Устройство для плавного регулиро-вания напряжения электродвигателя
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик iii 849396 (6! ) Дополнительное к авт. свил-ву (22) Заявлено 29.01. 79 (21) 2718978/24-07 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет
Опубликовано 23.07.81. Бюллетень № 27
Дата опубликования описания 25.07.81
5 (ы)м. кд.
Н 02 P 1/18
Государственный комитет
СССР до делам изобретений и открытий (5З) УДК 621.333..3:621.337.41 (088.8) (72) Автор. изобретения В. А. Беляков
Ленинградский ордена Ленина политехничес им. И. И. Калинина (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЛАВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
НАПРЯЖЕНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводе для плавного регулирования напряжения электродвигателя.
Наиболее близким техническим реше"
5 нием является устройство для регулирования напряжения электродвигателя от секционированной тяговой аккумуляторной батареи (АБ) ттри последовательном соединении ее секций, содержащее переключатель с контактами, число которых равно числу секций AS и подсо,единенными к выводам секций и к сбор ным шинам переключателя.
Устройство исктпочает полный разрыв цепи тока за счет введения в схему дополнительных контактов с параллельным подключением к ним диодов для обеспечения переключений секций АБ на параллельное, последовательно-параллель-2О ное и последовательное соединение их (1).
Недостатками известного устройства является то, что помимо значительных потерь энергии в пусковых резисторах, система содержит большое число контакторов и диодов, получается громоздкой, неэкономичной, не гибкой (отсутствует плавность изменения напряжения на электродвигателях).
Цель изобретения — повышение плавности регулирования напряжения электродвигателя от секционированной аккумуляторной батареи.
Поставленная. цель достигается тем, что устройство снабжено двумя коллекторными генераторами, якорные цепи которых соединены последовательно, их свободные выводы, подключены к сборным шинам переключателя, а точка со" единения связана с якорной цепью электродвигателя, в цепь возбуждения указанных генераторов последовательно введены переключатель и переменный резистор.
На чертеже представлена блок-схема устройства.
849396
Устройство содержит аккумулятор- о ную батарею 1, разделенную на М сек- к ций с напряжением ь0 на каждой, ос- д новной переключатель 2, два последо- з вательно соединенных коллекторных ге- п
5 нератора 3 (вместо двух генераторов е обычного исполнения возможно применение одного 2-коллекторного генератора небольшой мощности от 0,1 до 1,5Х мощности электродвигателя (ЭД) переклю- 10 чатель 4 и резистор 5 в цепи возбуждения двух последовательно соединен- н ных генераторов. Причем суммарное напряжение на двух генераторах равно напряжению одной секции батареи, т.е. 1
ЬО = ь0.
Устройство работает следующим образоМ.
При замкнутом контакте 6 образуется замкнутая цепь от точки с1 через электродвигатель ЭД вЂ” к точке о — к точке соединения генераторов — через левый генератор — через контакт 1 через секцию АБ обратно к точке сМ .
Так как генераторы еще не возбуждены, 25 тЬ h U О и напряжение на ЭД равно напряжению первои секции АБ, т.е. U>+-- а0. При возбуждении генераторов напряжение на них растет от ЬОг = 0 до ьО = ь0; оно складывается с напря".ЗО жением первой секции AS и на электродвигателе напряжение равно
1 1 Й 2 Г 2
Поворотом вала переключателя замыкается контакт 7, образуется вспомога" тельная позиция с двумя замкнутыми
Контактами, при которой генераторы подключаются ко второй секции АБ. При этом напряжение на электродвигателе 4о не меняется, поскольку в этом случае напряжение второго генератора направлено встречно к напряжению секций
1 1
2 2 45 3@4
Формула изобретения
I 1 1
0 =2àU- — ь0 =1 — а0.
ЭР, 2 " 2
После раэмыкания контакта 6, для повышения напряжения на ЭД поворотом ва-, ла переключателя напряжение на генераторах уменьшается до йОг = 0 путем уменьшения тока возбуждения генераторов до 1В О, При этом
u,ä= 2а - O = 2Ы.
Это положение является второй рабочей, позицией.
При дальнейшем повороте вала переключателя 2 происходит реверсирование
4 бмотки возбуждения генераторов перелючателем 4 и повьппение тока возбужения их от 1 = О до наибольшего начения, при котором АОг = ЬО. В этом оложении напряжение на ЭД увеличива" тся до
1 1
0 = 2д0+ — а0 = 2 — AU
Ю 2 2
Далее, включением контакта 8 образуется вторая вспомогательная позиция, однако, без увеличения напряжеия на ЭД, поскольку
1 1
О = ЗьО - — д0 = 2 — лО эЛ 2 г
Третья рабочая позиция получается при отключении второго контакта,и уменьшении тока возбуждения до значения i> = О. В этом случае U =. 3@0 и так далее.
Щъ
Последовательность операции по позициям повторяется, вследствие вращения привода переключателя 2, сблокиованного с переключателем 4 и приодом резистора 5 в цепи возбуждения.
Привод вала переключателя может быть злектромашинным, электропневматическим или ручным. Отсутствие дугогасительных устройств на контактал переключателя 2 делает его компактным, минимального веса и более надежным по сравнению с известными.
Устройство для плавного регулирования напряжения электродвигателя, содержащее секционированную аккумуляторную батарею, переключатель с числом контактов, равным числу секций батерии каждый из контактов подсоединен к вывоцам -секции и к сборным шинам переключателя, о т л и ч а ю— щ е е с я тем, что, с целью повьппения плавности регулирования напряжения электродвигателя, устройство снабжено двумя коллекторными генераторами, якорные цепи которых соединены последовательно, их свободные выводы подключены к сборным шинам переключателя, а точка соединения их связана с якорной цепью электродвигателя, в цепь возбуждения указанных генераторов введены переключатель и переменный резистор.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент ПНР Ф 70348, кл. Н 02 P 7/72, 1973.