Якорь электрической машины с газовымохлаждением

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗО6РЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 03.01.77 (21) 2436745/24-07 (51) М Кл з

Н 02 К 3/24

Н 02 К 9/16 с присоединением заявки №вЂ”

Гоаударствеииый комитет (23) Приоритет—

СССР

llo делам изооретеиий и открытий

Опубликовано 07.08.81. Бюллетень № 29

Дата опубликования описания 17.08.81 (53) УДК 621.313..713 (088.8) (72) Авторы изобретения

В. С. Витченко, Г. К. Смирнов и В. Г. UJàëéåý-- »

qf

4 (71) Заявитель (54) ЯКОРЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОИ МАШИНЫ

С ГАЗОВЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к конструкции якорей электрических машин, охлаждаемых газом.

Известен якорь электрической машины с газовым охлаждением, содержащий сердечник с пазами и радиальными каналами, соединенными с внешней поверхностью сердечника, размещенную в пазах обмотку, стержни которой изолированы витковой изоляцией, и общую корпусную изоляцию в виде П-образной гильзы, повторяющей форму пазов (1) .

Недостатком этой конструкции является невысокая эффективность охлаждения обмотки из-за отсутствия непосредственного контакта охлаждающего газа с элементарными проводниками обмотки.

Известен также якорь электрической машины, в котором в витковой изоляции выполнены каналы для прохода охлаждающего газа, расположенные в зоне радиальных каналов пазов, э общая корпусная изоляция повтл яе- форму радиальных кана ов (2) .

Недостатком указанной конструкции является сложность ее использования при двухслойной стержневой обмотке из-за увеличения габаритов якоря, необходимых для обеспечения требуемого изоляционного расстояния между стержнями.

Целью изобретения является повышение интенсивности охлаждения якоря электрической машины с многослойной обмоткой.

Это достигается тем, что каждый стержень обмотки якоря снабжается дополнительной изоляционной П-образной вставкой, обращенной основанием к дну паза, а боковые стенки упомянутой вставки выполняются с окнами, расположенными в зоне радиальных каналов пазов.

На фиг. 1 изображен якорь, продольный разрез; на фиг. 2 — паз с внешней стороны якоря, вид сверху; на фиг. 3 — разрез А — А на фиг. 2; на фиг. 4 — разрез

Б — Б на фиг. 2.

Шихтованный сердечник 1 якоря содержит пазовые каналы 2, расположенные на боковых стенках паза в радиальном направлении. В паз сердечника 1 уложены верхний стержень 3 и нижний стержень 4 двух853742 слойной якорной обмотки. Кажды из стержней 3 (4) содержит соответственно витковую изоляцию 5 (6) и дополнительную П-образную вставку 7 (8) из изоляционного материала, обращенную своим основанием к дну паза. Оба стержня 3 и 4 изолированы 5 от сердечника 1 общей корпусной изоляцией, выполненной в виде П-образной гильзы 9, повторяющей форму паза и пазо вы х ка н алов 2.

Между основанием вставки 7 верхнего стержня 3 и верхней кромкой нижнего стержня 4 установлена изоляционная прокладка 10. В витковой изоляции 5 (6) стержней 3 (4) по периметру их сечения выполнены каналы 11 (12) соответственно.

В П-образной вставке 7 (8) со стороны, >s противоположной основанию, выполнены местные окна 13 (14), при этом со стороны основания вставки 7 (8) остается вертикальный буртик 15 (16), обеспечивающий необходимую изоляцию верхнего стержня 3 (нижнего стержня 4).

Пазовый клин 17 со стороны, прилегающей к стержню 3, выполнен с выступом 18, который входит в пространство между вертикальными стенками вставок 7, причем в месте расположения клича 17 и каналов 2 25 по его боковым сторонам выполнены отверстия 19, через которые каналы 2, 11 и 12 сообщаются с внешней поверхностью сердечника и через которые осуществляется забор газа в каналы 2, 11 и 12 и выброс его обратно.

Для предупреждения повреждений витковой изоляции 5 при заклинивании обмотки между клином 17 и верхним стержнем 3 установлена изоляционная прокладка 20.

При вращении якоря, например обращенной синхронной электрической машийы, охлаждающий через отверстия 19 с одной стороны клина 17 нагнетается из зазора машины в каналы 2, 11 и 12 и через отверстия 19 с другой стороны клина 17 выходит обратно в зазор. При этом медь стерж- 4в ней 3 и 4 непосредственно соприкасается с охлаждающим газом и интенсивно охлаждается.

Ввиду того, что каналы 2 имеют малую длину, а количество их по длине якоря выбирается достаточно большое, вентиляционные потери и перегрев газа в каналах 2, 11 и 12 существенно снижаются и охлаждение обмотки осуществляется более равномерно.

Предлагаемая конструкция может быть применена и для охлаждения якорной обмотки, расположенной на статоре, при этом циркуляция охлаждаюшего газа в каналах 2, 11 и 12 осуществляется за счет напорного действия, обусловленного вращением в зазоре электрической машины газовых потоков, увлекаемых ротором.

Формула изобретения

Якорь электрической машины с газовым охлаждением, содержащий сердечник с пазами и радиальными каналами, расположенными на боковых стенках паза и соединенными с внешней поверхностью сердечника, и размещенную в пазу обмотку, стержни которой изолированы витковой изоляцией с каналами для прохода охлаждаюшего. газа, расположенными в зоне радиальных каналов пазов, и общей корпусной изоляцией в виде П-образной гильзы, повторяющей форму пазов и радиальных каналов, отличающийся тем, что, с целью повышения интенсивности охлаждения, каждый стержень обмотки снабжен дополнительной изоляционной П-образной вставкой, обращенной основанием к дну паза, а боковые стенки упомянутой вставки выполнены с окнами, расположенными в зоне радиальных каналов пазов.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

l. Авторское свидетельство СССР № 144221, кл. Н 02 К 1/20, 1961.

2. Патент Старой Германии № 621928, кл. 21 с1, 55О1, 1935 (прототип).

853742

Составитель А. Воинов

Редактор Т. Загребельная Текред А. Ьойкас Корр< кт«р 1:. Рошко

Заказ 5690j30 Тираж 730 11одписн««

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4 5

Филиал ППП «Патент». г. Ужгород, ул. Проектная, 4