором 17.
Устройство работает следующим образом.
В режиме пуска отстройка от броска тока осуществляется подбором постоянной времени цепи: конденсатор 17 и резистор 3. В нормальном режиме двигателя ключ 7 и стабилитрон 2 закрыты, 10 сигнал на выходе элемента 14 ИЛИ отсутствует. При токовой перегрузке открывается ключ 7 и через элемент 8 задержки сигнал поступает через элемент 14. ИЛИ на динистор, вызывая.его
15 срабатывание и через исполнительный элемент отключение двигателя. При повышении температуры обмоток двига-. теля порог срабатывания ключа 7 уменьшается и отключение двигателя проис20 ходит с меньшей выдержкой времени.
При недопустимом повышении температуры ключ 7 открывается при малых токах двигателя, чем обеспечивается его отключение.
49373
35
Формула изобретения
Устройство содержит датчик 1 тока защищаемого двигателя, к выходу которого подключен последовательно соединенные стабилитрон 2 и первый потенциометр 3, а также последовательно . соединенные термодатчик 4 двигателя, второй потенциометр S и термодатчик 6 окуржающей среды. Выход второго потенциометра 5 и точка соединения стабилитрона 2 с первым потенциометром 3 .
50 присоединены к входам ключа 7, выход которого соединен с элементом 8 задержки, выполненного из резистора 9, сигнализационного элемента 10, переменного резистора 11, конденсатора
12, диода 13. Выходы элемента 8 задержки и первого потенциометра 3 через элемент 14 ИЛИ и динистор 15 подключены к исполнительному элементу 16. Вы3 8 чик двигателя, второй потенциометр и термодатчик окружающей среды, датчик тока зашищаемого двигателя поУ следовательно соединенный с ключом элемент задержки, выход которого соединен с первым входом элемента ИЛИ, второй- вход ключа соединен с выходом второго потенциометра, к выходу датчика тока подключены термодатчики и последовательно соединены стабилитрон и первый потенциометр, выход последнего с параллельно подключенным конденсатором присоединен к второму входу элемента ИЛИ.
Кроме того, элемент задержки выполнен в виде разрядного резистора, параллельно которому подключены последовательно соединенные переменный резистор, эашунтированный встречно включенным диодом, и второй конденсатор.
А так же последовательно с разрядным резистором включен элемент сигнализации о перегрузке двигателя.
При этом, ключ выполнен в виде аналога однопереходного транзистора, первый вход которого подключен к точке соединения стабилитрона и первого потенциометра, второй вход подключен к выходу второго потенциометра, а выход — к входу элемента задержки.
С целью упрощения при отсутствии необходимости учета изменений температуры окружающей среды, термодатчик окружающей среды выполнен в виде постоянного резистора.
На фиг. 1 приведена схема устройства; на фиг. 2 . — схема примера его реализации.
В приведенной схеме р еализ ации устройства ключ 7 выполнен в виде транзистора, а термодатчик 6 окружающей среды — в виде постоянного резнстора.
Положительный эффект предлагаемого изобретения заключается в повышении надежности защиты двигателя при различных температурах его обмоток.
1. Устройство для защиты электродвигателя, содержащее исполнительный элемент> ключ, первый потенциометр, стабилитрон, конденсатор, последовательно соединенные термодатчик дви- гателя, второй потенциометр и термодатчик окружающей среды, датчик тока защищаемого двигателя, последовательно соединенный с ключом элемент за> держки, выход которого соединен с первым входом элемента ИЛИ, о т л ич а ю щ е е .с я тем, что, с целью
/ повышения надежности путем улучшения согласования .время-токовых характеристик устройства с тепловыми характеристиками защищаемого двигателя, второй вход ключа соединен с выходом второго потенциометра, к выходу датчика тока подключены термодатчики и последовательно соединенные стабилитрон и первый потенциометр, 5 .8493 выход последнего с параллельно подключенным конденсатором присоединен к второму входу элемента ИЛИ.
2. Устройство по п. 1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что элемент задержки выполнен в виде разрядного резистора, параллельно которому подключены последовательно соединенные переменный резистор, зашунтированный встречно включенным диодом, и второй конденсатор.
З.Устройство по пп 1 и 2, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что последовательно с разрядным резистором включен. элемент сигнализации о перегрузке двигателя.
4. Устройство по п. 1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что ключ выполнен в виде аналога однопереходного транзистора, первый вход которого gp подключен к точке соединения стаби73 6 литрона и первого потенциометра, второй вход подключен к выходу второго потенциометра, а выход — к входу элемента з.адержки.
5. Устройство по п. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью упрощения при отсутствии необходимости учета изменений температуры окружающей среды, термодатчик окружающей среды выполнен в виде постоянного резистора. рмации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское. свидетельство СССР № 244478, кл. Н 02 Н 7/08, 1968.
2. Авторское свидетельство СССР
¹- 574815, кл. Н 02 Н 7/085, 1977.
3. Авторское свидетельство СССР
¹ 600654, кл. Н 02 Н.7/08, 1978 (прототип).
ВЕ1ИИПИ Заказ 6108/71 Тираж .675 Подписное
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная,4