Судно для проведения дноуглубительных работ
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(54) СУДНО ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДНОУГЛУБИТЕЛЬНЫХ
РАБОТ
Изобретение относится к устройствам для производства дноуглубительных работ, s частности к суднам для проведения дноуглубительных работ.
Известно судно для проведения дноуглубительных работ, содержащее корпус с гидродинамнческим разрыхлителем грунта, включающим направляющую насадку, смонтированную посредством кронштейна на палубе и
10 выполненную с входной камерой и сонловыю участком, а также возбудитель рабочего потока в насадке fl).
Недостатком указанного судна для проведения дноуглубительных работ является низкая производительность работ и высокие эксплуатационные расходы.
Цель изобретения - повышение производительности работ и снижение эксплуатационных расходов.
Поставленная цель достигается тем, что возбудитель рабочего потока содержит водометный движитель с рулями-заслонками, направляющая насадка установлена с возможностью поворота посредством шарниров вокруг вертикальной и горизонтальной оси, а сопловай участок направляющей насадки расположен под углом к горизонтальной плоскости, при этом входная камера насадки расположена
sa выходным каналом водометного движителя и снабжена горизонтальной перегородкой, делящей входную камеру на два гидравлических тракта, нижний из которых сопряжен с сопловым участком, а корпус снабжен ограничителями поворота направляющей насадки.
Кроме того, вертикальная ось поворота направляющей насадки расположена в диаметральной плоскости, а корпус снабжен узлом фиксации углового положения направляющей насадки относительно горизонтальной плоскости.
54803
1О
3 8
При этом. узел фиксации углового положения направляющей насадки относительно горизонтальной плоскости содержит отверстия, выполненные в звеие шарнира горизонтальной оси поворота, отверстие, выполненное в кронштейне, и стопорный палец, сопрягаемый со стенками упомянутых отверстий.
На фиг. 1 изображена корма предлагаемого судна с насадкой, разрез
А-А на фиг. 2; на фиг. 2 — то же, амид сверху; на фиг. 3 — расположе-! ние насадки в транспортном положении; на фиг. 4 — приемная камера насадки, сечение Б-Б на фиг. 1.
В кормовой части водометного судна 1 на кронштейне 2 закреплена жестко насадка 3, состоящая иэ приемной цамеры 4 и выбросной камеры 5. Вход14ое отверстие 6 приемной камеры 4 расположено напротив отверстия, об" разуемого рулями-заслонками 7 водоЕма, т.е. соосно с выбросным отверстием водомета при положении осей насадки в диаметральной плоскости судна (при положении насадки "прямо") а ось выброской камеры 5 направлена под тупым углом g к ватерлинии.
Угол наклона с принят на основании опытных данных в пределах 95175 применительно к значениям глубин, преобладающих на перекатах, и исходя из необходимости изменения направления струи водомета и создание оптимальных условий для размыва грунта и транспортирования пульпы с использованием энергии струи и энергии речного потока. Приемная камера
4 разделена горизонтальной перегородкой 8 на верхнюю часть 9 и нижнюю часть 10. В верхней части 9 прорезано окно 11, через которое часть, струи водомета направляется параллельно речному потоку. Нижняя часть
10 приемной камеры переходит в вы бросную камеру 5. Кронштейн 2 подвижно связан с узлом 12 поворота, состоящим из двойного шарнира с вертикальной и горизонтальной осями вращения. Вертикальная ось вращения представляет собой шкворень
13 с проушинами 14, в которых имеются отверстия 15 для закладывания стопорного пальца 16, служащего для фиксирования положения кронштейна
2 и угла наклона насадки 3. Меняя место закрепления стопорного пальца
1б s отверстиях 15, регулируют угол наклона насадки к ватерлинии судна. Вертикальная ось 13 расположена на линии пересечения плоскостей — диаметральной и плоскости, проходящей через внутренние кромки
l7 рулей-заслонок при положении рулей "прямо". Такое расположение оси 13 обеспечивает осуществление управления насадкой посредством изменения направления струи водомета 1 которое производится рулевым управлением судна.
На корме судна приварены ограничители 18, ограничйвающие угол поворота насадки в горизонтальной плоскости, что предотвращает при повороте насадки выход ее sa пределы рабочей зоны струи водомета. В транспортном положении судна насадка 3 укладывается на палубе и занимает положение, показанное на фиг.3.
На судне имеется кормовая лебедка 19, которая используется для фиксирования и перемещения судна на становом кормовом якоре при производстве дноуглубительных работ, В рабочем положении при размыве переката насадка 3 занимает положение, показанное на фиг. 1 и фиг. 2, при этом поворот насадки в горизонтальной плоскости происходит под действием струи водомета, т.е. поворотом рулей-заслонок 7.
Работа по размыву переката производится следующим образом.
Судно 1 устанавливается носовой частью против течения и удерживается на перекате по направлению к намеченной прорези якорем на кормовом становом тросе. Другой конец троса закреплен на барабане кормовой лебедки 19 и по мере разработки переката, вниз по течению, наматывается на барабан лебедки 19.
Струя от работающего водометного движителя направляется насадкой
3 на перекат и размывает грунт.
Размытый грунт подхватывается струей, выбрасываемой из окна il u уносится речным потоком вниз по течению в подвал переката. Для расширения разрабатываемой прорези насадку 3 поворачивают в горизонтальной плоскости относительно оси
13 в пределах угла, ограниченного упорами ограничителей 17. Поворот насадки 3 осуществляется путем поворота струи водомета, причем поворот
Формула изобретения струи производится судовым рулевым устройством, т.е. поворотом рулейзаслонок 7. Судно при этом совершает папильоиирование (поперечные перемещения относительно прорези) по дуге, ограниченной шириной прорези с центром окружности в точке закрепления станового кормового якоря. Насадку 3 поворачивают вправо и влево по мере перемещения судна к кромкам заданной прорези.
На известных земснарядах папильонажные перемещения осуществляются другим способом, а именно путем подтягивания на папильонажиых лебедках.
Способ применения предлагаемого судна для выполнения папильонажных перемещений при производстве дноуглубительных работ заключается в следующем.
Судно удерживают на намеченной прорези носом против течения реки на одном кормовом становом якоре, брошенном ниже переката при работающем на передний ход движителя и опущенной в рабочее положение насадке 3, перекладывают судовое рулевое
1 устройство с борта на борт, например вправо, изменяют направление движения струи, отбрасываемой водометом, воздействуют напором струи на боковую стенку насадки 3 и поворачивают ее вправо. Судно под воздействием реакции струи и речного потока перемещается вправо по дуге окружности с центром в точке закрепления станового кормового якоря и размывает при этом полосу грунта на перекате на трубуемую глубину. Затеи, достигнув заданного края прорези, производят с помощью кормовой становой лебедки подачу судна вниз по течению на ширину папильонажной ленты и перекладывают судовое рулевое устройство влево, изменяют направление движения струи и поворачивают, таким образом, насадку 3 влево, судно перемещается при этом влево и размывает следующую (вниз по течению) папильонажную ленту переката до достижения левой кромкой намеченной прорези, а затеи операции повто« ряют.
Применение предлагаемого устройства позволит увеличить объем сплава леса, сократить сроки сплава, значительно сократить затраты на
854803 6 производство дноуглубительных работ, подцержание требуемых габаритов речных путей для проведения сплава.
Судно для проведения дноуглубительных работ, содержащее корпус с гидродинамическим разрыхлителем р грунта, включающим направляющую насадку, сион-ированную посредством кронштейна на палубе и выполненную с входной камерой и сопловью участком, а также возбудитель рабочего потока в насадке, о т л и ч а ю— щ е е с я тем, что, с целью повышения производительности работ и снижения эксплуатационных расходов, возбудитель рабочего потока содерур жит водометный движитель с рулямизаслонками, направляющая насадка установлена с возможностью поворота посредством шарниров вокруг вертикальной и горизонтальной оси, а сопловой участок направляющей насадки расположен под углом к горизонтальной.плоскости, при этом вх чная камера насадки расположена эа выходным каналом вадометного движиЗр теля и снабжена горизонтальной перегородкой, делящей входную камеру на два гидравлических тракта, нижний йз которых сопряжен с сопловым участком, а корпус снабжен ограничителями
35 поворота направляющей насадки, 2. Судно по п. о т л и ч а ю щ е е с я тем, что вертикальная ось поворота: направляющей насадки расположена в диаметральной плоско4р сти, а корпус снабжен узлом фиксации углового положения направляющей насадки относительно горизонтальной плоскости
3. Судно попп. и2, о т л и ч аю щ е е с я тем, что узел фиксации ,углового положения направляющей насадки относительно горизонтальной плоскости содержит отверстия, выполненные в звене шарнира горизонтальной эр оси поворота, отверстие, выполненное в кронштейне, и стопорный палец, сопрягаемый со стенками упомянутых,отверстий.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
I. Суда-и оборудование лесоплава.
Справочник од ред. В.И.Патякина, М., !976, с. 267-27! (прототип).
854803
Составитель Б.Даньшин
Редактор М. Циткина Техред З.Фанта Корректор Г.Решетник
Ъ
Заказ 6786 26 Тирам 489 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам ивобретений и открытий. ll3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4(5
Филиал ППП Патент, г. Уигород, ул. Проектная, 4