Статор электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Саветскик

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 28.12.79 (21) 2859212/24-07 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М.К .

Н 02 К 5/04

Н 02 К 15/14

Государственный комитет по делам изобретений и открытий

Опубликовано 07.08.81. Бюллетень № 29

Дата опубликования описания 17.08.81 (53) УДК 621.313.

713 (088 81 и,Ф е

А. В. Валуев и Б В. Смирнов Е е

I с (72) Авторы изобретения

У нл (71) Заявитель (54) CTATOP ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ!

Изобретение относится к электрическим машинам, в частности к асинхронным машинам неразборной конструкции массовых серий малой и средней мощности.

Известна конструкция статора электрической машины, корпус которой представляет собой разъемный кожух нз стального листа, причем одна из частей кожуха изготовлена способом глубокой вытяжки, на каждой из частей предусмотрена выемка для роликового подшипника, а на кожухе— один уступ для установки статора. Подшипники и статор запрессованы в кожух (1J

К недостаткам подобных конструкций следует отнести трудности изготовления длинного кожуха, имеющего уступ для статора и отбортовку под крепление механизма, а также создание прессовой посадки и недостаточно надежный контакт между кожухом и поверхностью сердечника статора.

Наиболее близким к предложенному статору является статор электрической машины, содержащий сердечник с обмоткой и закрепленный на нем корпус, выполненный в виде двух симметричных станков с центральным отверстием в дне 2).

К недостаткам подобных конструкций следует отнести повышенный нагрев сердечника статора, обусловленный наличием воздушных полостей между тонкостенным кожухом и цилиндрической поверхностью сердечника статора. К тому же сварка и отбортовка создают термические напряжения и, следовательно, перекосы, ухудшение обдува корпуса.

Целью изобретения является улучшение охлаждения электрической машины.

Для достижения этого сердечник имеет на наружной поверхности продольные углубления, а корпус имеет на цилиндрической поверхности продольные выступы, расположенные в углублениях сердечника равномерно по окружности, и кольцевые пояс15 ки, фиксирующие сердечник статора с торцов.

Длина продольных выступов меньше длины сердечника статора.

На фиг. 1 изображена электрическая машина, общий вид; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. l.

Электрическая машина содержит корпус 1, щиты 2 с отбортованным центральным отверстием в торцевой стенке под само853743 центрирующуюся обойму, двухручьевые спаренные выступы 3, кольцевые, например сферические, пояски 4, фиксирующие сердечник статора, крышки 5 подшипника и самоцентрирующуюся обойму 6.

Симметричные щиты, стыкующиеся друг с другом посредине сердечника статора, получены путем глубокой вытяжки из металлического листа. Двойные спаренные (выдавки) продольные желоба, расположенные равномерно по окружности на оболочке щитов (число которых равно числу углублений на сердечнике статора), выполняют после установки щитов на сердечнике статора путем пластической деформации материала в продольные углубления сердечника статора.

Кольцевые, например сферические, пояски, расположенные в местах, примыкающих к торцам сердечника статора, и фиксирующие щиты относительно сердечника статора, увеличивают жесткость последних, способствуют турбулизации охлаждающего газа при обдуве.

При сборке электрической машины наружную поверхность сердечника и ответные сопрягаемые участки щитов покрывают цементирующей композицией.

Перед установкой щитов на сердечник статора в воздушный зазор машины (сквозь отверстия в дне шитов) вводятся щупы (не менее трех) равномерно по окружности, ориентирующие бочку ротора относительно расточки статора, затем в центральные отверстия щитов ставят самоцентрирующиеся обоймы, которые закрепляют крышками 5.

Для обеспечения надежного контакта и скрепления обеих частей (щитов) с сердечником статора, на наружной поверхности которого выполнены продольные равномерно расположенные по окружности двухручьевые каналы (число которых может быть от двух до восьми в зависимости от габарита машины), предназначенные для сварки отдельных листов сердечника в пакет, в каналах размещены желоба корпуса.

При работе электрической машины тепловая энергия от обмотки и сердечника ввиду малого теплового сопротивления перехода: сердечник — корпус (благодаря отсутствию воздушных полостей между ними) хорошо передается на корпус. Электромагнитный момент машины с сердечника на корпус передается посредством цементирующей композиции и продольных желобов на

1О щитах

Использование предлагаемой конструкции корпуса электрической машины позволит улучшить охлаждение и, следовательно, повысить мощность, надежность, срок службы таких машин примерно в два раза, так как перепад температур между сердечником статора и корпусом снижается на

8 — 15% (экспериментальные данные).

Формула изобретения

1. Статор электрической машины, содержащий сердечник с обмоткой и закрепленный на нем корпус, выполненный в виде

25 двух симметричных стаканов с центральным отверстием в дне, отличающийся тем, что, с целью улучшения охлаждения, сердечник имеет на наружной поверхности продольные углубления, а корпус имеет на цилиндрической поверхности продольные выступы, раз30 ложенные в углублениях сердечника равномерно по окружности, и кольцевые пояски, фиксирующие сердечник с торцов.

2. Статор по п. 1, отличающийся тем, что длина продольных выступов меньше длины сердечника.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Заявка Великобритании ¹ 1514295, кл. В 3 А, 1974.

2. Заявка ФРГ № 2712568, 40 кч Н 02 К 15/14 1978

853743

Составитель Л. Карцева

Редактор Т. Загребельная Техред:А. Бойкас Корректор Е. Рошко

Заказ 5690/30 Тираж 730 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проси и::.. 4