Гидродинамическая муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(72) Авторы изобретения
Е.Г. Самарин, П.А. (71) Заявитель (54) ГИДРОЦИНАМИЧЕСКАЯ ИУФТА
Иэобретсние относится к машиностроению и предназначено для привода вспомогательных агрегатов транспортных средств.
Известна гидродинамическая муфта, содержащая кожух, турбинное и наS сосное колеса, и пружины, через которые передается вращающий момент
Недостатком этой муфты является большая инерционность регулировки враlO щающегося момента.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности является гидродинамическая муфта, содержащая сое35 диненные с кожухом насосное колесо и расположенное в этом кожухе турбинное колесо с поворотными вокруг осей, параллельных оси муфты, лопатками f2 j, Однако узкий диапазон регулировки вращающего момента ограничивает эксплуатационные возможности муфты.
Цель изобретения — расширение эксплуатационных воэможностей муфты
Грымзин и С.P. Ко валова, "
1" г путем расширения диапазона регулирования вращающегося момента.
С этой целью муфта снабжена пружинами и упорами для ограничения поворота лопаток, пружины закреплены одним концом на колесе, другим — на осн, гри этом оси поворота лопаток проходят через центр тяжести лопаток.
На фиг. I изображена предлагаемая муфта, осевой разрез; на фиг. 2 — вид
А на фиг. ); на фиг. 3 — - схема воздействия сил на лопатку; на фиг. 4— графики изменения коэффициента мощности гидромуфты в зависимости от передаточного отношения.
Гидромуфта содержит насосное колесо l, соединенный с ним кожух 2 и турбинное колесо, состоящее из вапа с фпанцем 3 и поворотных лопаток 4. На осях 5 лопаток расположены пружины Ь кручения, закрепленные одним концом на фланце.3 винтами 7, а другим — на оси, при этом оси поворота лопаток проходят через центр тяжести лопаток.
5279 4
04 — диапазои регулирования предлагаемой гидромуфты; 0> - диапазон регулирования известной.гидромуфты.
Как видно на фиг. 4 у предлагаемой муфты диапазон регулирования в
1,8-1,9 раза больше, чем у известной.
Расширение диапазона регулирования гидромуфты лучше защищает привод от силовых и кинематических перегрузок, 10 позволяет увеличить ресурс вспомогательных агрегатов, уменьшить их габариты и т.д.
3 85
Лопатки под воздействием пружины прижимаются к упорам 3 с некоторым пред- варительным натягом.
Гидромуфта работает следующим образом.
Иомент при номинальном скольжении передается гидромуфтой за счет предварительного натяга лопаток турбинного колеса. При возрастании нагрузки лопатки турбины начинают поворачиваться за счет разности сил
Р,1 и Р . Это приводит к относительному уменьшению энергоемкости и увеличению скольжения в гидромуфте, т.е. гидромуфта ограничивает пере- 15 даваемый вращакнций момент. Предел регулировки наступает тогда, когда лопатки перпендикулярны радиусу турбинного колеса и их дальнейший поворот невозможен. 20
Передаваемый муфтой момент в этом случае минимальный.
На фиг. 4 обозначено:
К14 — коэффициент мощности, вычисляемый по формуле: 25
NH к И= 3-(0,01пн)3005!
ape W11 — мощность на насосном колесе л.с.; о — удельный вес масла, тс/м
D — активный диаметр гидромуфты, м;
Ои — скорость вращения насосного колеса; 11-® — передаточное отношение
П гидромуфты, i = ф, где П вЂ” скорость вращения турбйнного колеса; кривая 1 — экспериментальная характеристика известной муфты, кривая 2 — характеристика предлагаемой муфты, I кривая 3 — предельный коэффициент
40 мощности ограниченный передаваемым моментом;
Формула изобретения
Гндродинамическая муфта, содержащая соединенное с кожухом насосное колесо и расположенное в этом кожухе турбинное колесо с поворотными вокруг осей, параллельных оси муфты, лопатками, отличающаяся тем, что, с целью расширения эксплуатационных воэможностей путем расширения диапазона регулирования вращающего момента, муфта снабжена пружинами и упорами для ограничения поворота лопаток, пружины закреплены одним концом на колесе, другим — на оси, при этом оси поворота лопаток проходят через центр тяжести лопаток.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1 Авторское свидетельство СССР
N - 725007, кл. Г 16 0 33/08, 1974.
2. Авторское свидетельство СССР по заявке 9 2729228/25-27, кл. F !6 0 33/04, 26.02.79.