Устройство для арретирования гироузловгиростабилизированных гравиметров

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советскнк

Социалистических

Республик

<л851310

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6t) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 180779 (2 f ) 2780013/18-25 (51)М. Клз

G 01 V 7/16

G 01 С 19/26 с присоединением заявки Нов

Госуяирствениый комитет

СССР ио делим изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 3011781,Бюллетень Йо 28

Дата опубликованияописання 300781 (53) УДК 550.230 (088.8) P2) Авторы изобретения . (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ АРРЕТИРОВАНИЯ ГИРОУЗЛОВ

ГИРОСТАБИЛИЗИРОВАННЫХ ГРАВИИЕТРОВ

Изобретение относится к геофизическому приборостроению, в частности к арретирующим устройствам гиростабилизаторов, используемых при морс" 5 ких гравиметрических съемках.

-Известно арретирующее устройство гироприборов, содержащее силовой привод с кулачком и системой управ- ления, корпус и силовой рычаг с 10 фиксаторами, контактирующими с упругой развязкой (13.

Однако для данного арретирующего устройства симметричного,расположения упругой развязки относительно фиксаторов недостаточно, чтобы обеслечить равные усилия на них. При применении устройства в гиростабилизированиом гравиметре для арретирования гироузлов неодинаковые уси- 20 лия на фиксаторах способствуют уве-, личению дополнительных радиальных нагрузок на ось гироузла,. возникающих от действия самого арретира, которые, воздействуя на подшипники рс гироуэла, увеличивают трение в них, что, в конечном. счете, снижает точность измерений гиростабилизированного гравиметра. Кроме того, такая кон-. струкция арретира ие гарантирует сохранение величины осевой нагрузки на подвес в арретированном состоянии, а изменение нагрузки на подвес меняет свойства подвеса при последующем разарретировании, что снижает точность гиростабилизатора, а следОвательно, и точность измерений гравиметра.

Известен также арретир, применяемый для стопорения вращающихся валов, состоящий из упругого хомута, концы которого имеют конические подрезы, гайки с конусной проточкой и винта,. который может вращаться в гнезде направляющей. Арретир управляется ручкой, при вращении которой гайка с конусной проточкой перемещается по винту к центру вала, находит на конические подрезы на концах .хомута, в результате чего щечки хомута плотно обжимают вал (2).

Недостатками такого арретира являются воэможность насосной установки хомута относительно вала, а следовательно, возможность появления дополнительных радиальных нагрузок на вал. Кроме того, поскольку внутренняя поверхность хомута выполнена цилиндрической, касание хомута и вала про(И.A. Рудаков, Л.И. Селиванова и Л.Г. Иванк) н l г, Специальное конструкторское бюро геофизического приборостроения Научного центра Геофизика

АН Азербайджанской CCP

851310 исходит по всей поверхности, что при наличии отклонений формы и расположения сопрягающихся поверхностей хомута и нала может вызвать появление из ибаюшего момента, воздействующего иа вал. При применении арретира для арретирования гироузла гиростабилизированного гравиметра дополнительные радиальные нагрузки и изгибающий момент воздействуют на подшипники гироузла, увеличивая трение н них, что, в конечном итоге, также снижает точность измерений гиростабилиэированного гравиметра.

Сущность предлагаемого изобретения состоит н том, что касание цилиндрического хомута и сферического бурта происходит не по всей поверхности, а по линии. При этом силы давления хомута на бурт даже при наличии отклонения формы хомута и его перекосов всегда направлены нормально к поверхности сферы, т.е. к центру сферы, следовательно, изгибающего момента при взаимодействии сферической боковой поверхности бурта и хомута не возникает ° Выполнение хомута скользящим внутри обоймы способствует тому, что горизонтальная составляющая равнодействующей сил давления хомута на бурт, действующая на ось гироузла, а следовательно, и на его подшипники,не превышает силу трения хомута по обойме. Вертикальная составляющая равнодействующей

S5

Цель изобретения - увеличение точности измерения гравиметра путем уменьшения до минимума дополнительных радиальных нагрузок на ось гироузла, возникающих от действия самого арретира в момент арретиронания и сохранения нагрузки на поднес гиро- 20 узла.

Укаэанная цель достигается тем, что в известный арретир, состоящий из упругого хомута, охватывающего вертикальную ось гироузла, зажимаю- 25 щего устройства, выполненного в виде винта и гайки, взаимодействующей с винтом, и ручки управления, дополнительно введена обойма с полостью, хомут установлен в полости обоймы с возможностью скольжения и притерт к ней, а вертикальная ось гироузла снабжена буртом со сферической боковой поверхностью. Кроме того, арретир дополнительно содержит гайку с левой резьбой, взаимодействующую с винтом, винт снабжен левой и правой резьбой, упругий хомут снабжен ушками с горизонтальными пазами,гайки установлены в горизонтальных пазах ушек хомута;причем торцы выступов гаек 40 имеют цилиндрическую поверхность, а ручка управления соединена с винтом через муфту, допускающую угловые перекосы и осевой люфт. сил давления. половины хомута на бурт имеет величину

S = N я1пб где N — нормальная сила обжатия половины хомута;

0 — угол перекоса половины хомута.

Сила трения, препятствующая движению гироуэла под действием силы

S и, значит, изменению нагрузки на поднес, равна тр. где f — коэффициент трения скольжения хомута о бурт.

Иэ сопоставления равенстна следует, что нагрузка на подвесе остает ся неизменной при условии

sing С f или, учитывая, что речь идет о малых углах для нсего хдмута, р(2 где — угол между двумя перекошенными половинами хомута.

Дополнительные нагрузки на ось гироузла, а значит, и на его подшипники от действия зажимающего устройства не превышает сумму сил трения между его элементами, поскольку между ними нет жестких сняэей: ручка упранления соединена с винтом через муфту, допускающую угловые перекосы и осевой люфт, а гайки имеют воэможность перемещаться относительно хомута.

Сохранение нагрузки на поднес в арретированном состоянии, приводящее к сохранению свойств самого подвеса при последующем разарретировании, и сведение к минимуму дополнительных нагрузок на подшипники гироузла от дейстния самого арретирующего устройства позволяет понысить точность гиростабилизированного гравиметра.

Йа фиг. 1 изображено предлагаемое арретирующее устройство с гироузлом1 на фиг. 2 — разрез А-A на фиг. 1.

Гироузел включает в себя гиромотор 1, соединенную с ним верхнюю вертикальную полуось 2 с укрепленным на ней подшипником 3 и нижнюю нертикальную полуось 4 с укрепленным на ней подшипником 5, на которой имеется бурт б. Гироуэел подвешен к крышке 7 корпуса гироблока 8 на подвесе 9 °

Предлагаемое устройство содержит упругий хомут 10 в виде скобы с ушками 11 и 12, который находится в полости обоймы 13 и образует с ней притертую пару. Перемещение хомута

10 ограничивается штифтами 14 и 15, входящими в отверстия в хомуте с зазором. Хомут имеет колодки 16 и

17, зажимающие s арретированном состоянии бурт б на полуоси 4. Поверхность колодок 16 и 17 сопрягающаяся с поверхностью бурта б, выполнена цилиндрической. Ушки 11 и 12 хомута имеют горизонтальные пазы, н которые

851310 итоге, снижает "точность измерений гиростабилизированного гравиметра.

Кроме того, предлагаемое устройство для арретировання сохраняет величину осевой нагрузки на подвес в арретированном состоянии, а значит, сохраняет неизменными свойства подвеса при последующем раэарретнрованни, что позволяет повысить точность гиростабилиэатора, а значит, и точность измерений гравиметра.

30 вставлены гайки 18 и 19 с правой и левой резьбой (на фиг. 2 показаны не в разрезе). Гайки 18 и 19 давят на ушки хомута цилиндрическими торцами

20 и 21. В гайки 18 и 19 ввинчен винт

22,соединенный с ручкой 23 управления посредством муфты 24, в которую конец винта 22 входит с зазором, что делает возможным угловые перекосы.

Наличие на конце винта 22 паза, в который входит штифт 25, делает возможным осевой люфт. Нуфта 24 может иметь любую другую конструкцию, допускающую угловые перекосы и осевой люфт.

Устройство работает следующим образом. 15

При вращении ручки 23 по часовой стрелке ушки 11 и 12 хомута, на которые торцами 20 и 21 давят гайки 18

19, сближаются и колодки 16 и 17 хомута обжимают бурт, тормозя враще- 20 ние полуоси. При вращении ручки 23 против часовой стрелки гайки 18 и

19 расходятся, ушки хомута благодаря его пружинным свойствам также расходятся и между колодками 16 и 17 и буртом 6 образуется зазор, величина которого зависит от зазора между штифтами 14 и 15, ограничивающими перемещение хомута 10, и отверстиями в хомуте под эти штифты. При этом о поскольку,в арретированном состоянии нагрузка на подвес не меняется, при последующем разарретировании свойства подвеса остаются неиэменны-

MH oo

Дополнительная нагрузка на полуось от действия самого арретира в момент арретирования сводится к минимуму, что, в конечном итоге, приводит к повышению точности гиростабилизированного гравиметра. 40

Предлагаемое устройство обеспечивает высокую точность измерений гравиметра путем снижения-дополнительных радиальных нагрузок на ось гироуэла, возникающих от воздействия 45 самого арретира, которые, воздействуя на подшипники гироузла, увели чивают трение в них, что, в конечном

Формула изобретения

l. Устройство для арретирования гироузлов гиростабилизированных гравиметров, содержащее упругий хомут, охватывающий вертикальную ось гироузла, зажимающее устройство, выполненное в виде винта и .гайки, взаимодействующей с винтом, и ручки управления, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности измерения ускорения силы тяжести, в него дополнительно введена обойма с полостью, хомут установлен в полости обоймы с возможностью скольжения и притевт к ней, а вертикальная

ocs гироузла снабжена буртом со сферической боковой поверхностью.

2. Устройство по и. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что оно дополнительно содержит гайку с левой резьбой, взаимодействующую с винтом, винт снабжен левой и правой. резьбой, упругий хомут снабжен ушками с горизонтальными пазами, гайки установлены в горизонтальных пазах ушек хому та, причем торцы выступов гаек имеют цилиндрическую поверхность, а ручка управления соединена с винтом через муфту допускающую угловые перекосы и осевой люфт.

Источники информации принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское ".вндетельство СССР

9 477303, tel. G 01 С 19/26, 1967.

2. Чурабо Д.Д. ДетАли и узлы приборов. M., 1961, с. 403 (прототип).