Роторная объемная машина
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Coeen«sn
Социалистических
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ()855252 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 23.07.79 (2! ) 2801281/25-06 (5l)M. Кл.
F 04 С 2/344 с присоединением заявки М
91оударотвеноый комитет
СССР
60 делан наооретеннй н отарытнй (23)Приоритет
Опубликовало 15.08.81.. бюллетень М 30
Дата опубликования описания 15.08.81 (53) УДК 621.668 (088.8) г (72) Автор изобретения
А. П. Данилин
Ивановский энергетический институт км. В.И. (71) Заявитель (54) РОТОРНАЯ ОБЪЕМНАЯ МАШИНА
Изобретение относится к машиностроению, в частности к роторным объемным машинам. . Известна роторная объемная машина, содержащая цилиндрический корпус с торцовыми крышками, цклиндрнческкй ротор к лопасти, шарнирно установленные в секторообразкых полостях ротора, контакткруюшке с рабочими поверхностями последннх (1).
Недостатком данной роторной обьем» ной машины является низкая удельная про нзводктельность.
Цель изобретения - повышение удельной производительности.
Указанная цель достигае ся тем, что .
И секторообразные полости ротора разделены между собой герметичной перегород кой, внутренние обьемы которых сообщены. перепускными каналамн с внешними обымами секторообразных полостей, рас-„ положенных диаметрально противополож- - но относительно внутренних обьемов, а механизм качания лопастей выполнен в вкде полуколец, шарнирно соединенных с лопастями к размещенных эксцентрично в кольцевых пазах торцовых крышек, кроме того, ротор снабжен торцовым диском, в котором выполнены перепускные каналы, а лопасти имеют в зонах подвижных контактов с ротором уплотнктельные элементы.
На фкг. 1 представлена предлагаемая машина, продольный разрез; на фкг. 2 поперечное сечение А-А на фкг. 1; на фкг. 3 - поперечное сечение Б-Б на фкг. 11 на фиг. 4 » «торцовая часть ротора (варн ант выполнении с тремя секторообразнымк полостями), осевой разрез; на фкг.5лопасть с уплотнктельными элементами.
Роторная обьемнад машина содержит цилиндрический корпус 1 с торцовымн крышками 2, в,котором соосно располо» жен цилиндрический ротор 3 с валом 4.
В роторе 3 имеются секторообразные по лостк 5, в которых установлены лопасти
6. Секторообразные полости 5 ограничены к разделены между собой герметичной перегородкой 7, выполненной в теле ротора 3, причем цилиндрическая поверхность большего радиуса 8 является рабочей для лопасти 6, а поверхность малого радиуса образует гнездо 9 для осевой фиксации лопасти. По периметру ротор 3 имеет кольцеобразные перемычки 10, между которыми выполнены окна 11. Внутренняя часть одной секторообразной полости 5 сообщается с диаметрально противополож- 10 ной внешней частью другой секторообразной полости 5 посредством перепускных каналов 12, огибающих гнезда 9. цилиндрический корпус 1 снабжен приемным 13 и напорным 14 патрубками, причем внут- 15 ренняя поверхность цилиндрического корпуса 1 в местах прохода каналов патрубков
13 и 14 имеет дугообразные углубления
15 на величину центрального угла, соответствующего фазам распределения. На внутренних поверхностях торцовых крышек
2 выполнены эксцентрично оси машины кольцевые пазы 16, в которых расположены полукольца 17, концы которых имеют
25 форму срезов с уступами и перекрывают друг друга, а лопасти 6 шарнирно соединены пальцами 18, установленными в торцах лопастей 6, с полукольцами 17. В случае выполнения роторной объемной ма30 шины с тремя секторообразными полостями 5 цилиндрический ротор 3 имеет на конце, противоположном валу 4, дискообразный прилив 19 с укрепленным на нем торцовым диском 20. При этом внутрен35 ние объемы секторообразных полостей 5 посредством дисков 20 сообщаются с кн« налами 21, выполненными в вице криволинейных пазов на торцовой поверхности дискообразного прилива 19. Внешние (от
40 центра) концы каналов 22 сообщаются с пазами 23, выполненными по образующей цилиндра на внешней поверхности цилиндрического ротора 3 циаметрально противоположно окну 11 соответствующей секторообразной полости 5. Подвижные контакты между лопастями 6 и поверхностями секторообразных полостей 5 уплотнены уплотняющими элементами 24.
Роторная объемная машина работает следующим образом. При вращении цилиндрического ротора 3 через вал 4 лопасти
6, следуя за движением полуколец 17 по кольцевому пазу 16 и пальцами 18, двигаются возвратно-качательно в гнездах 9. При этом циклически меняются от минимума до максимума объемы центральных - и периферийных частей секторообразных полостей 5, причем изменение объ -.
52 4 емов совпадает для частей внешней и внутренней. Кроме того, вращение цилиндрического ротора 3 привоцит к смене положения окон 11 относительно дугообразных углублений 15 и сообщающихся с ними приемного 13 и напорного 14 патрубков. При движении одной из секторообразHblx полостей 5 около приемного патрубка
13 происходит перемещение лопасти 6 к центру машины, объем над ней увеличивается и происходит всасывание жидкости в этот объем через приемный патрубок
13 и окно 11. Объем поц этой же лопастью 6 уменьшается и жидкость из нее вытесняется через перепускные каналы
12 в нижний объем под нижней лопастью
6 и оттуда через окна 11 в напорный патрубок 14. Одновременно с этим противоположная лопасть 6 движется в направлении периферии, объем над ней увеличивается и в него всасывается жидкость, а объем поц этой лопастью 6 уменьшается и жидкость вытесняется в напорный патрубок 14.
Технико-экономический эффект заключается в повышении удельной производительности и следовательно в уменьшении веса и габаритов при той же производительности.
Формула изобретения
1. Роторная объемная машина, содержащая цилиндрический окорпус с торцовыми крышками, цилиндрический ротор и лопасти, шарнирно установленные в секторообразных полостях ротора, контактирующие с рабочими поверхностями последних, о т л,и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью увеличения удельной производи- тельности, секторообразные полости ротора разделены между собой герметичной перегородкой, внутренние объемы которых сообщены перепускными каналами с внешними объемами секторообразных полостей, расположенных диаметрально противоположно относительно внутренних объемов, а механизм качания лопастей выполнен в вице полуколец, шарнирно соединенных с лопастями и размещенных в кольцевых пазах, выполненных в торцовых крышках эксцентрично оси машины.
2.Машина поп. 1,отличаю— щ а я с я тем, что ротор снабжен торцовым диском, в котором выполнены перепускные каналы.
855252
Йа.1
A-A
5
3. Машина по пп. 1 и 2, о т л и— чаю ща яс я тем, что лопастивзонах подвижных контактов с ротором снабиены уплОтнительными элементами.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент ФРГ М 2538491, кл. Р 01 С 1/38, 1975.
ff
855252
fß
21
Е
2f
О
12
Составитель В. Шарыпов
Редактор Н. Ромжа Текред А.Бабннеа Корректор Н. Степ
Эаказ B864/50 Тираж 712 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Мбсква, Ж-38, Раушскаа наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектнаи, 4