Способ контроля зазоров в подшипниках

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (и 853527 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 05. 11. 79 (21) 2839602/25-28 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51 ) М. Кл.

G 01 N 29/04

Государственный комитет оо делам изобретений и открытий

Опубликовано 07.08.81. Бюллетень ¹ 29 (53) УДК 620.179. .16(088.8) Дата опубликования описания 10.08 ° 81

Ю. А, Курдин, l0. Л. Чернышов, И. Г. Цуцур н и А. P. Puce

I

1 (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЗАЗОРОВ В ПОДШИПНИКАХ

Изобретение относится к неразрушающему контролю и может быть использовано для ультразвукового конт роля зазоров между кольцами подшипника.

Известен способ определения дефектности изделий, заключающийся в том, что контролируемому изделию сообщают ультразвуковые колебания, измеряют параметры этих колебаний и то по их изменению оценивают дефектность изделия (1 ).

Этот способ применяется при определении дефектности изделия, а именно: расслоений, раковин, пор, трещин, т непроклеев и т.д. о

Относительно малая чувствительность способа не позволяет использовать его в подшипниках для измерения зазоров, составляющих всего десятки микрон, .тем более невозможно определить наличие овальностн зазора. . Наиболее близким к изобретению по . технической сущности и достигаемому

2 результату является способ контроля зазоров в подшипниках, заключающийся в том, что осуществляют взаимное перемещение колец подшипника, измеряют это перемещение и по нему судят о величине зазора между кольцами подшипника (2 ).

Однако данный способ не позволяет с высокой точностью определять зазор между кольцами. Особенно это проявляется при наличии овальности колец.

Цель изобретения — повышение точности контроля.

Это достигается тем, что дополнительно производят непрерывное вращение одного из колец вокруг оси, а перемещение осуществляют колебательно, например, с ультразвуковой частотой.

На чертеже представлен один из вариантов устройства для осуществления способа.

3 8

Устройство содержит пьезодатчик

l, размещенныи около места закрепления подшипника 2 на волноводе 3. Прижимом 4 внутренняя часть подшипника жестко закрепляется на волноводе 3.

Колебания в системе волновод-подшипник возбуждаются магнитострикционным преобразователем 5.Через сопло 6 подается струя сжатого воздуха.

Для осуществления способа необходима высокодобротная электромеханическая система, колеблющаяся с ультразвуковой частотой и чувствительная к изменению реактивной нагрузки. Такая система может быть выполнена, например, в виде магнитострикционногь преобразователя 5 и двухступенчатого волновода 3 с большим коэффициентом усиления. На волиоводе 3 прижимом 4 укрепляется подшипник с калиброванным зазором. Система волновод-подшипник возбуждается магнитострикционным преобразователем 5. При этом осуществляют вращение внешнего кольца подшипника вокруг его оси за счет струи сжа того воздуха, поступающего по касательной к незакрепленному кольцу из сопла 6. Система настраивается в резонанс по максимуму амплитуды колебаний, измеренной пьезодатчиком 1, при нагружении волновода 3 подшипником с калиброванным зазором. Затем измеряются амплитуда при нагружении контролируемым подшипником и оценивается фактический зазор по изменению амплитуды колебания волновода 3.

По предлагаемому способу подшипник выполнен в виде нагрузки на ис" точник ультразвуковых колебаний. При этом нагрузка состоит из активной н реактивной составляющих.

Соотношение между активной и реактивной составляющими нагрузки зависит от величины зазора между кольцами подшипника и меняется при перемещении частей подшипника относительно друг друга. В случае, когда перемещение отсутствует, например при заклинивании частей сферического подшипника, нагрузка становится чисто реФормула изобретения

Способ контроля зазоров в подшипниках, заключающийся в том, что осуществляют взаимное перемещение колец .подшипника, измеряют это перемещение и по нему судят о величине зазора между кольцами подшипника, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения точности контроля, дополнительно производят непрерывное вращение одного из колец вокруг оси,.

40 а перемещение осуществляют колебательно,например,с ультразвуковой частотой.

Источники информации, принятые во внимание нри экспертизе

45 I. Шрейбер Д. С. Ультразвуковая, дефектоскопия. -M. Металлургия, .

1965, с. 158-163.

2. Подшипники качения. Справочник.

-M. Машиностроение, 1967, с. 15-25

g(r (прототип) 53527 4 активной, так как при колебательном движении одной из частей подшипника, трение между нею и другой частью отсутствует, т.е. отсутствуют активные потери энергии на нагревание при трении.

При наличии зазора между колеблющимися частями подшипника возникрет трение, величина которого зависит от

rp среднего значения зазора и от взаимного углового расположения частей подшипника.

Появляется активная составляющая, а доля реактивной составляющей в общем сопротивлении уменьшается .

Изменение реактивной составляющей влияет на резонансную частоту системы преобразователь-подшипник и вызывает изменения амплитуды и фазы колебаний

2О системы.

Предлагаемый способ контроля зазоров в подшипниках повышает точность измерения за счет измерения интегральной характеристики качества

25 сборки подшипника и снижения ошибок измерений, 853527

Составитель Г. Федоров

Редактор С. Суркова Техред А.Бабинец Ко екто

Заказ 5642 19 Тираж 907 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Ра ская наб. . 4/5

Филиал IIIIII Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4