Подшипниковый узел синхронного ком-пенсатора c водородным охлаждением

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И Е „„851654

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61 . Дополнительное к авт. свид-ву— г (22) Заявлено 14.12.79 (21) 2851690/24-07 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (5i) М. Кл.

H 02 К5/16

Гасударственный кемитет по делам иэебретеиий и еткрмтий (53) УДК 621.313..713 (088.8) Опубликовано 30.07.81. Бюллетень №28

Дата опубликования описания 05.08.81 (72) Авторы изобретения

В. 3. Пекне и Л. А. Кулаков (7l) Заяви ель (54) ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ СИНХРОННОГО

КОМПЕНСАТОРА С ВОДОРОДНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ

Изобретение относится к электротехнике, в частности к крупному электромашиностроению, а именно, подшипниковому узлу крупного синхронного компенсатора с водородным охлаждением.

Наиболее близок к предлагаемому подшипниковый узел крупного синхронного ком-пенсатора с водородным охлаждением, имеющий подшипниковый щит и корпус подшипника, в котором установлен вкладыш (1).

Однако известный узел характеризуется сложностью конструкции из-за наличия съем- О ной крышки корпуса для установки и крепления вкладыша в корпусе; сложностью монтажа вкладыша, который выполняется внутри корпуса машины с помощью талей или автокрана через верхний монтажный люк; недостаточной жесткостью при использова- 1з нии в уникальных компенсаторах, у которых масса ротора превышает. 100 — 110т, приводящая к снижению надежности.

Цель изобретения — упрощение конструкции и монтажа и повышение надежности.

Поставленная цель достигается тем, что узел снабжен установленными на валу маслосбрасывающими кольцами. обеспечиваю-щими установку вкладыша в корпус подшипника с торца, причем упомянутый корпус выполнен в виде неразъемного цилиндра и вкладыш жестко закреплен в корпусе посредством крепежных элементов.

На фиг. 1 схематично представлен компенсатор, общий вид; на фиг. 2 — установка и крепление вкладыша в корпусе подшипника; на фиг. 3 — установка маслосбрасывающего кольца на валу компенсатора.

Синхронный компенсатор состоит из статора 1, ротора 2, подшипников 3, являющихся одновременно торцовыми закрытиями корпуса статора 1. Торцовые фланцы 4 корпуса статора 1 выполнены с уменьшенным внутренним диаметром и усилены ребрами 5 и кольцами 6. Подшипники 3 герметически прикреплены к фланцам 4 корпуса статора 1 с помощью болтов и призонных штифтов.

Подшипник 3 выполнен сварной конструкции и содержит щит 7, неразъемный корпус 8 цилиндрической формы, кольцо 9 жесткости и радиальные лапы, выполненные в виде ребер 10 и полок 11. Наличие радиальных лап и неразъемного корпуса 8 подшипника 3 позволяет максимально приблизить вкладыши

851654 к радиальной оси ротора 2 для уменьшения расстояния между осями подшипников 3, с целью увеличения критической частоты вращения ротора 2 и уменьшения габаритов машины, а также обеспечения виброустойчивости подшипниковых узлов, что важно для

5 мощных синхронных компенсаторов с массой ротора более 100 т, и высокой окружной скоростью ротора.

В корпусе 8 подшипника 3 имеется опорное кольцо 12, на котором установлен разь- 1о емный вкладыш 13 с опорными изолированными колодками 14, закрепленный в корпусе

8 посредством прижимных болтов 15, ввернутых в верхней части корпуса 8 подшипника 3.

Для обеспечения возможности заводки 15 вкладышей 13 в корпуса 8 подшипников 3 с торцовых сторон машины, на валу ротора

2 установлены маслосбрасывающие кольца

16, выполненные съемными и закрепленные на валу ротора 2 посредством фиксирующих винтов !7, образуя зазор 18 между маслосбрасывающими кольцами 16 и торцовой частью вкладышей 13. Величина зазора 18 превышает величину зазора 19 между торцом вкладыша 13 и маслосбрасывающим гребешком вала ротора 2. Это исключает восприятие маслосбрасывающими кольцами 16 усилий при осевом смещении ротора 2.

Торцы корпусов 8 подшипников 3 закрыты лабиринтными уплотнениями 20, исключающими вытекание масла из подшипников

3. К внешней стороне щитов 7 приварены кронштейны 21, на которых располагаются домкраты и монтажная балка при подъеме ротора для установки и выема вкладыша, На валу компенсатора консольно установлен бесщеточный возбудитель 22, магнитная система которого прикреплена к щиту 7.

Расстояние от торца якоря возбудителя 22 до корпуса 8 выполнено таким, чтобы можно было производить выемку вкладыша 13 подшипника 3 при ревизии, не снимая якорь возбудителя 22.

Предлагаемый подшипниковый узел компенсатора упрощает конструкции подшипникового узла за счет выполнения корпуса подшипников неразъемным и наличия съемного маслосбрасывающего кольца, монтаж вкладышей подшипников за счет выполнения монтажных работ снаружи корпуса компенсатора; повышает надежность за счет увеличения жесткости ротора вследствие уменьшения расстояния между осями подшипников благодаря чему уменьшается длина компенсатора на 100 — 120 см, а также уменьшить габариты, увеличить критическую скорость ротора, что особенно важно для компенсаторов большой мощности. Одновременно повышается виброустойчивость подшипника.

Формула изобретения

Подшипниковый узел синхронного компенсатора с водородным охлаждением, содержащий подшипниковый щит и корпус подшипника, в котором установлен вкладыш, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, монтажа и повышения надежности, он снабжен установленными на валу съемными маслосбрасывающими кольцами, обеспечивающими установку вкладыша в корпус подшипника с торца, причем упомянутый корпус выполнен в виде неразъемного цилиндра и вкладыш жестко закреплен в корпусе посредством крепежных элементов.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 192899, кл. Н 02 К 5/16, 1967.

851654

Редактор л. Пчелинская

Заказ 6381 81

Составитель Л. Карцева

Техред A. Бойкас Корректор Ю. Макаренко

Тираж 730 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4