Шаровой кран

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И Е ()853263

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскик

Социапистическик

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 10.02.78 (21) 2576791/25-08 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М.К .

F 16 К5/20

Гееударствеииый кемитет (53) УДК 621.646 (088.8) ло делам изобретений и еткрытий

Опубликовано 07.08.81. Бюллетень № 29

Дата опубликования описания 17.08.81

° f . "г

Л. Г. Фортинов, Г. Г. Бондаренко и И. С. бакла ов

1 1

Ы Б. ф - . .! (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) ШАРОВОЛ КРАН

Изобретение относитя к области арматуростроения и может быть использовано в качестве запорного устройства для перекрытия потока рабочей среды в трубопроводах большого диаметра.

Известны краны, снабженные механизмом отвода седла от пробки при ее повороте (1).

Известен также шаровой кран, в корпусе которого размещены подпружиненноеседло и шаровая пробка с приводным валом, снабженным механизмом отвода седла от пробки в виде жестко связанных с валом плоских кулачков (2).

Недостатком известного крана является то, что в нем не исключено трение пробки о седло.

В предложенном шаровом кране для устранения указанного недостатка вал выполнен поворотно voäBèæíûì относительно пробки, кулачки снабжены, торцовыми выступами, а на пробке выполнены круговые секторные пазы, в которых размещены взаимодействующие с ними указанные торцовые выступы кулачков. При этом кулачки выполнены подпружиненными относительно пробки в плоскости, перпендикулярной к оси приводного вала.

На фиг. 1 показан предложенный кран, разрез; на фиг. 2 — сечение А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение Б — Б на фиг. 2.

Шаровой кран состоит из корпуса 1, в котором размещены седло 2 с уплотнительным элементом 3 и шаровая пробка 4 с кольцевыми секторными пазами 5, расположенными на противоположных сторонах пробки. В отверстие пробки 4 свободно

1о вставлен приводной вал 6 с плоскими кулачками 7, связанными между собой скобой 8. На кулачках выполнены торцовые выступы в виде штифтов 9, взаимодействующие с пазами 5 пробки 4. Кулачки 7 закреплены на валу жестко с помощью шпонок 10. На пробке закреплена пластинчатая пружина 11, действующая на кулачок 7.

Седло 2 поджимается к пробке 4 пружиной 12. При повороте вала на открытие выступы кулачков 7 свободно перемещаются в пазах 5 пробки 4 на некоторый угол. При этом пробка 4 остается неподвижной, а кулачки. 7 отводят седло 2.

853263

Формула изобретения

Фиг./

5 g

Фиг.5

Составитель Г. Иванов

Редактор О.Юркова Тех ред А. Бой к а с Корректор М. Ша рощи

За каз 5600/6 Тираж 1006 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

После того как седло 2 отжато от пробки 4, выступы .кулачков 7 упираются в край паза 5 и при дальнейшем вращении вала 6 подворачивают пробку в положение

«Открыто».

Таким образом, поворот пробки происходит при отсутствии трения между уплотнительными поверхностями пробки и седла.

В результате снижается приводное усилие на валу 6 и уменьшается износ уплотнительного элемента 3.

При закрытии крана кулачки 7 своими выстунами поворачивают пробку в положение «Закрыто», после чего они перестают воздействовать на седло 2, которое под действием пружины 12 и давления Р рабочей среды поджимается к пробке 4, обеспечивая надежную герметичность при помощи уплотнительного элемента 3.

Пластинчатая пружина 11 исключает перемещение кулачка относительно пробки при закрытом положении крана за счет постоянного подпружинивания кулачка относительно пробки в плоскости, перпендикулярной к оси приводного вала 6.

1 Шаровой .кран, в корпусе которого размещены подпружиненное седло и шаровая

5 пробка с приводным валом, снабженным механизмом отвода седла в виде жестко связанных с валом плоских кулачков, отличающийся тем, что, с целью снижения приводного усилия и уменьшения износа уплотнительных поверхностей пробки и седла, приводной вал выполнен поворотно подвижным относительно пробки, кулачки снабжены торцовыми выступами, а на пробке выполнены круговые секторные пазы, в которых размещены взаимодействующие с ними торцовые выступы кулачков.

2. Кран по п. 1, отличающийся тем, что кулачки подпружинены относительно пробки в плоскости, перпендикулярной к оси приводного вала.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США № 3064938, кл. 251 — 171, 1962.

2. Патент США № 3245653, кл. 251 — 159, 1966.