Соединение шнековых штанг
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (ii) 855181
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. саид-ву— (22),Заявлено 31.07.78 (2I ) 2651697/22-03 с присоединением заявки №вЂ” (51) NI. Кл э
E2I В!704
Государственный номнтет (23) Приоритет—
Опубликовано .45.08.81. Бюллетень № 30 (53) УДК 622.233. .24.05 (088.8) но делам нэобретеннй н открытий
Дата опубликования описания 15.08.8I. (72) Авторы изобретении
А. М. Ахунов, Р. Н. Рахманов н P. Н. Миника в; ,Э
"., Татарский государственный научно-исследовательский и проектный институт нефтянои промышленности (71) Заявитель (54) СОЕДИНЕНИЕ ШНЕКОВЫХ ШТАНГ
Изобретение относится к шнековому бурению, в частности к устройствам для соединения между собой секции шнековых штанг.
Известно соединение штанг, состоящее из стержня и наконечника, связанных между собой штифтом. Крутящий момент передается через стержень, взаимодействующий с внутренними поверхностями отверстия в штанговых наконечниках. От осевых усилий стержень удерживается поперечными штифтами, проходящими через сквозное отверстие в стержне и наконечниках (I j
Недостатком этого устройства является возможность отсоединения штифтового соединения в скважине.
Известно соединение шнековых штанг, содержащее Т-образный выступ, шестигранный штырь на конце одной штанги, ответный Т-образный паз и внутренний шестигранник, на конце другой штанги .12).
Недостатками этого устройства явля ются поломки Т-образного выступа во время сборки и разборки секции, а также самопро- . извольное отсоединение во время бурения.
Цель изобретения — повышение надежности работы за счет предотвращения самопроизвольного разьединения.
Указанная цель достигается тем, что соединение снабжено стержнем, размещенным во внутренней полости штанг и связанным с шестигранным штырем, причем последний имеет возможность осевого перемещения.
На фиг. 1 изображено соединение шнековой штанги, разрез; на фиг. 2 — то же внд сбоку; на фиг. 3 — разрез А-А на. фиг. 1; тр на фиг. 4 — секция шнековой штанги.
Соединение шнековых штаиг предназначено для соединения отдельных штанг, нижняя Мз которых имеет соединительный участок для долота 1, а верхняя заканчивается муфтой 2 для соединения с приводом враще1S ния. Соединение включает тело штанги 3 один конец которой имеет T-образный выступ 4 и шестигранный штырь 5 на конце одной штанги, а близлежащий торец другой штанги имеет ответный Т-образный паз 6 н внутренний шестигранник 7. На наружной поверхности штанги по винтовой линии приварена шнековая спираль 8, образующая ш вековую поверхность. Секция шнековой штанги внутри снабжена центральным ствряе
855181 нем 9, соеднненным внизу на резьбе с шне ковым штырем 5, причем последний установ. лен с возможностью осевого пеоемещения.
Верхний конец стержня выступает за пределы трубы с возможностью входа в отверстие 10 шестигранного штыря другой стыкуемой секции. К центральному стержню 9 приварена шайба 11, которая опирается в крайнем нижней положении стержня в штифт 12.
Муфта 2 (фиг. 1) имеет также внутренний шестигранник 13 с Т-образными выступами п
14, входящими в соединение с пазами 5 на секции шнековой штанги, и замковый вырез
15 для соединения с валом привода. В соединении шнековых штанг Т-образные пазы и выступы 4, 14 воспринимают осевые усилия, а шестигранный штырь во взаимодействии с 15 шестигранными вырезами передает крутящий момент.
Соединение шнековой штанги осуществляют следующим образом.
Вначале соединяют секцию шнековой штанги с долотом 1, для этого за выступающий из штанги 3 конец стержня 9 втягивают шестигранный штырь 5 во внутрь трубы. После чего соединяют T-образный выступ трубы с Т-образным пазом на шестиграннике долота. Процесс соединения заканчивается после д того, как стержнем опускают шестигранный штырь во внутренний шестигранник долота, до упора шайбы 1 на стержне с штифтом 12.
Следующие секции шнековых штанг сое- М днняются в такой же последовательности, причем выступающий из трубы стержень 9 входит в отверстие 10 шестигранного штыря
4 следующей секции, исключая случайное перемещение из зоны соединения шестигранного штыря 4. Последним звеном этой цепи З контактирующим с валом привода, является муфта 2.
Разборка соединения шнековой штанги происх< дит в обратном порядке, начиная с разъединения вала от муфты.
Поворотом двигателя в обратную сторону ведущий вал освобождается из пазов 15, вынимает шестигранный штырь 5 и выступы !
4 муфты освобождают из пазов 6 секции шнековой штанги. Далее за выступающий конец стержня 9 втягивают шестигранный штырь 6 во внутрь трубы до его упора в штифты 12 и освобождают Т-образные выступы из пазов нижележащей штанговой секции.
Технико-экономическая. эффективность предлагаемого устройства заключается 8 повышении производительности работ и снижении расходов связанных с вынужденными простоями за счет исключения поломки соединения и его самопроизвольного разъединения в процессе бурения.
Формула изобретемия
Соединение шнековых штанг, содержащее Т-образный выступ и шестигранный штырь на конце одной штанги ответный Тобразный паз и внутренний шестигранник йа конце другой штанги, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности работы за счет предотвращения самопроизвольного разъединения, оно снабжено стержнем, размещенным во внутренней полости штанг и связанными с шестигранным штырем, причем последний имеет возможность осевого перемещения.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
l. Патент США ¹ 3065000, кл. 287 — 103, опублик. 1962.
2. Авторское свидетельство СССР чу 284919, кл. Е 21 с 15/00, 1969, 355I8l фиг. Ч
Составитель В Петросов
Редактор . ow
М. Х Техред А. Бойкас Корректор С. Шомак
Заказ 6В23/45 Тираж 627 Подансное
ВНЙИПИ Государственного комитета СССР но делам изобретений н открытий
1l3035, Москва, Ж вЂ” Зб, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП ейатентэ, т. Ужгород, ул. Проектная, 4