Устройство для вентиляции кабинытранспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ()850414

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 16.07.79 (21) 2800851/27-11 (51) М Кл э

В 60 Н I/24 с присоединением заявки № (23) ПриоритетовЂ

Государственный комитет

Опубликовано 30.07.81 Бюллетень № 28

Дата опубликования описания 05.08.81 (53) УДК 629.113. .06:628.83 (088.8) по делам нэобретеннй н открытий (72) Автор изобретения

В. П. Хохряков

Азово-Черноморский институт механизации сельского хозяйства (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЕНТИЛЯЦИИ КАБИНЫ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к машиностроению, предназначено для кондиционирования воздуха в кабинах транспортных машин и может быть использовано на транспортных машинах, имеющих двигатель внутреннего сгорания с турбонаддувом.

Известно устройство для вентиляции кабины транспортного средства, в частности автосамосвала, содержащее вентиляторпылеотделитель, фильтр тонкой очистки и радиатор теплообменника (1).

Недостатком известного устройства является значительный объем, занимаемый им в кабине, что снижает жизненный объем кабины, увеличивает вес машины. Кроме того, фильтр тонкой очистки требует регулярного технического обслуживания или замены.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является устройство для вентиляции кабины транспортного средства, имеющего двигатель внутреннего сгорания, содержащее турбину, связанную с источником сжатой среды, установленный соосно турбине сепарационный ротор, охватывающий его пылесборник с выходным патрубком, нагнетатель воздуха и установленный на выходе нагнетателя диффузор, связанный с потребителем (2).

Недостатком известного устройства является то, что для привода турбины используется энергия масла системы смазки двигателя внутреннего сгорания, что ухудшает работу системы смазки в связи с увеличением нагрузки на масляный фильтр системы и масляный насос.

В обоих известных технических решениях помимо пылеотделителя системы вентиляции кабины само транспортное средство имеет дополнительный пылеотделитель в системе воздухопитания двигателя, что в конечном итоге увеличивает вес транспортного средства, себестоимость его изготовления и эксплуатационные затраты.

Цель изобретения — повышение эффективности и компактности устройства путем использования в качестве нагнетателя центробежного компрессора двигателя внутреннего сгорания.

Поставленная цель достигается тем, что

20 пылесборник установлен в корпусе нагнетателя, выходной патрубок пылесборника расположен тангенциально корпусу, а между рабочим колесом компрессора и пыле850414

IO

15 го

25 зо

З5

3 сборником имеется камера, при этом в кабине установлен распределительный блок, связанный с упомянутой камерой.

На фиг. 1 показано устройство, общий вид; на фиг. 2 — турбокомпрессор, обгций вид; на фиг. 3 — сечение А — А на фиг. 2.

Устройство содержит турбокомпрессор

1, установленный в моторном отделении транспортного средства на двигателе 2 внутреннего сгорания. На входе в-турбокомпрессор установлен входной патрубок 3 с воздухозаборником 4, а на выходе турбокомпрессор соединен с выходным патрубком 5.

Воздухозаборник 4 имеет сетку, предохраняюгцую турбокомпрессор от попадания в него крупных загрязняющих элементов. Выходной патрубок 5 соединен с атмосферой.

Кроме того, турбокомпрессор соединен с воздухозаборником,6 распределительного блока 7, установленного в кабине 8 транспортного средства, например под панелью приборов. Распределительный блок имеет теплообменники и воздухораспределитель (не показаны) . Турбокомпрессор 1 имеет корпус 9 с патрубком 10, соединенным с воздухозаборником 4, спиральную улитку 11 центробежного компрессора, спиральную улитку 12 турбины 13, выходной патрубок

14, соединенный с выходным патрубком 5, при этом в корпусе выполнена камера 15.

В камере 15 расположен пылесборник 16.

Спиральная улитка 11 центробежного компрессора через патрубок 17 соединена с системой воздухопитания двигателя 2. Спиральная улитка 12 турбины через патрубок 18 соединена с системой выхлопа двигателя 2. Камера !5 соединена с воздухозаборником 6 распределительного блока 7.

На пылесборнике 16 тангенциально установлен выходной патрубок 19 выброса пыли, соединенный с атмосферой. В корпусе

9 турбокомпрессора закреплены подшипники

20, в которых установлен вал 21. На одном конце вала 21 закреплена турбина 13, а на другом со стороны камеры 15 установлено рабочее колесо 22 центробежного компрессора и основание 23 сепарационного ротора. На основании 23 сепарационного ротора закреплены лопатки 24, образующие ка Iaлы для прохода воздуха. На выходе из рабочего колеса 22 центробежного компрессора установлен лопаточный диффузор 25.

На входе в турбину 13 установлен сопловой аппарат 26.

Устройство работает следуюшим образом.

При работе двигателя 2 внутреннего сгорания выхлопные газы поступают в патрубок 18 и через сопловой аппарат 26 проходят на лопатки турбины 13, приводя ее во вращение. Турбина через вал 21 передает вращение рабочему колесу 22 центробежного компрессора и основанию 23 сепарационного ротора. Через воздухозаборник 4 всасывается запыленный воздух в каналы сепа4 рационного ротора, образованные лопатками 24. Под действием центробежных и кориолисовых сил инерции частицы пыли отделяются от потока и отбрасываются в полость пылесборника 16, откуда вместе с частью воздуха выводятся автоматически и непрерывно через патрубок 19 выброса пыли в атмосферу. Очищенный от пыли воздух поступает в камеру 15 и на вход в рабочее колесо 22 центробежного компрессора. Воздух в упомянутую камеру и далее в распределительный блок 7 поступает под давлением, создаваемым сепарационным ротором. При ч астоте вра шения ротора 25000—

50000 об/мин это давление составит величину 300 800 кгс!м . Из рабочего колеса 22 центробежного компрессора очищенный возду» через лопаточный диффузор 25 поступает в систему воздухопитания двигателя.

Такое выполнение устройства позволяет повысить эффективность венпгиляции кабины. Значительное центробежное давление, развиваемое сепарационным ротором, позволяет увеличить гидравлическое сопротивление распределительного блока, что дает возможность выполнить его с эффективной системой воздухораспределения, включаюшей за круч и вател и потока и дефлекторы. 0iсутствис в кабине высоконапорного нагнетателя значительно снижает аэродинамический п>ум. Высокие оборогы сепарационного ротора обеспечива>от эффективную очистку воздуха от пыли, что позволяет улучшить условия тру3а на рабочем месте водителя т р а1 с ш> рт н> го с редств а.

Формула изобретения

Устройсч во для вентиляции кабины транспортного средства, имевшего двигатель внутреннего сгорания, содержзшее турбину, связанную с источником сжатой сре:it I, » становленный соосно турбине сепарационный ротор, охватыва>опций его пылесборннк с выходным патрубком, нагнетатель воздуха и установленный на выходе нагнетателя диффузор, связанный с потребителем, огличиюи!ееся тем, что, с целью повышения эффективности и компактности устройства путем использования Е3 ка честве на гнетателя центробежного компрессора двигателя г>нутреннего сгорания. пылесборник установлен в корпусе нагнетателя, причем выходной патрубок пылесборника расположен тангенциально корпусу, а между рабочим колесом компрессора I. пылесборником имеется камера, при этом в кабине установлен распределительный блок, связанный с упомянутой камерой.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Филатов С. С. и др. Борьба с пылью и газами на карьера». М.. «Недра», 1973. с. 56--57, рис. 23.

2. Авторское свидетельство СССР

М 651982, кл. В 60 Н 1, 24, 1976 (прототип).

850414

17

11

Составит .1и I . I I: г роi!.i

Редактор Н. Кегнеля Тскред ri. Ьойкас Кп:

Заказ 6206i20 Тираж 732 н)н

ВНИИПИ Государственного коми .:--. - .С .. по делам изобретений и о крапин

113035, Москва, )К- — 35, Рыушская наб

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород,л Пр. к-н ..