Устройство для возбуждениясейсмических волн падающим гру- зом

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВ ЖИТЕЛЬСТВУ

<>851301

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. саид-ву(22) Заявлено 01,1079 (21) 2825659/18-25 (53)e K з с присоединением заявки М— (23) Приоритет

G 01 Ч 1/147

Государственный комитет

СССР но делам изобретений и открытий

Опубликовано 300781 Бюллетень МЗ 28 (53) УДК 550 ° 83 (088.8) Дать опубликования описания 300781 (72) Авторы изобретения

А.H. Арапов, Е.Э. Львов, В.A. Теплицхий, Х;Ч:,-Мат.ин.яи —, и Н.П. Юденков !

Г

Ордена Трудового Красного Знамени эт(спериментадьный,: научно-исследовательский институт мфталлорежущих станков и Всесоюзный научно-исследовательский геологоразведочный нефтяной институт----(71) Заявители (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ СЕЙСМИЧЕСКИХ ВОЛН

ПАДАЮЩИМ ГРУЗОМ

Изобретение относится к геофизике и может быть использовано для возбуждения сейсмических сигналов ударами свободно падающего груза по 5 поверхности земли.

Известно устройство для возбуждения сейсмических волн падающим грузом, содержащее лебедочный механизм для подъема-сбрасывания, соединенный тросом с грузом, причем привод барабана лебедки содержит электромагнитные пусковую .и тормозную муфты .(1).

Недостаток данного устройства заключается в том, что пусковая и тормозная муфты связаны с барабаном непосредственно, за счет чего значительно увеличиваются габариты лебедочного механизма, так как для подъема груза большой массы требуется большой момент и, следовательно, муфты очень больших габаритов. При этом муфты, выбранные по моменту, . недоиспользуются по мощности.

Известно также устройство для 25 возбуждения сейсмических волн падающим грузом, содержащее приводной двигатель и лебедочный механизм подъема-сбрасывания с тормозными и пусковыми электромагнитными муфта-. мн и барабаном, на который наматывается трос, прикрепленный к грузу (2) ..

Недостатком такого устройства ,является относительно длинная кинематическая цепь от муфт до вала приводного двигателя. При этом все резкие.колебания момента на валу барабана передаются на вал двигателя, а в кинематической цепи возникают крутильные колебания, дополнительно нагружающие вал .двигателя, в связи с чем двигатель работает в крайне неблагоприятном режиме.

Цель изобретения — обеспечение подъема груза большой массы и благоприятного режима работы приводного двигателя.

Поставленная цель достигается тем, что в устрс.йствЕ для возбуждения сейсмических вблн падающим грузом, содержащем приводной двигатель и лебедочный механизм подъема-сбрасывания с тормозными и.пусковыми электромагнитными муфтами и барабаном, на который наматывается трос, прикрепленный к грузу, лебедочный механизм выполнен в виде редуктора, входной вал которого соединен клино851301

40 ременной передачей с валом двигателя, а барабан расположен на выходном валу редуктора, причем электромагнитные муфты соединены с выходным валом-барабаном редуцирующими передачами. При этом клиноременная передача от двигателя к редуктору выполнена со сменными шкивами. Кроме того, в качестве тормозных муфт редуктора используются муфты одного типа с пусковыми, установленные на неподвижной

° скалке, которая. жестко закреплена в корпусе редуктора, а редуцирующие передачи от муфт к барабану выполнены с равными передаточными отношениями.

За счет такой конструкции пред- . t5 лагаемого устройства повышается его компактность, происходит демпфирование возникающих при работе пиковых нагрузок на двигатель и изменение передаточного отношения от дви- 20 гателя к лебедочному механизму.

На фиг. 1 представлено предлагаемое устройство, общий вид; на фиг.

2 - кинематическая схема редуктора.

Устройство содержит раму 1, установленную на шасси автомобиля или другого движущегося механизма, на которой смонтированы двигатель 2 внутреннего сгорания и редуктор 3, входной вал которого связан с двигателем клиноременной передачей 4.

На барабан 5 намотан трос 6, который через соответствующий блок 7, смонтированный на стойке 8, прикреплен к каретке 9, а к последней подвешен груз 10. Каретка 9 движется в вертикально расположенных направляют их

ll не давая грузу раскачиваться во время работы. В транспортном положении груз 10 закреплен на раме 1 на подставках 12.

Вращение от двигателя передается на шкив 13 редуктора, далее через понижающую передачу на второй вал 14, на котором установлены пусковые муфты 15 и 16. Ведомые части муфт 45 через редуцирующие передачи 17 связаны с валом 18, на котором сидит барабан 5. С валом 18 через передачу с таким же передаточным отношением связан вал 19, на котором установлены ур муфты 20 и 21. Вал 19 выполнен в виде неподвижной скалки, т.е. закреплен в корпусе без воэМожности проворота, поэтому муфты 20 и 21 играют роль тормозных. К входному валу

55 подсоединен генератор 22, который дает энергию для питания системы управления устройством. Шкив 13 клииоременной передачи может быть изготовлен нескольких диаметров, что позволяет, меняя шкив, изменять бО скорость барабана 5, а следовательно, и продолжительность цикла работы. Зубчатые колеса, поводки, фланцы и т.п. при муфтах 15, 16 и 20,21 выполняются унифицированными, что дает воэможность снизить трудоемкость изготовления редуктора.

Устройство работает следующим образом.

В рабочем положении при запущенном двигателе 2 включаются муфты

15 и 16, трос наматывается на барабан 5 и груз 10 поднимается в верхнее положение, где по команде от конечного выключателя отключаются муф- ты 15 и 16 и включаются муфты 20 и

21. Барабан 5 заторможен и груз 10 висит в верхнем положении. Подставки, на которых лежал груз, автоматически убираются. По команде от системы управления тормозные муфты 20 и

21 отключаются и груз падает вниз, раскручивая барабан ° В момент удара груза о землю срабатывает инерционный датчик, установленный на грузе.

По его команде включаются пусковые муфты 15 и 16 и груз поднимается вверх. В верхнем положении отключают» ся пусковые муфты 15 н 16 и включаются тормозные муфты 20 и 21, затормаживая барабан. Цикл подъема-сбрасывания закончен. Все пиковые нагрузки в приводе во время работы демпфируются клиноременной передачей, поэтому двигатель работает в благоприятном режиме.

Редуцирующая передача 17 выполнена с i - =1/2,5, что позволяет при установке электромагнитных муфт четырнадцатого габарита получить на барабане крутящий момент не менее

500 кгс м (по вращающему моменту муфт). Это дает возможность поднять на высоту 2 м груз массой 3000 кг менее, чем эа 2 с.

Экономический эффект изобретения достигается за- счет повышения производительности предлагаемого устройства в результате выбора наиболее благоприятных режимов работы, снижения его стоимости, работы в процессе движения устройства, увеличенной энергии ударов, выделяемой в единицу времени и повышения долговечности двигательной установки.

Формула изобретения

1. Устройство для возбуждения сейсмических волн падающим грузом, содержащее приводной двигатель и лебедочный механизм подъема-сбрасывания с тормозными и пусковыми электро магнитными муфтами и барабаном, .на который наматывается трос, прикрепленный к грузу, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, с целью обеспеченИя подъема груза большой массы и благоприятного режима работы приводного двигателя, лебедочный механизм выполнен в виде редуктора, входной вал которого соединен клиноременной передачей с валом двигателя, а бара851301 бан расположен на выходном валу ре» дуктора, причем электромагнитные муфты соединены с выходным валомбарабаном редупирующими передачами.

2. устройство по п. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что клиноременная передача от двигателя к редук- ору выполнена со сменными шкивами.

3. Устройство по пп. 1 и 2, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что в качестве тормозных муфт редуктора используют муфты аналогичные пусковым, которые устанавливают на неподвижной скалке, жестко эакрепленной в корпусе редуктора.

4. Устройство по пп. 1, 2 и 3, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что редуцирующие передачи от муфт к барабану выполнены с равныки передаточными отношениями.

Источники информации принятые во внимание при экспертизе

l. Патент CUR Ю 2851121,кл.181-5, опублик. 1958, 2. Авторское свидетельство СССР

Р 556395, кл. G 01 V 1/14 1978.

851301

Тираж 732 Подписное

BHHHGH Государственного комитета СССР по делам изобретениЯ и открытиЯ

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 6347/64

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель В. Карпушии

Редактор М. Иитровка Техред И. Астолош Корректор М. Демчик