Способ изготовления изоляцииобмоток электрических машин

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

© АЙ И Е (и!849381

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Сотоз Советских

Социалистических

Ресттубттик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (63) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 06.04. 79 (2! ) 2 750520/24-07 с присоединением заявки %в (23) ПриоритетОпубликовано 23.07.81. Бюллетень Рй 27 (51)M. Кл.

Н 02 К 3/30

Н 02 К 15/12

Гесудерственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.315 (088.8) fl,àòà опубликования описания 27.07.81

В. Х, Максимов, Э. Э. Шлехитов, Л, В, Зайцев и Л. С. Блудов (72) Авторы изобретения (7!) Заявитель (54),СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗОЛЯЦИИ ОБМОТОК

ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

Изобретение относится к технологии электромашиностроения и, в частности тяговых электрических машин.

Известен способ изготовления изоляции катушек электрических машин, при котором катушки после изолирования ком5 паундируют битумом в специальных кот» лах (1 ).

Недостатки известного способа - способность битума проникать вглубь иэоля10 ции, что снижает нагревостойкость изоляции, а также сложный процесс очистки компаундированных иэделий от битума.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению техническим решением является способ изготовления изоляции обмоток электрических машин, включающий наложение слоев изоляционного материала на обмотку, размещение обмотки в емкости, заполнение емкости мелкодисперсной средой, нагревание, вакуумирование и создание давления газом на среду (2).

Недостаток этого способа-осаждение летучих в среде, в качестве которой выбран кварцевый песок, и последующему ее комкообразованию, Бель изобретения — утучшение электроизоляционных характеристик.

Поставленная цель достигается тем,что в качестве мелкодисперсной среды используют мелкопористый силикагель, нагревают его до температуры 300 450 С и осуществлятот контроль температуры поверх постных слоев изоляционного материала, а давление газом на среду производят при достижении температуры размягчения изоляционного материала.

На фиг. 1 изображена емкость для прессовки и термообработки изолированных обмоток, общий вид на фиг. 2 — изолиро.ванная катушка, общий вид; на фиг. 3— изолированная катушка в активной части, поперечный разрез.

Изолировайная катушка 1 состоит иэ проводников 2, межвитковой изоляции 3, корпусной изоляции 4, иэ синтетических пленочных материалов, например полиимидИсточники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Виноградов И, В. Обмотчик эпектри4о ческих машин, М., Высшая школа, 1965.

2. Патент ФРГ № 2408738, кл. Н 02 К 15/12, 1976. нсьфтсропластовой пленки. Наружный слой выполнен зашитной съемной лентой 5.

Способ осуществляется следующим образом.

Изолированные хат KI 1 помешают B емкость 6 на подвесках 7 и заполняют нагретым до 300 С мелкопористым силио

*кагелем 8,.размер зерен которого 0,242 мм, до полного покрытия всей поверхности катушек. Нагрев силикагеля и изо- щ лированных катушек ведется в емкости электронагревательными элементами 9 с одновременной подачей на изолированные катушки электрического тока. Затем емкость 6 подвергается вибрации до полно- 15

ro уплотнения всея поверхности изолированных катушек 1 мелкопористым силикагелем 8. При достижении 300-450оС в емкости 6 создают глубокий вакуум через трубопровод 10, а затем давление поряд- щ ка 10-15 кгс/см .

С изоляционным материалом происходит

Ф следуюший процесс.

Вакуум и мелкопаристый силикагель вытягивают из изоляции воздух и прочие 25 летучие вещества. При температуре проис ходит размягчение фторопластовой пленки, что приводит к хорошему соединению попиимидной пленки в целом, Под действием давления силикагель уплотняет всю поверх- 30 ность катушек и впитывает влагу и другие летучие вещества, а при 300-450 С все о слои полиимидно-фторопластовой пленки спекаются в единую монолитную изоляцию.

По.окончании прессовки и термообработки 35 катушки вынимают из емкости и с них снимается защитная изоляция. Силикагель проходит термообработку температурой

250-500 С и готов к поворотному прио менению.

Использование предлагаемого способа прессования н термообработки катушек улучшает сорбцию паров н газов, выдепяе» мых из изоляции за счет применения сипикагеля. Метод нагрева силикагеля и катушек не загромождает емкость, в которой силикагель свободно перемещается, упрощает технологию изготовления катушек, так как не требуется дополнительного обо рудования дпя просева песка.

Предлагаемый способ улучшит качество изоляции, а, следовательно, снизятся перегревы электрических машин на 10%, что повысит срок службы их в эксплуатации.

Формула изобретения

Способ изготовления изоляции обмоток электрических машин, включающий наложение слоев изоляционного. материала на обмотку, размещение обмотки в емкости, заполнение емкости мелкодисперсной средой, йатревание, вакуумирование и создание давления газом на среду, о r л и ч а юm и и с я тем, что, с целью улучшения электроизопяционных характеристик, в ка-. честве мелкодисперсной среды используют мелкодисперсньй силикагель, нагревают его до 300-450 С н осуществляют контроль температуры поверхностных слоев изоляционного материала, а давление газом на среду производят при достижении температуры размягчения изоляционного мат ериапа.

Составитель А. Лебедев

Редактор H. Пушненкова ТехредТ. Маточка Корректор М. Коста

Заказ 6110/72 Тираж 730 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская иаб„д 4)5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектнан, 4