Ротор электрической машины с испа-рительным охлаждением
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистические
1теспублик
ОПИСЛНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИ ТЕЛЬСТВУ
«»851657 (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 090180 (21) 2870643/24-07 с присоединением заявки NP (51)м. Кд.з
Н 02 К 9/20
Гвсударствеииый комитет
СССР ю делам изобретений в открытий (23) Приоритет
Опубликовано 30.07.81. Бюллетень Н9 28
Дата опубликования описания 300781 (53) УДК б 21. 313..713 (088.8) елого электромашиностроения при Лысьванском турбогенераторном заводе (СКБ ЛТГЭ) (54) РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНН С ИСПАРИТЕЛЬНЫМ
ОХЛАЖДЕНИЕМ
Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в синхронных неявнополюсных электрических машинах с испарительной системой охлаждения.
Известен ротор электрической машинн с испарительным охлаждением, в котором процесс испарения происходит в центральном отверстии вала fl).
Недостаток этого ротора - низкая эффективность охлаждения и высокое теплоэое сопротивление между участком выделения тепла — обмоткой и участком отведения тепла — центральным отверстием вала.
Наиболее близок к предлагаемому, ротор электрической машины с испарительным охлаждением,.имеющий полый вал, выполненный в виде тепловой трубы, цилиндр, установленный в валу с образованием в зоне выхода хладагента полости, расположенной между наружной поверхностью цилиндра и внутренней поверхностью вала, н бочку с аксиальными каналами, сообщающимися с упомянутой полостью у расположенного со стороны выхода хладагента торца бочки и с полным валом в зоне входа хладагента у противоположного торце бочки (2).
Недостатком известного ротора яв ляется необходимость увеличения диаметра центрального отверстия, что приводит к уменьшению сечения магнитопровода.
Цель изобретения -, уменьшение массо-габаритных показателей путем улучшения использования рабочего объема ротора, а также упрощение конструкции ротора и повышение надежности.
Поставленная цель достигается тем, что внутренняя поверхность вала в зоне выхода хладагента выполнена с увеличенным диаметром и соединена с вну15 тренней поверхностью вала в зоне аксиальных каналов бочки через ступенчатый выступ, с которым сопряжена торцовая зона цилиндра.. .Внутренние поверхности цилиндра и вала в зоне аксиальных каналов бочки имеют одинаковый диаметр, что позволяет обеспечить минимальное гидравлическое сопротивление полового вала.
Цилиндр и вал имеют резьбовое соединение между собой.
На чертеже изображен ротор электрической машины с испарительным охлаждением..
Внутренняя поверхнрсть вала 1 роЗ© тора в зоне 2 выхода хладагента вы851657
Составитель Л. Карцева
Техред A. Бабинец
Корректор Е. Рошко
Редактор Л.Пчелинская
Заказ 6382/82 Тираж 730
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 полнеиа с увеличенным диаметром 3 и соединена с внутренней поверхностью в зоне аксиальных каналов 4 бочки 5 через ступенчатый выступ 6, с которым сопряжена торцовая зона цилиндра 7.
Аксйальные каналы 4 соединены с полостями 8 и 9 радиальными каналами
10 и ll. На конце вала со стороны цилиндра может быть закреплен вращающийся теплообменник.
При сборке ротора внутренняя полость, образуемая полостью 8, аксиа- !О льными каналами 4, радиальными каналами 10 и ll полостью 9 и цилиндром
7, заполняется жидким хладагентом, например водой.
При работе электрической машины хладагент по цилиндру 7 и полости 8 через радиальный канал ll поступает в аксиальный канал 4, где происходит его испарение, далее хладагент в виде пара через радиальный канал 10 и полость 9 поступает в теплообменник, где происходит его конденсация.
Использование предлагаемого ротора позволит уменьшить диаметр центрального отверстия в активной части рб-тора, что, в свою очередь, дает возможность увеличить активное сечение магнитопровода н тем самым уменьшить габариты при заданной мощности. Увеличение активного сечения магнитопровода позволяет увеличить также 30 жесткость ротора. Кроме того, уменьшение длины цилиндра упрощает конструкцию и-обеспечивает более надежную фиксацию его в полом валу ротора.
Формула изобретения 35
1. Ротор электрической машины с испарительнйм охлаждением, имеющий полый вал, выполненный s виде тепло-, .вой трубы, цилиндр, установленный в валу .с образованием в зоне выхода хладагента полости, расположенной между наружной поверхностью цилиндра и внутренней поверхностью вала, и. бочку с аксиальныМи каналами, сообщающимися с упомянутой полостью у расположенного со стороны выхода хладагента торца бочки и с полым валом. в зоне входа хладагента у противополрж ного упомянутого торца бочки, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью уменьшения массо-габаритных показателей, упрощения конструкции и по-„ вышения надежности, внутренняя поверхность вала в зоне выхода хлад» агента выполнена с увеличенным диаметром и соединена с внутренней поверхностью вала в зоне аксиальных каналов бочки через ступенчатый выступ, с которым сопряжена торцовая зона упо» мянутого цилиндра.
2. Ротор по п.l, о т л и ч а юшийся тем, что внутренние поверх» ности цилиндра и вала в зоне аксиальных каналов бочки имеют одинаковый диаметр.
3. Ротор по пп.l и 2, о т л ич а ю шийся тем, что цилиндр сое» динен с валом при помощи резьбы.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Аэродинамика и теплопередача в электрических машинах. Харьков, ХАИ, 1974, вып. 4, с.121, 2. Авторское свидетельство СССР
9 641593 кл. Н 02 К 9/20, 1977.