Устройство для определения угла опережения зажигания в двигателях внутреннего сгорания

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советсини

Социалистические

Реслублни (6 ) Допол н и тел ьное к а вт. с вид-ву— (22) Заявлено 24.07. 79 (2! ) 2804679/! 8-2! с присоединением заявки %в (23) Приоритет(51)М. Кл.

F 02 P !7/00

3Ъеудлрстеепв!! кеиитет

СССР ао делен изебретеии!! и етермтив

Опубликовано !5.08.8! ° Бюллетень J% 30

Дата опубликования описания 7 08 8! (53) УДК 62! .43 ° .044 (088.8) (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УГЛА ОПЕРЕЖЕНИЯ

ЗАЖИГАНИЯ В ДВИГАТЕЛЯХ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения среднего по двигателю угла опережения зажигания в многоцилиндровых двигателях внутреннего сгорания, а также для контроля работоспособности автоматов опережения зажигания.

Известны устройства для определения угла опережения зажигания в двигаf0 телях внутреннего сгорания (! )и (2).

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является устройство для определения угла опережения зажигания в двигателях внутреннего сгорания, которое содержит датчики верхней мертвой точки и частоты вращения коленчатого вала, формирователи импульсов обоих датчиков, входы кото- рых соединены с выходами соответствующих датчиков, формирователь импульсов зажигания, подключенный к низковольтной клемме прерывателя-распределителя, триггеры, делитель частоты импульсов, измерители частоты вращения коленчатого вала и угла опережения зажигания, элементы совпадения, один вход первого из которых соединен с выходом формирователя импульсов зажигания, один вход второго элемента совпадения соединен с выходом формирователя импульсов частоты вращения, а выход — со входом делителя частоты импульсов, выходы которого подключены ко входам первого триггера, формирователь импульсов свечи зажигания, вход которого подключен к свече saжигания, а выход через пусковую кнопку соединен со входом второго триггера, выход которого подключен к одному иэ входов третьего триггера, второй вход которого соединен с одним из выходов делителя частоты импульсов, а выход — со вторым входим второго элемента совпаденйя, генератор импульсов времени, выход которого подключен к одним из входов третьего и четвертого элементов совпадения, второй вход

855247 третьего элемента совпадения подключен к выходу первого триггера. а выход — ко входу измерителя частоты вращения коленчатого вала, второй вход четвертого элемента совпадения под- 5 ключен к выходу четвертого триггера, один вход которого соединен с выходом формирователя импульсов верхней мертвой точки. Устройство позволяот в пределах одного цикла работы 10 двигателя производить измерение угла опережения зажигания в каждом цилиндре многоцилиндрового двигателя, и по полученным значениям определять средний по двигателю угол опережения за- 15 жигания, наиболее полно характеризующий момент зажигания рабочей смеси.

Кроме того, устройство позволяет одновременно измерять частоту вращения коленчатого вала двигателя, при ко- 2О торой производится определение угла опережения зажигания (3 ).

Поставленная цель достигается тем, что в устройство для определения угла опережения зажигания в двигателях внутреннего сгорания, содержащее датчики верхней мертвой точки и частоты вращения коленчатого вала, формирователи импульсов обоих датчиков, входы которых соединены с выходами соответствующих датчиков, формирователь импульсов зажигания, подключенный к низковольтной клемме прерывателя-распределителя, триггеры, делитель частоты импульсов, измерители частоты вращения коленчатого вала и угла опережения зажигания, элементы совпадения, один вход первого из которых. соединен с выходом формирователя импульсов зажигания, один вход второго элемента совпадения соединен с выходом формирователя импульсов частоты вращения, а выход — со входом делителя частоты импульсов, выходы которого подключены ко входам первого триггера, формирователь импульсов свечи зажигания, вход которого подключен к свече зажигания, а выход через пусковую кнопку сое;4инен со входом второго триггера, выход которого подключен к одному из входов третьего триггера, второй вход которого соединен с одним из выходов делителя частоты импульсов, а выход — со вторым входом второго элемента совпадения, генератор импульсов времени, выход которого подключен к одним иэ входов третьего и четвертого элементов совпадения, второй вход третьего элемента совпадения подключен к выходу первого триггера, а выход — ко входу измерителя частоты вращения коленчатого вала, второй вход четвертого элемента совпадения подключен к выходу четвертого триггера, один вход которого соединен с выходом формирователя импульсов верхней мертвой точки, введены переключатель и блок делителей частоты, вход которого соединен с выходом четвертого элемента совпадения, а выходы подключены ко входам переключателя, выход которого соединен со входом измерителя угла опережения зажигания, выход первого триггера подключен ко второму входу первого эле мента совпадения, выход которого соединен со вторым входом четвертого триггера.

55

Недостатками этого устройства являются сложность и дороговизна конструкции, обусловленные необходимостью применения для измерения угла опережения зажигания в каждом цилиндре многоцилиндрового двигателя от— дельного измерителя, являющегося наиболее сложным и дорогим элементом устройства. Наличие нескольких измерителей, число которых равно числу цилиндров двигателя, вызывает необходимость введения в устройство ряда дополнительных элементов (управляющих триггеров, коммутатор1, элементов совпадения), также увеличивающих сложность и дороговизну устройства.

Стоимость и сложность конструкции уст- 4О ройства увеличиваются с увеличением числа цилиндров проверяемого двигателя, а также сравнительно большая трудоемкость определения угла опережения зажигания, вызванная необходи- 45 мостью фиксации значения угла опереже|-:ия зажигания в каждом цилиндре двигателя, их сложения и деления полученной суммы на число цилиндров.

Цель изобретения — упрощение конструкции устройства и сокращение трудоемкости определения угла опережения зажигания за счет измерения его в каждом цилиндре двигателя в пределах одного цикла работы и автоматического определения среднего по двигателю угла опережения зажигания с помощью одного измерителя.

На фиг. 1 изображена блок-схема предлагаемого устройства для опреде855247 Ь ления угла опережения зажигания в двигателях внутреннего сгорания! на фиг. 2.— временная диаграмма йапряжения на выходах осйовных углов схемы, 5

Устройство для определения угла опережения зажигания содержит датчик

1 верхней мертвой точки и датчик 2 частоты вращения коленчатого вала, формирователи 3 и 4 импульсов обоих !б датчиков, входы которых соединены с выходами соответствующих датчиков, формирователь 5 импульсов зажигания, подключенный к низковольтной, клемме 6 прерывателя-распределителя, !5 формирователь 7 импульсов зажигания, вход которого подключен к свече 8 зажигания пусковую кнопку 9, триггеры 10-13, элементы 14-17 совпадения, делитель 18 частоты импульсов, щ генератор 19 импульсов времени, измерители 20 частоты вращения коленчатого вала и угла опережения зажигания 21, блок 22 делителей частоты и переключатель 23. 25

Выход формирователя 7 импульсов свечи зажигания через пусковую кнопку 9 соединен со входом триггера 10 выход которого подключен к одному из входов триггера 11, второй вход кото- ЭО рого соединен с одним из выходов депстеля 18 частоты импульсов, а высод — с одним иэ входов элемента 15 совпадения.

Э5

Выход формирователя 5 импульсов зажигания соединен с одним из входов элемента 14 совпадения, выход которого подключен к одному из входов триггера 13, а выход формирователя 4 импульсов частоты вращения коленчатого вала соединен со вторым входом элемента !5 совпадения, выход которого подключен ко входу делителя 18 частоты импульсов. 45

Выходы делителя !8 частоты импульсов соединены со входами триггера !2 выход которого подключен ко второму входу элемента 14 совпадения и через один иэ входов элемента 16 совпадения — ко входу измерителя 20 частоты вращения коленчатого вала. Выход формирователя 3 импульсов верхней мертвой точки соединен со вторым входом триггера 13, выход которого подключен к одному из входов элемента 17 совпадения.

Выход генератора 19 импульсов времени соединен со вторыми входами элементов 16 и 17 совпадения. Выход элемента 17 совпадения соединен со вхо" дом блока 22 делитепей частоты и через переключатель 23 подключен ко входу измерителя 21 угла опережения зажигания.

Датчик 1 верхней мертвой точки предназначен для выдачи импульсов, соответствующих положению поршней в цилиндрах двигателя в верхней мертвой точке конца такта сжатия. Он выполнен в виде вала с укрепленным на нем диском с радиальными прорезями, по одну сторону которого расположены источники света, а но другую - чувст- вительные элементы, в качестве. которых применены фотодиоды типа ФД-2.

Выходы чувствительных элементов, соответствующих определенному числу цилиндров испытуемого двигателя, подключены ко входам переключателя, имеющего четыре входа и один выход,и установленного иа корпусе датчика.

Радиальные прорези на диске расположены на разных диаметральных уровнях через определенные угловые интервалы: для восьмицилиндрового двигателя— через 90О, для шестицилиндрового— через 120о, для четыре сцилиндрового— через 180©, для двухцилиндрового— через 360

Корпус да чика с расположенными на нем чувствительными элементами и источникаьйс света может свободно перемещаться относительно оси диска, что необходимо в процессе установки датчика, Датчик 2 частоты вращения коленчатого вала двигателя служит для выдачи s процессе вращения коленчатого вала импульсов, частота которых пропорциональна угловой скорости. За один оборот коленчатого вала датчик

2 частоты вращения выдает по одному импульсу точно в одной и той же фазе поворота. Конструктивно .он совмещен с датчиком 1 верхней мертвой точки и имеет на диске одну радиальную про" резь, по одну сторону которой расположен источник света, а по другую— чувствительный элемент. При этом радиальная прорезь размещается на одном радиусе с радиальными прорезями датчика 1 верхней мертвой точки, со" ответствующими положениям поршня первого цилиндра многоцилнндрового двигателя в верхней мертвой точке конца такта сжатия.

7. 85

Формирователи 3 и 4 предназначены для усиления, ограничения по ампли" туде и формирования по длительности поступающих на их входы импульсов сдответственно датчика 1 верхней мертвой точки и датчика 2 частоты вращения коленчатого вала. Оба .формирователя выполнены аналогично и каждый из них представляет собой однокаскадный электронный усилитель, снабженный. эмиттерными повторителями на входе и выходе.

Формирователь 5 импульсов зажигания служит для формирования сигналов, соответствующих моментам размыкания контактов.прерывателя-распределителя и представляет собой двухкаскадный электроннъй усилитель, на входе пер" вого каскада которого установлен емкостно-реостатный фильтр для устранения высокочастотной составляющей разряда.

Формирователь 7 импульсов зажигания предназначен для формирования сигналов, соответствующих разрядному процессу в свече первого цилиндра двигателя, и выполнен в вида двухкаскадного электронного усилителя, на входе первого каскада которого установлены последовательно соединенные гасящее сопротивление и неоновая лампа.

Триггеры 10 и 11 служат для запуска устройства и его остановки после окончания цикла измерения, равного двум оборотам к6ленчатого вала двигателя. Оба триггера вместе позволяют пропускать только один импульс от свечи зажигания независимо от продолжительности нажатия пусковой кнопки 9. Триггеры ll и !3 предназначены для управления работой элементов 15 и 17 совпадения соответственно. Триггер 12 одновременно управляет рабо.той элементов 14 и 1б совпадения. Все триггеры выполнены с раздельными входами, Элементы 14-17 совпадения предназначены для сообщения и разобщения соответственно формирователя 5 импульсов зажигания с триггером 13 формирователя 4 импульсов частоты вращения коленчатого вала с делителем 18 частоты импульсов, измерителя 20 частоты вращения коленчатого вала и блока

22 делителей частоты с генератором

19 импульсов времени. Элементы 14 и

lб совпадения управ 1яютсн триггером l

5247 8 а элементы 15 и 17 совпадения — соответственно триггерами ll и 13. Все элементы совпадения выполнены в виде транзисторных схем совпадения на два входа каждая, выдающих на выходе по,ложительные сигналы при наличии на их входах отрицательных сигналов.

Делитель 18 частоты импульсов служит для получения на его выходах сиг10 налов, разделенных во времени друг от друга двумя оборотами коленчатого вала двигателя. Эти сигналы управляют работой триггера 12 и ограничивают цикл работы устройства для определе15 ния угла опережения зажигания двумя оборотами коленчатого вала двигателя °

Он имеет один вход и два выхода и выполнен в виде двоичного электронного счетчика с дешифратором.

20 Генератор !9 импульсов времени служит источником электрических колебаний повышенной стабильности с частотой 1,923 мГц. Он выполнен в виде последовательно соединенных задающего

25 узла, эмиттерного повторителя, импульсного усилителя и второго эмиттерного повторителя, собранных на транзисторах.

Измеритель 20 частоты вращения коленчатого вала предназначен для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя путем подсчета длительности двух его оборотов, составляющих цикл работы двигателя, н период которого производится измерение углов опережения зажигания. Он выполнен в виде б-разрядного десятичного электронного счетчика.

Измеритель 21 угла опережения за4о жигания служит для измерения среднего по двигателю угла опережения зажига ния путем суммирования за цикл работы двигателя чисел импульсов времени, пропорциональных промежуткам времени от моментов зажигания в цилиндрах до моментов прихода поршней этих цилинпров в положение верхней мертвой точки конца такта сжатия и деленнь1х на число цилиндров двигателя. Он выполнен в виде 4-разрядного десятичного электронного счетчика.

Каждый разряд измерителей 20 частоты вращения коленчатого вала н угла опережения зажигания 21 состоит из пересчетного устройства, дешифратора н цифрового индикатора.

Блок 22 делителей частоты предZ назначен для деления поступанниих па

855247

его вход числа импульсов генератора

19 импульсов времени на число, соответствующее числу цилиндров двигателя. Он включает в себя пересчетные устройства на 2,4,6 и 8. Устройства пересчета на 2,4 и 8 состоят соответственно из одного, двух последовательно соединенных и трех последовательно соединенных триггеров со счетными входами. Устройство пе- !р ресчета на 6 состоит из трех последовательно соединенных триггеров, причем первый и третий триггеры имеют счетный вход, а второй триггер — раздельные входы. Для обеспе- !5 чения пересчета на 6 второй и третий триггеры охвачены обратной связью.

Соединены триггеры в следующем порядке. выход первого триггера соединен с одним из входов второго триг- 20 гера и счетным входом третьего триггера, а выход третьего триггера сое. динен с другим входом второго триггера и выходом устройства.

Переключатель 23 служит для под- 25 ключения измерителя 21 угла опережения зажигания к соответствующему выходу блока 22 делителей частоты в зависимости от числа цилиндров проверяемого двигателя. 30

Устройство для определения угла опережения зажигания работает следующим образом.

Перед началом измерений поршень первого цилиндра двигателя устанавливается в положение, соответствующее верхней мертвой точке конца такта сжатия, После установки датчика 1 верхней мертвой точки и датчика 2 частоты вращения коленчатого вала 4О устройство подключается к свече 8 зажигания первого цилиндра двигателя, низковольтной клемме 6 прерывателяраспределителя, датчиком 1 верхней мертвой точки и датчиком 2 частоты вращения коленчатого вала. Переключатель, расположенный на корпусе датчиков 1 и 2, а также переключатель

23 устанавливаются в положения, соответствующие числу цилиндров прове- 50 ряемого двигателя (например, в положение для 8-цилиидрового двигателя).

После nopa n nHxae@Hx устройство напряжений иа входы формирователей

3-5 и 7 импульсов непрерывно посту-, пают Ври работающем двигателе импульсы, где они усиливаются, огряни!

0 чиваются по амплитуде и формируются по длительности.

Импульсом гашения (не показан ) все узлы устройства приводятся в исходное состояние, изображенное на фиг.1, при котором измерители 20 частоты вращения коленчатого вала и угла опережения зажигания 21 обнуляются, триггеры 10-13, а также триггеры, входящие в состав блока 22 делителей час-!! !! то ты, приходят в положение 0, элементы l 4- 7 закрываются и импульсы от форииро вателей 4 и 5 импульсов и генератора 1 9 импульсов времени ч ер еэ них н е проходят . .

При нажатии пу-ск овой кнопки 9 импульс о т свечи 8 э ажи гани я первого цилиндр а, пройдя формирователь 7, поступает на вход триггера 1 0 и nepe-!! t! в ор ачив а ет ег о в положение 1 . . Появляющийся на е го выходе сигнал по ступает н а вход триггера 1 1 и также

I! !! переводит е г о в положение l в результате чего элемент 1 5 совп адения открывается .

По мере поворота коленчатого в ал а двигателя наступает момент, когда поршень первого цилиндра занимает положе ии е, соответствующее верхней мертвой точке конца такта сжатия . В э тот момент датчик 2 частоты вр ащения коленчатого вала вырабатывает сигнал, который поступ ает ня вход формирователя 4 импульсов и далее через открытый элемент 1 5 совпаденияна вход делителя 1 8 частоты импул ьсов . При этом на одном и з е го выхор,о в появляется сигнал, который n o ступа ет на вход триггера 2 и пере-!! !! брасыв а ет е го в положение . Эл е - менты 1 4 и 1 6 совпадения открываются .

Импульсы генератора l 9 импульсов в р ем е ни поступают на вход измерителя 2 0 частоты вращения коленчатого вала .

С и рих одам от формирователя 5 импульсов зажигания сигнала, со о т в е тс т в ующе го моменту з яжи г а ни я в с . едую— щем п о порядку работы двигателя цилиндрр е (в данном случае, в пятом), о н проходит открытый элемент l 4 со впадения и перебрасывает триггер l 3 в состояние " 1 " . Зл емент l 7 со ви адения открывается и импульсы ген е р »тора 1 9 импульсов времени через бп о к

2 2 делителей частоты и переключатель

2 3 и о ступаю т на вход и э и е р и т еа1 я l угла опережения эажигяиия.

11 8552

В момент достижения поршнем пятого цилиндра положения, соответствующего верхней мертвой тачке конца такта сжатия, датчик 1 верхней мертвой точки вырабатывает сигнал, который

5 поступает на вход формирователя 3 импульсов.

Сигнал с выхода форьырователя 3 импульсов верхней мертвой точки поступает на вход триггера 13, возвра" !о щает его в исходное состояние, в результате чего элемент.17 совпадения закрывается, прекращая прохождение через него импульсов с выхода генера» тора 19 импульсов времени. Измеритель !5

21 угла опережения зажигания зафиксирует -при этом число импульсов времени, пропорциональное углу опережения зажигания в пятом цилиндре двигателя и деленное на число цилиндров. 20

С приплодом от формирователя S импульсов зажигания следующего сигнала, соответствующего моменту зажигания в следующем по порядку работы двигателя цилиндре (в данном случае, в чет- 25 вертом), он проходит открытый элемент 14 совпадения и перебрасывает триггер 13 в состояние "1". Элемент

17, совпадения открывается н импульсы генератора 19 импульсов времени, прой-ЗО дя блок 22 делителей частоты и переключатель 23, снова подсчитываются с помощью измерителя 21 угла опережения зажигания до момента появления сигнала с выхода формирователя 3 импуль- 35 сов верхней мертвой точки, соответствующего положению, поршня этого цилиндра в верхней мертвой точке конца такта сжатия. При этом триггер 13 возвращается в исходное состояние и эле- 4О мент 17 совпадения закрывается. Измеритель 21 угла опережения зажигания фиксирует число импульсов с выхода генератора 19 импульсов времени, пропорциональное суммарнрму углу опереже- 45 йия зажигания в пятом и четвертом цилиндрах и деленное на число цилиндров двигателя.

На этом цикл измерений заканчивается.

Таким образом, по окончании двух оборотов коленчатого вала двигателя, в течение которых происходит один полный цикл его работы, на измерителе

20 частоты вращения коленчатого вала фиксируется число импульсов времени, нропорциональное частоте его вращения, а на измерителе 21 угла опережения зажигания — число импульсов времени, пропорциональное среднему.по двигателю углу опережения зажигания.

Введение в устройство переключателя и блока делителей частоты, соединенных соответствующим образом между собой и с другими узлами устройства, а. также введение новых связей позволяет ограничиться, дпя измерения среднего по двигателю угла опережения зажигания одним измерителем. Это значительно упрощает конструкцию устройства еи уменьшает его стоимость но сравнению с известным по крайней мере в число pas, равное числу цилиндров дви гателя (для 2-цилиндрового двигателяОписанный процесс подсчета угла опережения зажигания происходит аналогично и по другим цилиндрам двигателя в соответствии с порядком его работы 1,например, для 8-цилиндрового

У-образного двигателя в последова55 тельности 1-5-4-2-6-3-7-8) .

По окончании цикла работы двигателя, равного двум оборотам коленчатого вала, импульсом с выхода форми47 12 рователя 3 импульсов верхней мертво% точки, соответствующим верхней мертвой точке. конца такта сжатия первого цилиндра, триггер 13 устанавливается

s положение "О", элемент 17 совпадения закрывается и измеритель 21 угла опережения зажигания останавливается °

Одновременно с этим импульс с выхода формирователя 4 импульсов частоты вращения коленчатого вала, пройдя через открытый элемент 15 совпадения, поступает на вход делителя 18 частоты импульсов. На его втором выходе появляется сигнал, соответствующий завершению двух оборотов коленчатого вала двигателя, который поступает на вход триггера 12 и возвращает его в исходное состояние. При этом элементы 14 и 16 совпадения закрываются, в результате чего прекращается прохождение импульсов с выхода формирователя 5 импульсов на вход триггера 13 и останавливается измеритель 20 частоты вращения коленчатого вала. Одновременно с этим сигнал со второго выхода делителя IS частоты импульсов поступает на вход триггера 11 и переводит его в исходное состояние, закрывая элемент 15 совпадения и прекращая тем самым дальнейшее прохождение через него импульсов с выхода

Формирователя 4 импульсов.

13

8552 в 2 раза, для 8-цилиндрового в 8 раз1 поскольку стоимость устройства в основном определяется стоимостью измв17ителей.

Кроме roro устройство содержит в своей конструкции значительно меньшее число других узлов, например, триггеров, элементов совпадения, что также уменьшается стоимость устройства и увеличивает его надежность, 0

Автоматическое измерение среднего по двигателю угла опережения зажи гания освобождает оператора от необходимооти фиксирования значения угла опережения зажигания по каждому 1s цилиндру многоцилиндрового двигателя, нахождения их суммы и деления полученного результата на число цилиндров

Ф что уменьшает трудоемкость определе" ния угла опережения зажигания. 20

Формула изобретения

Устройство для определения угла опережения зажигания в двигателях внутреннего. сгорания, содержащее датчики верхней мертвой точки и частоты вращения коленчатого вала, формирователи импульсов обоих датчиков, входы З0 которых соединены с выходами соответствующих датчиков, формирователь импульсов зажигания, подключенный к низковольтной клемме прерывателя-распределителя, триггеры, делитель час- 3s тоты импульсов, измерители частоты вращения коленчатого вала и угла опе— режения зажигания, элементы совпаде— ния„ один вход первого из которых соединен с выходом формирователя им- 40 пульсов зажигания, один вход второго элемента совпадения соединен с выходом формирователя импульсов частоты вращения, а выход — со входом делителя частоты импульсов, выходы которого подключены ко входам первого

14 триггера, формирователь импульсов свечи зажигания, вход которого подключен к свече зажигания, а выход иереs пусковую кнопку соединен со входом второго триггера, выход которого подключен к одному из входов третьего триггера, второй вход которого соединен с одним иэ выходов делителя частоты импульсов, а выход — со вторым входом второго элемента совпадения, генератор импульсов времени, выход которого подключен к одним иэ входов третьего и четвертого элементов совпадения, второй вход третьего элемента совпадения подключен к выходу первого триггера, а выход — ко входу измерителя частоты вращения ко-. ленчатого вала, второй вход четвертого элемента совпадения подключен к выходу четвертого триггера, один вход которого соединен с выходом формирователя импульсов верхней мертвой точки, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью упрощения конструкции устройства и сокращения трудоемкости определения чгла опережения зажигания, в него введены переключатель и блок делителей частоты, вход которого сое. динен с выходам четвертого элемента совпадения, а выходы подключены ко входам переключателя, выход которого соединен со входом измерителя угла опережения зажигания, выход первого триггера подключен ко второму входу первбго элемента совпадения, выход которого соединен со вторым входом четвертого триггера.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

У 204835, кл. F 02 P 17/00, 1966 .

2. Авторское свидетельство 11 544118, кл. F 02 P 17/00, 1975

3. Авторское свидетельство СССР по заявке Ф 2716700/21, кл. F 02 P 17/00, 1979.

855247

8

84 s 3

Фу Пав! Щ!ИЕИЩН!аааааааацаааНВВП!а аааПНаПЗЕЩааа — - NILNINUNILIIIILJRLIIRILJIINLNN — ——, 22,23 е<

f2 юнню иаащивюююююююююююиююшюю а

Составитель А. Борзиков

Редактор Н. Ромжа Техред T.Ìàòî÷êà Кор ектор С.Щомак

Заказ 6859 48 Тираж 581 подписное

ВНИИПИ. Государственного комитета, СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Рауаская наб. д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная,