Электрическая машина

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

И ЗОБРЕТЕ Н ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (iii851652

Союз Советсккх

Соцкалкстмкескма

Республик -Ф

/ . ъ.

Ф г ,г (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 02.11.79 (21) 2835634/24-07 (51) М. Кл.

Н 02 К 3/50

Н 02 К 9/22 с присоединением заявки №вЂ”

Гесударстееллмй кемнтет (23) Приоритет—

Опубликовано 30.07.81. Бюллетень №28

Дата опубликования. описания 05.08.81 ае делам лаебретеннй и еткрытмй (53) УДК 621.313..713 (088.8) О. H. Костиков, В. H. Клычков, А. М. тФедьшкин и А. И. Яковлев

Е с

Харьковский авиационный институт им. H. Е.

-i (72) Авторы изобретения (7Г) Заявитель (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА

Изобретение относится к электромашинои аппаратостроению, в частности к конструкции электрических машин закрытого исполнения, например, к закрытому асинхронному или синхронному электродвигателю.

В электромашиностроении с целью уменьшения внутреннего перепада температуры, повышения КПД и надежности электродвигателей применяют заполнение полостей обмоток (или капсулирование) высокотеплопроводными заполнителями.

Известны конструкции электродвигателей, в которых уменьшение перепада температур внутри двигателя, достигается путем заключения лобовых частей обмотки в металлическую рубашку, заполненную внутри окисью бериллия или смесью песка с окисью алюминия (1).

1$

Однако у этой машины очень сложная конструкция, плохо поддающаяся механизации. Кроме того, машина трудоемка и материалоемкая в производстве.

Известна также конструкция двигателя с капсулой на лобовых частях обмоток ста- 26 тора, образованной из вакуумированной теплопроводной массы, вводимой в производство лобовых частиц обмотки с одновременным виброуплотнением с дальнейшим отверждением (2).

В этой конструкции также трудно обеспечить качественную капсулу с включением металлических порошков, что снижает надежность машин. Наиболее близким к предлагаемому является устройство, в котором с целью увеличения теплопередачи от лобовых частей обмотки статора к корпусу устанавливают между ними алюминиевые кольца, состоящие из сегментов, причем к этим кольцам примыкают радиально расположенные металлические, теплоотводы, связанные с лобовыми частями теплопроводной отвержденной массой (3).

Несмотря на эффективную работу такого теплового мостика осуществление его в условиях производства, особенно при крупносерийном или массовом производстве, затруднено по технологическим соображениям. Кроме того, такое исполнение капсулы не обеспечивает надежности из-за снижения электрической прочности.

Цель изобретения — снижение нагрева при одновременном уменьшении трудоемко ти изготовления и увеличение надежности капсулированных обмоток электромашин.

851652

Формула изобретения аид2

Составитель Л. Карцева

Редактор Л. Г!челинская Техред А. Бойкас Корректор IO. Макаренко

Заказ 638I 8! Тираж 730 Подниспое

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

I l 3035, Москва, УК вЂ” 35, Раугнская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патентk, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ппП,патент зак . 3506

Поставленная цель достигается тем, что между корпусом и лобовыми частями обмоток установлен закладной теплопроводящий элемент, состоящий из наполненного кру11ными металлическими гранулами н свернутого в форме кольца,проницаемого для про5 точного компаунда рукава, включенного, например, из стеклосетки, причем к этому кольцу присоединена из стеклосетки юбка, принимающая к внутренней поверхности лобовых частей обмоток: закладной теплопроводящий элемент и юбка связаны с лобовымн частями обмотки и корпусом электромашины отвержденным пропиточным компаундом с мелкодисперсным наполнителем из маршалита, алюминиевой пудры, нитрида бора и T I!.. 15

lla фиг. 1 изображен двигатель с закладным теплопроводящим элементом н юбкой, продольный разрез; на фиг. 2 — закладной теплопроводящий элемент с юбкой, разрез.

Между корпусом (фиг. 1) и лобовыми частямц обмотки 2 расположен закладной тсплопроводящий элемент 3 (фиг. 2), представляющий из себя рукав 4 из стеклосетки, наполненный крупными металлическими (331IoMHHHH, магниеBblH сплав H ДР.) гPHH) лами . Рукав 4, предварительно заполненный гранулами и уплотненный по торцам, сворачивается и кольцо и вставляется в полость между лобовыми частями и корпусом.

К торцовой части кольца закладного элемента 3 присоединена юбка 6 из стеклосетки, 30 которая примыкает к внутренней поверхности лобовых частей 2, доходя по длине до торца середины магнитопровода 7.

Сетка, применяемая для рукава 4, должна быть электроизолятором и имеет ячейки примерно 0,5к0,5, !к1 мм и т.п. для беспре3S пятственного прохождения через них пропиточного компаунда:с мелкодисперсным наполнителем (маршалит, алюминиевая пудра, нитрид бора и т.п.), которым заполняются все полости обмотки статора после уста- 40 новки закладного теплопроводного элеменз и с последующим температурным отверждением этого компаундам при температуре, соответствующей классу нагревостойкости изоляции обмоток в течение 25 — -50 мин.

Далее закапсулированный статор поступает на окончательну!о сборку.

Исполнение высокотеплопроводящей капсулы, закрепляющей обмотку статора, позволяет резко уменьшить температурные напряжения, снизить на 25 — 30 С нагрев обмоток, повысить их надежность, что позволяет получить значительный экономический эффект.

Электрическая машина преимуц ествен 1о . закрытого исполнения, содержащая корпус, магнитопровод, обмотки статора с лобовыми частями, закладной теплопроводящий элемент, расположенный между корпусом и лобовыми частями и охватывающую. лобовые части оболочку, залитую теплопроводя!цим материалом, включающим связующее и наполнитель, отличающаяся тем, что с целью снижения нагрева при одновременном уменьшении трудоемкости изготовления и увеличении надежности, закладной теплопроводящий элемент имеет форму полого кольца, заполненного гранулами из металла, например из алюминия, которое вместе с оболочкой выполнено за единое целое из электроизоляционной сетки, в частности, из стеклосетки, залитой вместе с лобовыми частями обмотки отвержденной массой.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

I. Г!атент Франции № 2126510, кл. Н 02 К 5/00, 1975.

2. Авторское свидетельство СССР № 236608, кл. Н 02 К 3/50, !968.

3. Патент ФРГ № 1613401, кл. 21 d 55/02, l 970.