Редуктор привода несущего винта вертолета

Реферат

 

РЕДУКТОР ПРИВОДА НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА, содержащий корпус с узлами для крепления к вертолету, подшипники выходного и входного валов и зубчатые передачи, отличающийся тем, что, с целью уменьшения веса и упрощения изготовления, корпус выполнен в виде двух силовых поясов, верхнего и нижнего, в которых размещены подшипники выходного вала, и оболочки, прикрепленной к фланцам силовых поясов, при этом верхний и нижний силовые пояса соединены между собой стержнями, которые закреплены к проушинам верхнего и нижнего силовых поясов, причем узлы крепления редуктора к вертолету выполнены на нижнем силовом поясе, в котором размещены подшипники входных валов.

2. Редуктор по п.1, отличающийся тем, что проушины нижнего силового пояса крепления стержней фермы выполнены на узлах крепления редуктора к вертолету. Изобретение относится к области авиационной техники и касается выполнения редуктора привода несущего винта вертолета. Известен редуктор несущего винта вертолета, содержащий корпус с узлами крепления к вертолету, в котором размещены подшипники выходного и входного валов, и зубчатые передачи. В известных редукторах на корпус редуктора передаются значительные нагрузки: вертикальная и горизонтальная составляющие силы тяги, развиваемой несущим винтом, реактивный крутящий момент. Эти нагрузки через узлы крепления передаются на вертолет. Воздействие значительных нагрузок вынуждает изготавливать корпус высокопрочным, что значительно увеличивает вес редуктора и усложняет изготовление корпуса. Требования технологии изготовления литых корпусов не позволяет выполнить его равнонапряженным во всех точках, что приводит к дополнительному увеличению веса. Целью изобретения является устранение отмеченного недостатка, а именно снижение веса и упрощение изготовления. Сущность изобретения заключается в том, что редуктор привода несущих винтов вертолета, содержащий зубчатые передачи, входные и выходные валы имеет корпус, выполненный в виде двух силовых поясов, верхнего и нижнего, в которых размещены подшипники выходного вала, и оболочки, прикрепленной к фланцам силовых поясов, при этом верхний и нижний силовые пояса соединены между собой стержнями, которые закреплены к проушинам верхнего и нижнего силовых поясов, причем узлы крепления редуктора к вертолету выполнены на нижнем силовом поясе, в котором размещены подшипники входных валов. Выполнение проушины нижнего силового корпуса для крепления стержней фермы на узлах крепления редуктора к вертолету позволяет избежать передачи нагрузки от верхнего силового пояса на нижний силовой пояс, что также позволит снизить вес корпуса. На фиг.1 общий вид корпуса редуктора; на фиг.2 вид сверху фиг.1; на фиг. 3 узел I фиг.1; на фиг.4 узел II фиг.1; на фиг.5 узел III фиг.1. Редуктор привода несущего винта вертолета содержит корпус, состоящий из верхнего и нижнего силовых поясов, соединенных между собой стержнями 1. Нижний силовой пояс корпуса выполнен в виде основания 2, на котором закреплены проушины 3 при помощи болтов 4. В середине основания 2 в стакане 5 установлен роликовый подшипник 6, закрепленный гайкой 7. Верхняя часть основания 2 имеет фланец 8, к которому прикреплена оболочка 9 корпуса. Верхний силовой корпус редуктора выполнен в виде подшипниковой опоры 10, в которой установлен радиально упорный подшипник 11 выходного вала редуктора 12. Подшипник 11 закреплен при помощи гаек 13 и 14. В верхней части винтами крепится крышка 15 с уплотнением 16, изолирующим внутреннюю полость редуктора от внешней среды. Подшипниковая опора имеет проушины 17, для крепления к ним стержней 1 и фланец 18 для крепления оболочки 9. Основание 2 и подшипниковая опора 10 соединены между собой стержнями 1, которые крепятся на них болтами 19. Стержни 1 образуют между собой пространственную ферму. Кроме этого основание 2 и подшипниковая опора 10 связаны между собой оболочкой 9, изолирующей внутреннюю полость редуктора. Редуктор крепится к фюзеляжу вертолета при помощи анкерных болтов 20, вставляемых в отверстия проушин, и гаек 21. Установленный на вертолете редуктор при своей работе испытывает следующие нагрузки, распределенные по элементам корпуса следующим образом: вертикальная тяга от несущего винта целиком через радиально упорный подшипник 11 воспринимается стержнями 1 и передается на фюзеляж в точках крепления редуктора на вертолете, большая часть горизонтальной тяги от несущего винта через радиально упорный подшипник 11 воспринимается стержнями 1 и передается на фюзеляж вертолета в точках крепления редуктора на вертолете, частично горизонтальная тяга передается на фюзеляж через роликовый подшипник 6, расположенный в основании 2. Усилия от зубчатых передач в последней ступени редукции воспринимаются корпусом редуктора через радиально-упорный и роликовый подшипники 6 и 11. Все значительные усилия от зубчатых передач действуют в плоскости основания; реактивный крутящий момент от несущего винта воспринимается корпусом редуктора и передается на фюзеляж вертолета в точках его крепления на фюзеляже. Эффект от реализации изобретения заключается в следующем. Снижение веса корпуса редуктора вертолета достигнуто за счет применения пространственной фермы, рассчитанной по известной и проверенной методике с обеспечением обоснованных запасов прочности, применения деталей из высокопрочных материалов, к тому же легко поддающихся контролю качества. Уменьшение веса составляет примерно 6% Упрощение технологии изготовления корпуса достигнуто за счет исключения крупногабаритных сложных отливок, сокращения механической обработки, применения набора однотипных деталей, изготовленных с применением стандартных заготовок.

Формула изобретения

1. РЕДУКТОР ПРИВОДА НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА, содержащий корпус с узлами для крепления к вертолету, подшипники выходного и входного валов и зубчатые передачи, отличающийся тем, что, с целью уменьшения веса и упрощения изготовления, корпус выполнен в виде двух силовых поясов, верхнего и нижнего, в которых размещены подшипники выходного вала, и оболочки, прикрепленной к фланцам силовых поясов, при этом верхний и нижний силовые пояса соединены между собой стержнями, которые закреплены к проушинам верхнего и нижнего силовых поясов, причем узлы крепления редуктора к вертолету выполнены на нижнем силовом поясе, в котором размещены подшипники входных валов. 2. Редуктор по п.1, отличающийся тем, что проушины нижнего силового пояса крепления стержней фермы выполнены на узлах крепления редуктора к вертолету.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Номер и год публикации бюллетеня: 36-2000

Извещение опубликовано: 27.12.2000