Устройство регулирования электропривода
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(1852656
ОП ИСАН ИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВКДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву 734031 (22) Заявлено 16.11.78 (21) 2685125/24-11 с присоединением заявки № (51) М. Кл.
В 601 3/10 ло делам изобретении () публиковано 07.08.81. Бюллетень № 29 (53) УДК 621.335 (088.8) и открытий (45) Дата опубликования описания 07.08.81 (72) Автор изобретения
Ю. И. Филин (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДА
ГосУАаРственный комитет (23) Приоритет
Изобретение относится к устройствам регулирования тягового электропривода, используемым в приводах тепловозов, электровозов и пневмоколесных машин.
По основному авт. св. № 734031 известно устройство регулирования электропривода, содержащее соединенные последовательно в одну кольцевую схему источники постоянного тока и питающиеся от них якоря электродвигателей, устройство снабжено также коммутирующими элементами, число которых равно числу электродвигателей привода, и блоком управления этими коммутирующими элементами, соединенными в свою кольцевую схему, причем каждый коммутирующий элемент подключен параллельно цепи, образованной якорем соответствующего электродвигателя и соединенного с ним источника питания, в качестве коммутирующих элементов в устройстве применены тиристоры, включенные встречно э.д.с. источников шунтируемых ими цепей, при этом блок управления коммутирующими элементами содержит датчики буксования колес транспортного средства, выход каждого из которых связан с управляющим выводом соответствующего коммутирующего элемента.
Однако надежность указанного устройства невысока. Оно полностью теряет работоспособность при обрыве якорной цепи какого-либо электродвигателя или отказе коммутационного аппарата в кольцевой схеме якорей и источников. Кроме того, напряжение между точками обрыва в этом случае равно сумме э.д.с. источников, что может привести к большим напряжениям между элементами схемы, тем самым, к пробою изоляции. Для исключения этой возможности изоляция элементов силовой схемы должна быть рассчитана с большим запасом по отношению к рабочему напряжению. Это вызовет лишний расход материалов и приведет к ухудшению массогабаритных показателей электрических машин, что при достаточно большом количестве источников может оказаться неприемле20 мым °
Целью дополнительного изобретения является повышение надежности устройства.
Это достигается тем, что блок управления коммутирующими элементами содержит пороговые элементы, каждый из которых включен между управляющим выводом коммутирующего элемента и его входом.
На чертеже дана схема устройства регуЗО лирования электропривода.
852656
Устройство регулирования электропривода содержит выпрямители 1, подключенные по переменному току к обмоткам 2 генератора переменного тока, а по постоянному току включенные в одну последова- 5 тельную цепь с якорями 3 электродвигателей независимого возбуждения, коммутирующие элементы в качестве которых применены тиристоры 4, датчики буксования
5 и пороговые элементы 6. 10
При закрытых тиристорах 4 токи якорей
3 электродвигателей равны и определяются разностьюэ.д.с. обмоток 2 и эд.с. якорей 3 электродвигателей, а напряжение на обмотке якоря 3 каждого электродвигателя 1з определяется его характеристиками и частотой вращения. Регулирование электропривода осуществляется изменением токов возбуждения генератора и электродвигателей. 20
При возникновении обрыва в силовой цепи, например, при отказе какого-либо коммутационного аппарата в момент включения устройства, даже незначительное повышение э.д.с. источников кольцевой схемы приведет к резкому повышению напряжения между точками обрыва и, соответственно, между анодом тиристора, включенного параллельно участку цепи с обрывом, и его катодом. При этом также повышает- зо ся напряжение на соответствующем пороговом элементе 6. При превышении этим напряжением напряжения уставки порогового элемента 6 оно отпирается, чем обеспечивается отпирание соответствующего тиристора 4 и тем самым шунтирование участка цепи, содержащей соответствующие источник, якорь электродвигателя и место обрыва.
Предлагаемое устройство сохранит нормальную работоспособность и при отключенных датчиках буксования 5, так как при ухудшении условий сцепления какого-либо колеса и входе его в режим буксования одновременно с повышением напряжений на 4 соответствующих якоре 3 и тиристоре 4 повышается и напряжение, приложенное к соответствующему пороговому устройству 6.
При развитии буксования до недопустимого уровня напряжение на пороговом элементе 6 достигает напряжения уставки, оно отпирается, обеспечивая при этом протекание тока в управляющей цепи тиристора 4 и, тем самым его отпирание. Разность э.д.с. обмотки якоря 3 и э.д.с, соответствующего источника обеспечивает перевод тока из цепи, содержащей этот источник и обмотку якоря 3, в цепь открывшегося тиристора 4, в результате чего тяговый момент на соответствующем колесе пропадает и оно тормозится моментом сопротивления. При уменьшении его частоты вращения до такой величины, что э.д.с обмотки якоря 3 станет ниже э.д.с. источника, в цепи якоря 3 появляется ток, который растет с понижением частоты вращения электродвигателя, что приводит к увеличению тягового момента на его валу. Установившийся режим наступает при достижении током якоря 3 значения, соответствующего предельному по условиям сцепления тяговому моменту.
При восстановлении сцепления этого колеса до уровня сцепления остальных колес его момент сопротивления увеличивается, частота вращения уменьшается, ток в якоре 3 соответствующего электродвигателя увеличивается и становится равным токам якорей 3 электродвигателей, вследствие чего ток в тиристоре 4 пропадает, тиристор 4 запирается и схема приходит в исходное состояние.
Формула изобретения
Устройство регулирования электропривода по авт. св. № 734031, отл ич а ющееся тем, что, с целью повышения надежности, блок управления коммутирующими элементами содержит пороговые элементы, каждый из которых включен между управляющим выводом коммутирующего элемента и его входом.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 734031, 11.04.77, кл. В 60 L 3/10.
852656
Составитель Л. Резникова
Техред И. Пенчко
Редактор Н. Тимонина
Корректор Т. Трушкина
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 1801/7 Тираж 749 Подписное
НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская иаб., д. 4/5