Винтовой домкрат

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик пп850490

К АВТОРСКОМУ СВИДИТИЛЬСТВУ (6t) Дополнительное к авт. свид-ву (я)м к„.з (22)Заявлено 02.11.79 (21) 2837220/17-11 с присоединением заявки М

В 63 В 9/00

Государственный комитет

СССР по дмам изобретений н открытий (23) Приоритет

Опубликовано 300781, Бюллетень М 28

Дата опубликования описания 3 0,0 7,81 (53) ДК 658. 274

:629.12.011.002 (088.8) (72) Автор изобретения

В. И. Щербаков (71) Заявитель

154) ВИНТОВОЙ ДОМКРАТ

Изобретение относится к судостроению, а именно к конструированию винтовых домкратов.

Известен винтовой домкрат, содержащий кожух с пазами, внутри которого размещены несущий ходовой винт с гайками, связанный с рукояткой, храповые колеса с собачками, шайбу и упорный шарикоподшипник с сегментами (1 .

Недостаток укаэанного домкрата заключается в высоких усилиях на рукоятке и неудобстве в работе.

Цель изобретения — сужение усилия на рукоятке и повышение удобства в работе.

Поставленная цель достигается тем, что домкрат снабжен обечайкой, патрубками с резьбой, сегментными упо- 20 рами и двумя гайками с зубчатыми буртами, обечайка свободно установлена на хОдовом винте и размещена между упорным шарикоподшипником и шайбой, последняя выполнена с высту- .

- .25 пами, размещенными в пазах кожуха, торцовые поверхности шайбы и обечайки выполнены с наклоном и на них расположены сегменты упорного шарикоподшипника, в кожухе, размещены гайки с,зубчатыми буртами и храповыми колесами, одна из которых установлена на кожухе с размещением внутри нее патрубка с резьбой,а другая расположена на ходовом винте, причем храповые колеса с собачками попарно сблокированы относительно гаек. . На Фиг. 1 изображен винтовой домкрат, продольный разрез; на фиг. 2развертка наклонных поверхностей обечайки и шайбы с установленными на них сегментами щарикоподшипника на

Фиг. 3 — разрез А-А на фиг. 1, на фиг. 4 — вид Б на фиг. 1; на фиг. 5 — вид В на фиг. 4.

Домкрат состоит из кожуха 1. обечайки 2, опирающейся в верхней части на упорный шарикоподшипник 3, в нижней - на специальный шарикоподшипник, состоящий из двух верхних

4 и двух нижних 5 сегментов изготовленных из обойм стандартного шарикоподшипника. Нижние два сегмента опираются на торцовую поверхность шайб

6. Торцовые поверхности шайбы и обе чайки, на которые опираются сегменты шарикоподшипников, выполняются с двумя наклонными участками. угол наклона Ф поверхностей этих .участков

:незначительный, порядка Ф30 -2

850490

Форма зубцов соответствует, форме . зубцов гайковертов. На ступице гайки 10 закреплеио храповое колесо 12.

В верхней части на винте свободно 15 установлен патрубок 13 с прямоугольной резьбой. На патрубке расположена гайка 14, бурт которой выполнен с зубцами 15, аналогичнюли по форме зубцам бурта нижней гайки. На гайке зО

14 закреплено храповое колесо 16.

Патрубок имеет маховик 17, в прорезь которого входит ограничитель 18 вращения, закрепленный на крышке 19.Положение гайки 14 ограничено относительно фланца 20 неподвижного кожуха нверху выступом 21 ступицы, внизу — диском 22 с резьбой. На кожухе закреплен кронштейн 23, внутри которого размещен пневмоцилиядр 24. Шток

25 пневмоцилиядра входит в проушину О

26 серьги 27, закрепленной на обечайке винтами. Серьга выполнена с вильчатой опорой 28, и которую завинчивается рукоятка при работе устройства вручную. на кожухе яневмоцилиндра З5 установлен распределительный клапан

29.

К торцовой поверхности выступа серьги 27 крепится планка 3О, на концах которой установлены стаканы 31. В 4О стаканах 31 размещены штифты 32, поджимаемые пружинами 33. Участки штифтов 34, имеющие форму клина, входят в пазы 35 буртов гаек. Противоположные участки, выполненные квадратными, 4 входят в грундбуксы 36, поджимаемые болтами. С наружной стороны кожуха 1 установлена ось 37, проходящая через отверстия но фланцах. Внизу опорой служит планка 38, установденяая на кожухе 1. Вверху на оси закреплена шайба 39 со штырями 40, которые входят в отверстия собачек 41 храпового зацепления. Собачки установлены на штифтах 42, смонтированных яа планке 43. Собачки прижимаются к храповому колесу пружинами 44. Аналогичное устройство размещено в нижней части кожуха, только шайба со штырями крепится яа.оси 45, выполненной с шестерней 46, находящейся- в эацепле-Щ3 нии с такой же шестерней 47, посаженной на оси 37. Ось 37 имеет кронштейн

48, в которых установлен фиксатор

49, удерживающий ось в заданном положении. Домкрат снабжен опорой 50. ®5

В.дальнейшем поджатие обеспечивается только продольным перемещением -винта относительно обечайки за счет смещения наклонных поверхностей обечайки 2 и шайбы 6 относительно друг друга. При вращении обечайки против часовой стрелки вместе с ней перемещаются и сегменты 4 шарикоподшипника, которые нажимают на шарики, а через яих на сегменты 5, смещая шайбу нниэ. Планки 7 удерживают сегСегменты подшипников крепятся к обечайке и шайбе планками 7 на винтах. Между сегментами двумя группами располагаются шарики 8 того же стандартного подшипника.

Обечайка и шайба выполнены беэ резьбовой нарезки. Внутри обечайки расположен винт Ъ с прямоугольной нарезкой, В нижней части на винте 9 размещена гайка 10 с цилиндрическим буртом, имеющим зубцы 11.

Домкрат работает следующим образом.

Домкрат устанавливается под поднимаемым грузом. Кожух 1 устанавливается на опору 50. Штифт фиксатора 49 переводится из одного отверстия во фланце в другое, поворачиваясь на угол . Сжатый воздух подается на распределительный клапан 29.

Рукоятка распределительного клапана перемещается вручную до упора в одном направлении, а после того, как шток 25 пневмоцилиндра 24 совершит рабочий ход, поворачивается в обратную сторону и т. д. B период рабочего хода шток 25 пневмоцилиндра поворачивает против часовой стрелки серьгу 27 и обечайку 2. Совместно с серьгой перемещаются стаканы 31 и установленные в них подпружиненные штифты 32.

Штифты,. входящие в пазы буртов гаек, двигаясь, перемещают их.

Поворот гаек 10 и 14 производится периодически. Гайка 14 поворачивается s период рабочего хода пневмоцилиндра, гайка 10 в этот период неподвижна, а при холостом ходе наоборот, Периодичность вращения гаек при рабочем и холостом ходах обеспечивается храповыми колесами 12 и

16, которые н одном из направлений застопорены собачками 41.

Патрубок 13, установленный на винте 9, выполнен с продольным пазом, в который входит ограничитель 18, а

его маховик 17 имеет прорезь, в которую заходят неподвижные направляю,щие, что обеспечивает только предель ное перемещение винта 9 и патрубка

13 вдоль оси домкрата.

В начальный период работы домкрата, когда винт 9 нагружен яе полностью, гайка 14 при движении обе- чайки против часовой стрелки, а гайка 10 по часовой поворачиваются синхронно с обечайкой. Винт 9 и патрубок 13 перемещаются на величину, рав ную шагу резьбы, отнесенную к углу поворота обечайки.

С ростом нагрузки на винт подпружиненные штифты 32 при движении обечайки выходят из впадин зубцов буртов гаек и скользят относительно их.

Штифты перемещаются в квадратных пазах грундбуксы Зб, сохраняя ориентацию относительно буртов гаек.

850490 менты от смещения. Верхняя часть обечайки в этот период опирается на шарикоподшипник 3.

Шайба, перемещаясь в пазах кожуха,передает усилие на гайку, которая совместно с винтом также опускается. В период вращения обечайки по часовой стрелке и перемещении винта

9 вниз, одновременно двигается в том же направлении патрубок 13. Патрубок перемещается гайкой 14 и непрерывно фиксирует винт в заданном положении.

При обратном движении обечайки (шток цилиндра движется назад) верхняя гайка 14 застопорена, а нижняя непрерывно поджимается к шайбе, выбирая зазор, образующийся между наклонными поверхностями обечайки и шайбы.

Поджатие гайки производится при вращении ее штифтом, находящимся Во впадинах зубьев цилиндрического бурта. В связи с тем, что угол подъема нарезки винта 9, на котором установлены гайка, больше угла подъема торцовых поверхностей обечайки, поджатие ее происходит в несколько раз быстрее, чем образование зазора между сегментами 4 и 5. Поэтому при ! поджатии происходит периодическое проскальзывание штифтов относительно зубчатого бурта гайки.

После поджатия листов к набору и окончания сборочных работ в этом районе устройство снимается и переносится на следующий участок.

Винт 9 возвращается в исходное положение. Возврат винта производится после поворота фиксатора на угол

При повороте фиксатора собачки

41 храповых колес, находящиеся в зацеплении, отжимаются, а бывшие отжатые входят s зацепление. Синхро- 4О низация работ собачек нижнего храпового зацепления с верхним осуществляется поворотом шайбы 39 через цилиндрическую шестерню 46, приводимую в движение от шестерни, посаженной на оси 37.

Предлага мое устройство просто в изготовлении, не сложно в эксплуатации, не требует особогэ ухода в период эксплуатации.

Формула изобретения

Винтовой домкрат, содержащий кожух с пазами, внутри которого размещены несущий ходовой винт с гайками, связанный с рукояткой, храповые колеса > с собачками, шайбу и упорный шарико- подшипник с сегментами, о т л и— ч а ю щ и-й с я тем, что, с целью снижения усилия на рукоятке и повышения удобства в работе, он снабжен обечайкой, патрубками с резьбой, сегментными упорами и двумя гайками с зубчатыми буртами, обечайка свободно. установлена на ходовом винте и размещена между упорным шарикоподшипни ком и шайбой, последняя выполнена с выступами, размещенными в пазах кожуха, торцовые поверхности шайбы и обечайки выполнены с наклоном и на них расположены сегменты упорного шарикоподшипника, в кожухе размещены вышеуказанные гайки с зубчатыми буртами н храповыми колесами, одна из которых установлена на кожухе с размещением внутри нее патрубка с резьбой, а другая расположена на ходовом винте, причем храповые колеса с собачками попарно сблокированы относительно гаек.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.. Рыбалко Н.В. и др. Предстапельная сборка металлических судов. "Судостроение", 1971, 119 (прототип).

Уид 8

Составитель Б. Даныаин

Редактор Н. Бушаева ТехредЖ.КастелевичКорректор Л. Иван

Заказ 6214/23 Тираж 489 Подписное

BHHHIlH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал IIIIII "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4