Механизм блокировки межколесногодифференциала транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(i i) 852653

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Соввтакик

Социалиотичеекик

Рееиублик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 17.12.79 (21) 2854348/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 07.08.81. Бюллетень № 29 (45) Дата опубликования описания 07.08.81 (51) М. Кл.

В 60К 17/20

Гооударотеенный комитет (53) УДК 629.113-587 (088.8) но делам изобретений и открытий

Г" (72) Авторы ю изобретения А. Т. Скойбеда, В. В. Яцкевич, И. С. Сазонов, В. Р. Балицкий, --Я. Б. Белага, С. Г. Щербаков и Б. В. УткрнБелорусский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт S

Ф 4 - зла:,к (54) МЕХАНИЗМ БЛОКИРОВКИ МЕЖКОЛЕСНОГО

ДИФФЕРЕНЦИАЛА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к области автотракторостроения и может быть использовано в механизмах блокировки дифференциалов транспортных средств.

Известен механизм блокировки межколесного дифференциала транспортного средства, содержащий кулачковую муфту, неподвижная полумуфта которой закреплена на корпусе дифференциала, а подвижная установлена на полуоси транспортного средства и подпружинена относительно последней, кольцо с торцовыми кулачками, расположенное в проточке неподвижной полумуфты, и упор, выполненный на торце одного из кулачков подвижной полумуфты для взаимодействия с кулачками упомянутого кольца (1).

Недостатком данного устройства является ненадежность включения кулачковой муфты, так как разрезное кольцо может занимать положение, при котором его торцовые выступы перекрывают впадины кулачковой полумуфты и препятствуют включению блокировки дифференциала.

Цель изобретения — повышение надежности включения блокировки.

Поставленная цель достигается тем, что боковые грани кулачков подвижной полумуфты выполнены со скосами у вершины кулачка, а высота кулачков упомянутого кольца равна сумме высот кулачка подвижной полумуфты и упомянутого упора.

На фиг. 1 изображен механизм блокировки межколесного дифференциала, разрез; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1 (одно из положений муфты в выключенном состоянии); на фиг. 3 — вид А на фиг. 1 (другое положение муфты в выключенном состоянии).

Механизм блокировки межколесного дифференциала состоит из подвижной полумуфты 1, имеющей торцовые кулачки трапецеидальной формы, с которыми сцеплены кулачки корпуса дифференциала 2. Полумуфты установлены без тангенциального зазора кулачков. Подвижная полумуфта 1 установлена на шлицах полуоси 3, связанной с полуосевой шестерней 4, и нагружена осевым усилием пружины 5. По оси симметрии одного пз кулачков подвижной полумуфты

1 расположен упор 6. В кольцевой расточке корпуса дифференциала 2 установлено кольцо 7 с торцовыми выступами, равномерно расположенными по окружности кольца. Высота выступов кольца 7 не менее суммарной высоты кулачка подвижной полумуфты 1 и высоты выступающего упора 6. Глубина кольцевой расточки в корпусе дифференциала 2 выполнена такой, что выступы кольца 7, расположенного в

852653 ней, не превышают высоты кулачков корпуса дифференциала.

Механизм блокировки межколесного дифференциала работает следующим образом.

При движении по прямой, когда угловые скорости корпуса дифференциала 2 и полуосевой шестерни 4 с полуосью 3 равны, подвижная полумуфта 1 сцеплена кулачками с корпусом дифференциала 2. Дифференциал заблокирован. При попадании одного из ведущих колес на скользкую поверхность дифференциал остается заблокированным и не допускает разделенного буксования колес ведущей оси (фиг. 1).

В случае криволинейного движения (на повороте) корпус дифференциала 2 и полуосевая шестерня 4 стремится вращаться с различными угловыми скоростями и нагружают кулачковую муфту крутящим моментом. При этом на кулачках подвижной полумуфты 1 возникает осевое усилие, под действием которого полумуфта 1, преодолевая усилие пружины 5, перемещается в осевом направлении. Когда кулачки полумуфты 1 выйдут из зацепления с кулачками корпуса дифференциала 2, произойдет проворот полумуфт.

Упор 6 зацепит кольцо 7 за торцовой выступ и кулачки подвижной полумуфты 1 упрутся в выступы кольца, которые препятствуют сцеплению кулачков полумуфт.

Кулачковая муфта выключилась и дифференциал разблокировался (см. фиг. 2).

После окончания поворота при переходе к прямолинейному движению полуосева я шестерня 4 в зависимости от направления поворота замедляет или ускоряет свое вращение относительно корпуса дифференциала 2 вследствие тангенциальной деформации шип, закрутки трансмиссии колеба- 4О тельного движения управляемых колес после выхода из поворота. Это приводит к изменению направления относительного вращения полумуфт 1 и 2. Кулачки подвижной полумуфты 1 опираются на выступы кольца 7 и оно вращается совместно с полумуфтой 1 до тех пор, пока кулачки полумуфты 1 не набегут на кулачки корпуса дифференциала 2, которые выше выступов кольца 7 (фиг. 2). В этот момент кольцо 7 останавливается. При дальнейшем относительном вращении полумуфт 1 и 2 под действием пружины 5 происходит включение кулачковой муфты (фиг. 3). Дифференциал блокируется. Проведенные испытания образца кулачковой муфты данной конструкции показали надежное включение ее.

Предлагаемое устройство повышает надежность включения кулачковой муфты, блокирующей межколесный дифференциал, что улучшает тяговосцепные свойства машины, а также условия работы водителя.

Формула изобретения

Механизм блокировки межколесного дифференциала транспортного средства, содержащий кулачковую муфту, неподвижная полумуфта которой закреплена на корпусе дифференциала, а подвижная установлена на полуоси транспортного средства и подпружинена относительно последней, кольцо с торцовыми кулачками, расположенное в проточке неподвижной полумуфты, и упор, выполненный на торце одного из кулачков подвижной полумуфты для взаимодействия с кулачками кольца, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности включения блокировки, боковые грани кулачков неподвижной полумуфты выполнены со скосами у вершины кулачка, а высота кулачков кольца равна сумме высот кулачка подвижной полумуфты и упора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Заявка Хо 2705896/27-11, 1979, кл. В 60К

17/20, по которой принято решение о выдаче авторского свидетельства.

8526оЗ

Вид Я побернуто

Риг. о

Составитель С. Белоусько

Техред И. Пенчко

Корректор Л. Слепая

Редактор О. Юркова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 1807/11 Тираж 749 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5