Способ контроля качества сборкиколлекторной электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
G Il M C A H И Е (и1849383
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (5l)M. Кл.
Н 02 К 15/00 (22) Заявлено 20.07.79 (21) 2800476/24-07 с присоединением заявки И
Гасударственный комитет.СССР (23) Приоритет ао делом изобретений и открытий
Опубликовано 23.07.81. Бюллетень .% 27
Дата опубликования описания 27.07.81 (53) УДК 621.318. .001.4 (088.8) (72) Авторы изобретения
А. С. Курбасов, В. В. Шумейко, В, К. Волков, Б. Г. Максимов и Б. A. Курбасов
Всесоюзный ордена Трудового Красного Знамен исследовательский институт железнодорожного трансп (71) Заявитель (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА СБОРКИ
КОЛЛЕКТОРНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
Настоящий способ предназначен для контроля качества сборки собранной кол- лекторной электрической машины и, в частности, тягового двигателя.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому ре5 зультату является способ контроля положения щеточного узла коллекторных электрических машин, заключающийся в том, тто в якорь электрической машины подают переменный ток и измеряют ЭДС, наведенную в измерительной обмотке, расположенной на болте добавочного полюса (1).
Однако известньпт способ, контроля сложен и трудоемок, так как необходимо вы- 15 вертывать болт из добавочного полюса, а если необходимо проконтролировать все добавочные полюсы, то по болту из каждого полюса, и ввертывать специальный болт с измерительной обмоткой.
11ель изобретения — упрощение и уменьшение затрат труда на контроль качества сборки коллекторной электрической машины.
Указанная цель достигается тем, что в последовательно соединенные якорь и об.— мотку добавочных полтосов электрической машины подают постоянный ток и увеличивают величину тока до начала вращения якоря, измеряют его минимальное значение дважды при разной полярности, а о качестве сборки судят по двум значениям минимального тока.
На чертеже представлена схема устройства, реализующего предлагаемый способ.
Якорь испытуемого двигателя 1 и обмотки добавочных полюсов его 2 соединены последовательно с якорем генератора З.
Обмотка возбуждения генератора 4 через потенциометр 5 и перектпочатель полярности 6 подключена к сети постоянного тока.
С помощью потенциометра 5. плавно меняется ток в обмотке возбуждения генератора 4, соответственно меняется напряжение на якоре генератора З и ток в якоре 1 и обмотках добавочных полюсов 2 двигателя. Переключатель 6 позволяет из849383
4 званным, например, некачественно собранными подшипниковыми узлами, необходимо такие машины отбраковывать предварительно, известными методами.
Предлагаемый способ позволяет достаточно просто выявлять некачественно собранные электрические машины. Этот способ широко проверен на тяговых двигателях электровозов, как на ремонтном заво10 де, так и в депо. При этом в машинах, в которых были отмечены малые токи начала превращения, были обнаружены смещения щеточной траверсы с нейтрали или неточности в расстановке добавочных полюi- lS сов. а- Своевременная отбраковка двигателей, я. в которых имеются недопустимые отклонения в расстановке добавочных полюсов, позволит уменьшить число неплановых pezp монтов, связанных с нарушением коммутации и возникновением круговых огней на коллекторе.
Источники информации, 40 принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
No. 464939, кл. Н 02 К 15/00, 1972. менять полярность подводимого к двигателю тока.
В идеально собранной электрической, машине ось магнитного потока якоря сов падает с осью добавочного полюса и, в таком случае, при взаимодействии потока якоря и потока добавочных полюсов, не создается вращающий момент. Если же ось добавочных полюсов смещена относительно оси магнитного потока якоря, что может быть вызвано смещением щеток с нейтрали или неточной расстановки добавочных полюсов, то при пропускании тока по якорю и добавочным полюсам создается вращающий момент, который при превь шенин момента сопротивления от сил мех нического трения вызывает вращение якор
При смене полярности подводимого тока направление вращающего момента и, след вательно, вращения якоря остается неизме ненным.
Вращающий момент может возникать и в идеально собранной машине от взаимодействия потока якоря с ocI àro÷íûì магЭ нитным потоком главных полюсов, однако при смене полярности тока меняется направление этого вращающего момента.
TBKHM образом, вращающий момент от остаточного магнитного потока при одной полярности тока складывается с момен- З0 том от несимметрии машин, а при другой полярности вычитается.
Из этих двух замеров определяется средняя величина тока начала вращения якоря, которая и характеризует качество 35 сборки машин, а именно, чем больше эта величина, тем качественней собрана машина.
Чтобы избежать отдельных ошибок в оценке качества сборки, которые могут появиться при испытании машин с резко увеличенным моментом сопротивления, вы
Формула изобретения
Способ контроля качества сборки коллекторной электрической машины, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью упрощения. контроля, в последовательно соединенные якорь и обмотку добавочных полюсов подают постоянный ток, увеличи вают. величину тока до начала вращения якоря, измеряют его минимальное значение дважды при разной полярности, а о качестве сборки судят по двум значениям минимального тока.
ВНИИПИ Заказ 6110/72 Тираж 730 Подписное
Филиал ППП Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4