Статор электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советскин
Социалнсткческик
Республнк
О п И С А Н И Е „„853746
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
Х АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 30.05.78 (21) 2630361/24-07 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (5l ) М К1 3
Н 02 К 0/1Ч
Гасударственный комитет
Опубликовано 07.08.81. Бюллетень №29
Дата опубликования описания 17.08.81 (53) УДК 62! .313..613 (088.8) ао делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения
В. А. Фр,ейдин
Н. В. Шилин, В. П. Игнатко, К. Н.
»
Я оковол)ьтной т зав да
»»
Научно-исследовательский центр и аппаратуры и Научно-исследова
«Сибэлектрот (71) Заявители (54) СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОИ" МАШИНЫ
Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в крупных электрических машинах повышенной мощности.
Известны конструкции электрических машин, содержащие элементы для обеспечения работоспособности при росте давления в статоре путем регулирования давления в системе охлаждения (1) .
Недостатком известных конструкций является невозможность использования их в мощных турбогенераторах.
Наиболее близким по технической сущности к предложенному статору является статор турбогенератора с герметичной полостью, заполненный трансформаторньгм маслом (2) .
Однако при дуговом коротком замыкании гидростатическое давление в жидкости, заполняющей статор, повышается вследствие образования высокотемпературного газового пузыря вокруг дуги. Кроме того, могут возникнуть большие перепады давлений между различными точками статора, вследствие чего жидкость в статоре разгоняется до относительно больших скоростей, при последующем торможении жидкости происходит гидравлический удар. Для обеспечения работоспособности деталей статора, подвергающихся воздействию указанных статических и динамических нагрузок, требуется увеличение некоторых размеров этих деталей, приводящее к увеличению веса статора и снижению технико-экономических характеристик электрической машины.
Целью изобретения является повышение эксплуатационной надежности путем уменьшения возникающих при дуговом коротком замыкании относительно больших гидростатических и гидродинамических нагрузок на детали статора.
Это достигается тем, что статор снабжен расположенными в торцовой части полости заполненными газом резервуарами, выпол1 ненными с эластичными стенками, например из пластика.
Резервуары с газом могут быть соединены в один обьем, например, трубками, а стенки резервуаров могут иметь места уменьшенного поперечного сечения, в которых
И могут быть установлены разрывные мембраны.
На чертеже представлен общий вид торцевой части статора в разрезе.
853746
Составитель А. Карцева
Редактор Т. Загребельная Техред А. Бойкас Корректор Е. Рошко
Заказ 5690/30 Тираж 730 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и о". крытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Статор содержит корпус 1 с торцевым щитом 2, сердечник 3 с обмотками 4, цилиндрическую гильзу 5, ограничивающую герметичную полость статора. На гильзе
5 размещен резервуар 6, соединенный трубкой 7 с резервуаром 8. В качестве резервуаров могут быть использованы, например, пластиковые груши с газом. В стенках резервуаров установлены разрывные мембраны 9, размещенные в точках а ослабленного сечения 10. Полость статора заполнена маслом.
При дуговом коротком замыкании вокруг электрической, дуги образуется высокотемпературный газовый пузырь. Давление статора повышается и при этом объемы резервуаров с газом уменьшаются. Охлаждающая жидкость и продукты ее разложения занимают часть объема, ранее занятого резервуарами с газом, что приводит к снижению давления в статоре.
Одновременно со сжатием резервуаров через места ослабленного сечения в разрывные мембраны часть жидкости втекает внутрь резервуаров.
Происходящее затем торможение жидкости в резервуарах сопровождается гидравлическими ударами, воздействующими в основном на резервуары 6 и 8, и не представляет опасности с точки зрения прочности крупных деталей статора.
Протекание газов из одного резервуара в другой приводит к снижению разности давлений между различными точками статора, уменьшению скоростей протекания жидкости и уменьшению нагрузок на детали статора при торможении потоков жидкости.
Описанная конструкция статора может быть использована в турбогенераторах мощностью 300 МВт и более.
5 Формула изобретения
1. Статор электрической машины, содержащий сердечник с обмотками, имеющими лобовые части, герметично соединенные корпус, торцевые щиты и установлен1О ную со стороны расточки гильзу, образующие полость, заполненную жидкостью, в частности маслом, отличающийся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности путем снижения нагрузок, воз1g. никающих при коротком замыкании, он снабжен расположенными в торцевой части полости. заполненными газом резервуарами, выполненными с эластичными стенками, например из пластика.
2. Статор по п. 1, отличающийся тем, О что резервуары с газом соединены между собой в один объем, например, трубками.
3. Статор по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что стенки резервуаров с газом имеют места с уменьшенным поперечным сечением.
4. Статор по пп. 1 — 3, отличающийся тем, что он снабжен разрывными мембранами, установленными в упомянутых местах стенок резервуаров.
Источники информации, ЗО принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 551763, кл. Н 02 К 9/00, 1972.
2. «Электротехника». -М., 1970, № 1, с. 6 — 8.