Машина постоянного тока
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е 849386
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советскии
Социалистическик
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (С! ) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 18. 10. 79 (21) 2828464/24-07 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 23.07.81. Бюллетень № 27 (51)М. Кд.
Н 02 К 23/24
Н 02 К 13/14
Гасударственный камнтет (53) УДК621. 313 (088.8) по делам изабретеннй и открытий
Дата опубликования описания 23 .07 . 81 (72) Автор изобретения
В.Д.Лущик
Стахановский филиал Коммунарского гор металлургического института (71) Заявитель (54) МА11МНА ПОСТОЯННОГО ТОКА
Изобретение относится к электротех— нике и может быть применено в электрических машинах постоянного тока.
Известна машина постоянного тока, которая. имеет равномерный воздушный зазор, т.е. выполнена с неявновыражен5 ными полюсами. В пазах статора уложены в два слоя проводники обмотки возбуждения и компенсационной обмотки, которые отделены друг от друга по высоте
1О паза воздушными промежутками. Кашина проста в изготовлении, что обуславливается возможностью использования стальных статорных пластин серийных
; асинхронных .двигателей P ), Однако недостатком данной электрической машины является необходимость укладывания в пазах статора двух обмо. ток: компенсационной и обмотки возбуждения. 20
Известна также электрическая машина постоянного тока, в которой также осуществлена полная компенсация реакции якоря, но компенсационная обмотка
К занимает треть пазов каждого полюсного деления. Обмотка возбуждения Н занимает две трети пазов каждого полюсного деления. Ось намагничивающей силы компенсационной обмотки F совпадает с осью намагничивающей силой якорной обмотки F и направлена встречно 12).
Это техническое решение является наиболее близким к настоящему изобретению.
Однако недостатком известных машин
- постоянного тока с равномерным воздушным зазором является то, что в них реактивная ЭДС коммутируемых секций нескомпенсирована, имеет место замедленная коммутация и как следствие повьппенное искрение под сбегающими краями щеток.
Цель изобретения — улучшение коммутации, т.е. уменьшение искрения под щетками и увеличение надежности работы электрической машины.
Эта цель достигается тем, что в машине постоянного тока с одинаковым
- воздушным зазором, имеющей неявнополюс849386 ный статор с равномерно распределенными по окружности статора пазами, в которые уложена компенсационная обмотка и обмотка возбуждения, на каждом полюсном делении 6 в двух пазах статора, расположенных друг от друга на расстоянии Ч = О,1"Г симметрично относительно поперечной оси q, размещена дополнительная обмотка, включенная последовательно-встречно с обмоткой якоря, а 1О витки обмотки возбуждения в указанных пазах составляют 4/5 витков, расположенных в других пазах.
На чертеже изображена принципиальная схема предлагаемой машины постоян- 15 ного тока.
Машина постоянного тока имеет сердечник якоря с обмоткой, коллектор, щетки, расположенные по продольной оси. Статор представляет собой сердеч- 20 ник полой цилиндрической формы, подобный статору машины переменного тока, набираемый из листовой стали и запрессованный в корпус. Статор, следовательно, не имеет явновыраженных полю- 25 сов. Воздушный зазор между внутренней поверхностью и сердечником якоря одинаковый и берется минимально допустимым по механическим условиям. Пазы равномерно распределены по окружности, как 0 в статорных пластинах машин переменного тока.
Койпенсационная обмотка 1 занимает часть пазов на статоре и расположена симметрично относительно продольной оси d . Намагничивающая сила компенсационной обмотки равняется намагничивающей силе якорной обмотки и направлена по поперечной оси встречно.
Остальную часть пазов занимает обмотка4О возбуждения 2, которая расположена симметрично относительно оси q и создает намагничивающую.силу, направленную по продольной оси.
На каждом полюсном делении выбирают45 два паза 3, расположенные симметрично относительно поперечной оси »1 на расстоянии друг от друга g = 0,1, где à — полюсное деление, »; = Z / 2 р °
Эти пазы заполняют на 207. меньшим количеством проводников обмотки возбуди»вЂ” дения по сравнению с другими пазами.
Оставшуюся свободную часть пазового пространства в пазах 3 заполняют витками добавочной обмотки 4.Шаг витков равняется расстоянию между пазами у
Витки добавочной обмотки включают последовательно с обмоткой якоря таким образом, чтобы намагкичивающая сила, создаваемая добавочной обмоткой, была направлена встречно намагничивающей силе якорной обмотки.
Магнитный поток, создаваемый витками добавочной обмотки, индуктирует в коммутируемых секциях ЭДС, уравновешивающую реактивную ЭДС, в результате чего коммутация улучшается в два раза, искрение под щетками уменьшается, надежность работы коллектора увеличивается.
Формула изобретения
Машина постоянного тока, содержащая неявнополюсный статор с равномерно распределенными по окружности пазами, в которые уложена компенсационная обмотка и обмотка возбуждения, и якорь с обмоткой, отличающаяся тем, что„ с целью упучшения коммутации, на каждом полюсном делении », в двух пазах статора, расположенных друг от друга на расстоянии у = 0,1 Г симметрично относительно поперечной оси
»1, размещена дополнительная обмотка включенная последовательно-встречно с обмоткой якоря, а витки обмотки возбуждения в указанных пазах составляют
4/5 витков, расположенных в других пазах.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Заявка ФРГ Р 2628334, кл. Н 02 К 1/16, 1975.
2. Патент Японии Ф 51-5161, кл. Н 02 К 23/22, кл. 55 А 2, 1976.
849386
Составитель С.1Цутова
Редактор А.,Шандор Техред М. Рейвес
Корректор М.Коста
Подписное
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ 6110/72 Тираж 730
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5