Устройство контроля скользящегоконтакта электродвигателя постоян-ного toka
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ и п849382
Союз Советских
Социалистичесиих
Республик (61) Дополнительное к авт, саид-ву
{22) Заявлено 05.01.79 (21)2707968/24-07 с присоединением заявки М— (23) Приоритет— (51)Я. Кд.
Н 02 К 15/00
Государственный комитет
СССР
Опубликовано23.07.81; Бюллетень М 27 по делом изобретений и открытий (53) УДК 621.313»: .13.024 (088. 8)
Дата опубликования описания 27.07.81 (72) Авторы изобретения
В.Н.Потапов, В.Ф.Герман и В.С.Затынайко
Рижский Краснознаменный институт инженеров . авиации им. Ленинского комсомола (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ СКОЛЬЗЯШЕГО КОНТАКТА
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА
Изобретение относится к электрическим машинам, преимущественно малой мощнос ти и моткет быть использовано при испытаниях и контроле скользящего контакта электродвигателей, например, в специализированных приборах диагностирования электро-5 двигателей или наземных диагностических комплексах электрооборудования летательных аппаратов, Известны устройства диагностирования электрических машин, основанные на оцен1О ке состояния скользящего контакта путем измерения параметров коммутационных пульсаций напряжения (1 j.
Наиболее близким к предлагаемому по
15 технической сущности и достигаемому результату является устройство контроля скользящего контакта электродвигателя постоянного тока, содержащее датчик коммутационных пульсаций напряжения, блок измерения соотношения пикового и средне-. выпрямленного значений пульсаций напряжений, индикатор, датчик скорости выделения (2), Недостатком известного устройства является сложность процесса диагностирования, обусловленная, в первую очередь, необходимостью одновременного исполнения оператором считывания показаний индикатора и слежения за текущей частотой вращения электродв(п ателя, следствием чего является малая производитепьность труда при контроле.
Цель изобретения — повышение производительности труда.
Указанная цель достигается тем, что устройство снабжено схемой сравнений, генератором опорной частоты и блоком индикации отклонения частоты вращения от опорной, входы схемы сравнения подклю- чены к выходам датчика скорости вращения и генератора опорной частоты, а к выходу схемы сравнения подсоединены блок индикации отклонения частоты вращения от опсрной.
Как известно, используемый диагностический параметр (отношение пикового и средневыпрямленного значений пульсаций
3 84Ì8 напряжения) зависит не только от состояния скользящего контакта электродвигателя, но и от его частоты вращения.
В связи с этим в процессе диагностирования измерение указанного параметра следует выполнять прн фиксированной (заданной) частоте вращения. Это. в свою очередь обуславливает необходимость одновременного выполнения оператором считывания показаний с индикатора диагности- 0 ческого параметра и слежения за текущей частотой вращения электродвигателя. Реализация подобной процедуры является весьма сложной и ведет к черезмерной загрузке оператора, особенно, если учесть необ- 15 ходимость контроля соответствия текущей частоты вращения заданному значению с высокой точностью (порядка .17). Кроме того, измерение частоты вращения с такой точностью требует использования в процессе диагностирования цифровых частотомеров, имеющих высокую стоимость и соз» дающих значительное неудобство при диагностировании (например, на борту ñàìîëåта), что также усложняет процесс диагнос тирования.
Предлагаемое устройство исключает перечисленные недостатки.
На,чертеже приведена блок-схема устр ойства диагностирования электродвигателя постоянного тока, Устройство состоит из датчика 1 коммутационных пульсаций напряжения, блока
2 измерения отношения пикового и средне35 выпрямленного значений пульсаций напряжения, индикатора 3, датчика 4 скорости вращения в виде блока выделения максимальной составляющей спектра пульсаций, схемы сравнения 5, генератора 6 опорных
40 частот, блока 7 индикации знака отклонения и совпадения частоты вращения. ,В представленном усФройстве одновременно с измерением диагностического па- 45 раметра нроизводится непрерывный контроль соответствия текущей частоты вращения заданному значению. Это достигается тем,.что из пульсаций напряжения, (со.держащих составляющие с частотой,про50 парциональной частоте вращения электродвигателя)с помощью блока выделения максимальной составляющей спектра выделяется макснмальная по. амплитуде гармоника, кратная частоте вращения электродвигателя. Например, для авиационных электродвигателей в качестве такой гармоники можно использовать коллекторную ала зубцовую.
2 ф
Сформированный таким образом контролируемый сигнал (с частотой, пропорциональной частоте вращения) и сигнал генератора 6 опорных частот (с частотой, равной частоте контролируемого сигнала на выбранном фиксированном режиме работы электродвигателя) поступает на соответствуюшие,входы схемы сравнения 5, которая формирует сигналы, зависящие от величины и знака отклонения кснтролируемой и опорной частот.
Визуализация указанного сигнала осуществляется блоком 7 индикации знака отклонения и совпадения частоты вращения путем высвечивания табло "Больше, Норма", "Меньше, которые выполняют конструктивно совмещенными с индикатором 3.
Таким образом, предлагаемое устройство пбзволяет упростить процесс диагностирования, поскольку исключает необходимость непрерывного считывания значений текущей частоты вращения и контроля ее соответствия заданной величине. Кроме то:-. го, упрощение процесса диагностирования достигается также тем, что применение предлагаемого устройства не требует использования цифровых частотомеров для измерения частоты вращения, а по точно» сти контроля соответствия текущей частоты вращения электродвщ.ателя заданному значению не уступает последним, т.е, в данном случае упрощение процесса диаг-. ностирования обуславливается упрощением средств, используемых при реализации этого процесса.
Упрощение процесса диагностирования состоит также и в том, что исключается необходимость частичной разборки диагностируемых электродвигателей, (с целью доступа к вращающимся частям и использования стробоскопического метода измерения частоты вращения) ибо большинство электродвигателей постоянного тока, встро енных таходатчиков не имеет, а другие методы измерения частоты вращения не обеспечивают требуемой точности.
Таким образом, использование предлагаемого устройства диагностирования электродвигателя позволяет получить новый положительный эффект, который заключается в повышении производительности труда при контроле.
В свою очередь упрощение процесса диагностирования дает возможность уменьшить ишибки оператора при оценке технического состояния электродвигателей и тем самым обеспечивает повышение дос5 8493 товерности диагноза, что особенно важно для авиационных электродвигателей.
Упрощение процесса диагностирования обуславливает также снижение затрат на проведение технологического обслуживания за счет сокращения времени диагностирования. Это значительно повышает эффективность использования контролируемого оборудования, например авиационного, имеющего в своем составе большое. коли- 1р чество электродвигателей (60-80 еди- ниц и более).
Формула изобретения л
Устройство контроля скользящего контакта электродвигателя постоянного тока, содержащее датчик коммутационных пульсаций напряжения, блок измерения отно- 20 щения пикового и средневыпрямленного
82 6 значений пульсаций напряжения, индикатор, i датчик скорости выделении, например, в виде блока вращения максимальной cocrasляющей спектра пульсаций, о г л и ч аю щ е е с я тем, что, с целью повьпцения производительности труда, устройство снабжено схемой сравнения, генератором оаарной частоты и блоком индикации отклоне» ния частоты вращения от опорной, входы схемы сравнения подключены к выходам датчика скорости вращения и генератора опорной частоты, а к выходу схемы срав.нения подсоединен блок индикации откло-. нения частоты вращения от опорной.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Мо 522535, кл. Н 02 К 15/00, 1974.
2. Авторское свидетельство СССР по заявке Мо 2487736/24-07, кл, Н 02 К ХЫОО, 1977.
849Э82
Составитель Никаноров
Редактор А, Шандор Техред М. Коштура Корректор М. Коста
Заказ 6110/72 Тираж 730 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., p. 4/5
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4