Упорный подшипник скольжения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Соцнапистическик
Рес ублмк
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ (u>853222 (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 310779 (21) 2804116/25-27 с присоединением заявки Но (23) Приоритет
Опубликовано 070881, Бюллетень М 29 (51)М. Кл З
F 16 С 17/06
Государственный комитет
СССР оо делам изобретений и открытий (53) УДН 621 ° 822 ° 5 (088. 8) Дата опубликования описания р 7р 881 (72) Авторы изобретения
H.À. Вахрамов, А.И.Куропатов, Э. Г.Новинский н В.М.Попов
1 г»р t »g (71) Заявитель (54 ) УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ (Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при конструировании упорных подшипников скольжения турбин, компрессоров, насосов и т.д.
Известна конструкция упорного подшипника скольжения, содержащего смонтированные на основании посредством опорных элементов самоустанавлива-1О ющиеся сегменты, состоящие из накладки и корпуса, а также тангенциальные упоры, расположенные на уровне накладок, что позволяет уменьшить опрокидывающий момент, действующий на сегмент (1). 15
Недостатком этого устройства является наличие момента трения сопро— тивления, действующе го на сегмент и препятствующего образованию клино вого зазора. при пуске подшипника под 20 нагрузкой.
Целью изобретения является уменьшение момента трения, возникаемого между сегментом и его упорами в процессе взаимодействия, а следовательно, уменьшение износа подшипника.
Укаэанная цель достигается тем, что в упорном подшипнике скольжения, содержащем смонтированные на основании посредством опорных элементов 30 самоустанавливающиеся сегменты с внутренней и наружной боковыми и выходной кромками, а также тенгенциальные упоры, установленные на основании, каждый сегмент имеет тангенциальные упоры, выполненные в виде двух стержней со сферическими головками, в каждом сегменте со стороны опорной поверхности выполнены два глухих отвертсия, расположенные у внутренней и наружной боковых кромок, при этом плоскость, касательная к цилиндрическим поверхностям отверстий„ перпендикулярна к рабочей поверхности сегмента и параллельна его выходной кромке, стержни размещены в отверстиях, а опорный элемент хаждого сегмента расположен в плоскостИ касательной к цилиндрическим поверхностям отверстий.
Предлагаемая конструкция позволяет уменьшить момент трения, возникаемый между сегментом и его упорами в процессе их взаимодействия, эа счет расположения упоров на линии, проходящей через опору и параллельной выходной кромке. Прн этоМ плечо силы трения сегмента об упоры становится близким к нулю, по сравнению с известными конструкциями упорных
853222 подшипников, что позволяет укаэанный момент трений свести к нулю.
Кроме того, перенос тангенциальных упоров из межсегментного пространства на линию опоры, параллельную выходной кромке, и расположение их у внутрен,ней и наружной боковых кромок под сег.ментом, позволило значительно умень.шить гидродинамическое сопротивление межсегментного пространства и улучшить охлаждение сегментов.
На фиг. 1 показан вид в плане 1О упорного сегментного подшипника с линейной опорой> на фиг. 2 — разрез
А-A на фиг. 1; на фиг. 3 показан вид в плане упорного сегментного подшипника с точечной опорой; на фиг. 4 — разрез Б-Б на фиг. 3, Упорный подшипник скольжения включает в себя сегменты 1 с внутренними 2 и наружными 3 боковыми и выходными 4 кромками . 20
Под каждым сегментом 1 у внутренней 2 и наружной 3 боковых кромок в неподвижном основании 5 подшипника установлены тангенциальные упоры б в виде двух стержней со сферическими головками 7. В каждом сегменте 1 со стороны опорной поверхности 8 выполнены два отверстия 9, расположенные у внутренней и наружной боковых кромок.
Взаимодействие сегмента 1 с упо- Зр рами 6 при вращении ротора 1 0 и его пяты ll происходит вблизи рабочей поверхности 12. Сферические головки
7 упоров б контактируют с цилиндрическими поверхностями 13 отверстий 35
8 сегмента 1 в плоскости В, перпендикулярной рабочей поверхности 12 сегмента 1. Кроме того, укаэанная плоскость В контакта упоров б с сегментом 1 параллельна выходной 4р кромке 4 и проходит через опору (линейную — ребро качания или точечную— сферическая опора 15 сегмента 1).
Описанный подшипник работает следующим образом, 45
При пуске подшипника под нагрузкой между рабочей поверхностью 12 сегмента 1 и пятой 11 возникает сила трения взаимодействия, сдвигающая сегмент 1 от своего первоначального по- 5р пожения, Упоры 6, закрепленные в неподвижном основании 5, воспринимают силу и момент сдвига сегмента 1 от первоначального положения. При этом, сегмент 1 контактирует цилиндрической йоверхностью 13 отверстий 8 со сфери,ческими головками 7 упоров 6 вблизи рабочей поверхности 12, отклоняясь от первоначального положения не более чем на величину диаметрального зазора между сферической головкой 7 Фр и цилиндрической поверхностью 13 отверстия 8.
В процессе раскрытия сегмента 1, в результате образования несущего гидродинамического клина, между cer- 45 ментом 1 и упорами 6 возникает сила трения, расположенная в плоскости
В, которая проходит через опору 14 или 15 сегмента 1, так, что момент трения сопротивления раскрытию сегмента 1 данной силы относительно опоры 14 и 15 сегмента 1 равен нулю.
При прекращении работы подшипника происходит закрытие сегмента 1 вследствие падения давления смазывающей жидкости в несущем гидродинамическом клине, При этом также появляется сила трения сегмента 1 об упоры
6, но обратного направления, которая также расположена в плоскости В, проходящей через опоры 14 или 15 сегмента 1 и момент трения сопротивления закрытию сегмента от которой также равен нулю.
Применение описанной конструкции подшипника вследствие переноса упоров в плоскость, проходящую через опору сегмента, позволяет устранить момент, трения сопротивления сегмента об упоры, действующий в процессе раскрытия и закрытия сегмента и направ- ленный, соответственно, в сторону, обратную раскрытию и закрытию его, а тем самым уменьшить износ подшипника при пусках и остановах и ловысить его надежность.
Кроме того, перенос тангенциальных упоров под сегмент в плоскость
В, проходящую через опору сегмента, позволяет уменьшить гидродинамическое сопротивление межсегментного про. странства и улучшить охлаждение сегментов.
Формула изобретения
Упорный подшипник скольжения, содержащий смонтированные на основа- нии посредством опорных элементов самоустанавливающиеся сегменты с внутренней и наружной боковыми и вы-, ходной кромками, а также тангенциальные упоры, установленные на основании, отличающийся . тем, что, с целью уменьшения иэноса, тан— генциальный упор каждого сегмента выполнен в виде двух стержней со сферическими головками, в каждом сегменте со стороны опорной поверхности выполнены два глухих отверстия расположенные у внутренней и наружной боковых кромок, при этом плоскость, касательная к цилиндрическим поверхностям отверстий, перпендикулярна к рабочей поверхности сегмента и параллельна его выходной кромке, стержни размещены в отверстиях, а опорный элемент каждого сегмента расположен в плоскости, касательной к цилиндрическим поверхностям отверстий.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
9 489881, кл. F 16 С 17/08, 10. ) О. 75.
853222
Составитель A. Романова
Редактор Л. Гольдина Техред М. ТабаковиЧ Корректор IO. Макаренко
Заказ 5597/4 Тираж 860 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4