Односводчатая станция метрополитена
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е (1855132
ИЗЬБРЕТЕ Н ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61:) Дополнительное к авт. свид-ву— (22} Заявлено 06.06.79 (2! ) 2776976/29-33 (51) М. Кл.э
Е 02 D 29/04
Е 21 D 11/08 с присоединением заявки №вЂ”
Гееударствеивмй кемвтет (23) Приоритет—
Опубликовано 15.08.81. Бюллетень № 30
Дата опубликования описания 25.08.81 (53) УДК 625.42:
: 725.314 (088.8) м делам яэвбретенкм и етхрытий
1 ) 1 ". ", " i
Киевский филиал «Киевметропроект» Государственного ордена Трудового Красного Знамени проектно-изыскательского института «Метрогипротранс» и Киевский автомооильй = дорожный институт им. 60-летия Октября
Ю. H. Айвазов, В. А. Лысяк и Е. Ф. якута (72) Авторы изобретения (71) Заявители (54) ОДНОСВОДЧАТАЯ СТАНЦИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА
Изобретенйе...относится к подземному строительству, а именно к конструкциям односводчатых станций метрополитена и других подземных сооружений.
Известна конструкция односводчатой станции метрополитена глубокого заложения на массйвных опорах, включающая сборные из эЛементов свод, лоток и монолитные бетонный опоры, сооружаемые внутри предварительно пройденных тоннелей кругового очертания 11).
Такая конструкция позволяет рационально использовать материал, применить. при разработке основной части груйта высокопроизводительные механизмы, в целом она более технологична и экономична, чем традиционные трехсводчатые станции.
Недостатком этой конструкции является необходимость смещения в поперечном нал.равлении проходческого комплекса на 2,4 и для проходки под опоры в пределах стан; фии, а также расход бетона для сооружейия этих опор до 600 м на 100 м длины станций г(аиболее близкой по технической сущ кости к предлагаемой является односводча-. гая станция метрополитена глубокого заложения, включающая сборные из элементов
6вод, стены и лоток.
Стена такой станции состоит из элементов, наружная поверхность которых. очерчена по окружности с центром на продольной оси перегонного тоннеля, а элемент лотка, примыкающий к стене, выполнен фигурным с верхней горизонтальной и боковой вертикальной плоскостями. Кроме того, элементы стены соединяются посредством гребней и пазов и имеют сквозной канал, в который вмонтирована преднапряженная арматура.
Такая конструкция станции отличается высокой экономичностью, является цельносборной, и при ее сооружении не возникает необходимость поперечного смещения проходческого комплекса, работающего на строиельстве перегонных тоннелей (21.
Недостаток такой конструкции заключается в том, что при установке фигурных лотковых блоков, примыкающих к стене, требуется на каждой заходке устраивать углубления (колодец) до I — 1,2м, что не поддается механизации и является трудоемкой операцией, а также невозможность применения щитового комплекса при устройстве
Щ5132 стен и соответственно невозможность обжатня колец обделкн щитовыми домкратами.
Цель изобретения — повышение устойчивости в монтажный период и упрощение производства работ.
Указанная цель достигается тем, что в односводчатой станции метрополитена глубокого заложения, включающей сборные из элементов свод, стены и лоток,,каждый элемент стен выполнен с наружным опорным выступом, причем элементы каждой стены, примыкающие к лотку, объединены между собой по длине станции распределительной балкой.
При этом в каждом элементе стен, примыкающем к лотку, может быть образована открытая с внутренней стороны полость под распределительную балку, Кроме того, каждая распределительная балка может быть заанкерена в грунт. . На чертеже изображена конструкция станции, поперечное сечение.
Предлагаемая станция метрополитена включает свод 1 из эле !ентов 2, опертый на стены элементов 3, име!ощих опорные выступы 4. Замыкаегся конструкция сборным лотком иэ элементов 5. В нижних элементах стен могут быть образованы открытые с внутренней стороны полости 6, в которых устраивается сборная или монолитная продольная распределительная балка 7 из железобетона, обеспечивающая непрерывную жесткость стены вдоль сооружения. Такая конструкция стены повышает устойчивость всей конструкции станции в монтажный период. l1pe сооружении станции вначале проходческим комплексом, работающим на перегонах, проходят перегонные тоннели 8 в пределах станции.
Для уменьшения нарушения грунта над тоннелями в обделке перегонных тоннелей
8 предусмотрено распорное домкратное устройство (на чертеже не показано), с помощью которого производится обжатие обделки в породу.
Затем на участках в 1 — 3-х колец производится замена обычных элементов обделки перегонных тоннелей на элементы стен. Дом- кратное устройство при этом используется для раскружаливания кольца обделки 0еоегонного тоннелн и для повторного обжатия кольца с фигурными блоками. В готовых тоннелях устраивается распределительная балка, которая может при необходимости анкериться в грунт посредством анкеров или э свай, устанавливаемых с нужным шагом вдоль сооружения. После этого разрабатывают грунт в верхней части станции, монтируют свод, раэрабывают грунтовое ядро, наступающим забоем добирают грунт лот 0, ковой части и устраивают лоток станции, При применении эректорной проходки перегонных тоннелей в пределах станций частичной переборки колец не требуется, и блоки стены устанавливают в кольца сразу.
Предлагаемое изобретение позволяет эйв-! е" чительно упростить производство работ при сооружении станции, а также повысить ее устойчивость в монтажный период и отказаться от использования высокомарочных сталей.
Формула изобретения
1. Односводчатая станция метрополитена глубокого заложения, включающая сбор2Э, ные из элементов свод, стены и лоток, отличающаяся тем, что, с целью. повышения устойчивости в монтажный период и упрощения производства работ, каждый элемент стен выполнен с наружным опорным выступом, причем элементы каждой стены, З примыкающие к лотку, объединены между собой по длине станции распределительной балкой.
2. Станция по и. l, отличающаяся -ем, что в каждом элементе стен, примыкающих к лотку, образована открытая с внутренней стороны полость под распределительную балку.
3. Станция по пп. I- и 2, отличающаяся тем, что каждая распределительная балка заанкерена в груп.т.
40 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Волков В, П. Тоннели и метрополи тены. М., «Транспорт», 1975, с. 414 †4.
2. Авторское свидетельство СССР
Ж 530933, кл. Е 02 D 29/04, !974.
855132
Составитель В. Гоник
Редактор А. Долннич Техред А. Бойкас Корректор Л. Ивин
Заняв 6818/43 Тираж 693 Под нсиое
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
Il0 06 8 0TKphlTNA
113035, Москва, Ж вЂ” 36. Раушская наб., д. 4/6
Филнвл ППП аПатеитэ, г. Ужгород, ул. Проектная, 4