Способ определения координат точеклинии зацепления b приборах для комп-лексного однопрофильного контролязубчатых колес
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советекнк
Соцналнетнчеекнк
Реептб@н@ о1853361 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 11. 11. 79 (21) 2838248/25-28 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет
Опубликовано 07.0881. Бюллетень 89 29
Дата опубликования описания 07. 08. 81 (53)PA. Кл З
G 01 В 5/20
Государственный комитет.
СССР ио делам изобретений и открытнй (53) УДК 531.717.2:
: 621. 833 (088.8) промышленности (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КООРДИНАТ ТОЧЕК ЛИНИИ
ЗАЦЕПЛЕНИЯ В ПРИБОРАХ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
ОДНОПРОФИЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС.
Изобретение относится к измерйтельной технике в машиностроении, а именно, к средствам контроля зубчатых колес.
Известен способ определения требуемых координат контролируемого участка зацепления в приборах для контроля зубчатых колес, включающий использование тангенциального наконечника в качестве измерительного элемента, взаимодействующего с поворотным съемным настроечным элементом в виде ножа при определении положения точки измерительного элемента, контактирующей с профилем колеса в расчетном полюсе зацепления f1).
Однако этим способом нельзя определить требуемые координаты линии зацепления в приборах для комплексного однопрофильного контроля зубчатых колес, поскольку он не позволяет определить угловое положение измерительного элемента, например измерительного колеса, в момент, когда профиль его зуба проходит через расчетный полюс зацепления.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является способ определения координат точек линии зацепления в приборах для комплексного однопрофильного контроля зубчатых колес, заключающийся в том, .что определяют положение точки измерительного элемента, совпадающей с
Ьдной из расчетных точек лежащих на линии зацепления, например с полюсом зацепления, путем взаимодействия его со съемным настроечным элементом, а остальные искомые координаты определяют расчетным путем по известным зависимостям P2)..
В качестве настроечного элемента в данном способе используют зуб номинальной исходной рейки, вводят его в зацепление с измерительный элементом, регистрируют характеристику рассогласования их угловых поворо20 тов в процессе обката и фиксируют точку перегиба этой характеристики, соответствующую положению полюса зацепления.
Такой способ обладает высокой точностью, однако при этом он весьма сложен.
Цель изобретения - упрощение способа.
Это достигается тем, что в качестве настроечного элемента используют
853361 цилиндрическую или сферическую оправку, вводят ее в контакт с измерительным элементом и фиксируют при
:этом угловое положение измерительного элемента, а радиус справки выбирают из соотношения где, га — радиус окружности вершин измерительного элемента; (() гЬ вЂ” радиус основной окружности измерительного элемента; сИ - угол зацепления
На чертеже изображена схема для реализации предлагаемого способа.
Способ реализуется следующим образом.
Настроечный элемент, выполненный в виде цилиндрической или сферической оправки 1 (сферическая оправка используется при контроле косозубых колес) с радиусом R, и измерительный элемент 2 (на чертеже показана часть измерительного зубчатого колеса) устанавливают на шпиндели 3 и 4 прибора для комплексного однопрофиль-. ного контроля.
Шпиндель3 с оправкой 1 устанавливается на заданном расстоянии А от оси измерительного колеса, уста- () новленного на шпинделе 4. Расстояние Л определяется по формуле
) Ü
С05 (О С 1Ф Фф «(. X" « Ь « -ф ).ф)»
I где К - угол профиля точки, которая, при данных Р и A находится на линии зацепления.
При А «-- сна Ф получаем: "Ь 4О
Со5(ж.с in> ((Ь и и+ Щ -Ы3 в качес ве одной из расчетных точек выбран полюс зацепления. Настроечный элемент вводят в контакт с измерительным элементом 2, осуществляя силовое замыкание известными средствами, и фиксируют при этом угловое положение элемента 2, зафиксировав положение одной -из расчетных точек, лежащих на линии зацепления. Зная параметры измерительного колеса, можно вычислить расчетным путем по известным зависимостям остальные искомые координаты, например координаты начала М и конца и линии зацепления как координаты крайних точек обрезков l1P и PN.
Использование цилиндрической или сферической оправки в качестве настроечного элемента вместо более сложного в изготовлении зуба номинальной исходной рейки и уменьшение количества приемов позволяет упростить данный способ, и, кроме того, позволяет повысить производительность контроля зубчатых колес.
Формула изобретения
Способ определения координат точек линии зацепления в приборах для комплексного однопрофильного контроля зубчатых колес, заключающийся .в том, что определяют положение точки измерительного элемента, совпадающей с одной из расчетных точек, лежащих на линии зацепления, например с полюсом зацепления, путем взаимодействия его со съемньм настроечным элементом, а остальные искомые координаты определяют расчетным путем по известным зависимостям, отличающийся тем, что, с целью упрощения способа, в качестве настроечного элемента используют цилиндрическую или сферическую оправку, вводят ее в контакт с измерительным элементом и фиксируют при этом .угловое положение измерительного элемента, а радиус оправки выбирают из соотношения
"= я(/Дл--1 -1 пнли)- Б гь где ra - радиус окружности вершин измерительного элемента;
rb — радиус основной окружности измерительного элемента;
« - угол зацепления.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
9356445,кл.G 01 В 5/00,1966(прототип) 2; Авторское свидетельство СССР
В 577391, кл. G 01 В 5/20, 1976 (прототип).
853361
Составитель Л. Кениг
Редактор С. Суркова ТехредН. Kosanesa Корректор
Заказ 5616/11 Тираж 642. Подписное
ВНИИПИ государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, K-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная,4