Устройство для регулировки зазора ленточного тормоза
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О.К. Доанар, М.П. Куратннк, П.А Стекко
C и В.П. Стринадко
1 -. (22) Автори яэобретемвя (7!) Заявятель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВКИ ЗАЗОРА
ЛЕНТОЧНОГО ТОРМОЗА
Изобретение относится к машиностроению, в частности к регуляторам зазора в ленточных тормозах.
Известно устройство для регулировки зазора в ленточном тормозе, содержащее привод, регулировочный винт, двуплечий рычаг, установленный на неподвижной опоре и связанный с одним иэ концов регулировочного винта, жестко закрепленное на другом конце регулировочного винта храповое колесо и установленную с возможностью взаимодействия с ним подпружиненную собачку, при этом двуплечий рычаг, установленный на регулировочном винте, 3$ связан с одним из концов тормозной ленты (11.
Недостаток данного устройства состоит в том, что при износе фрикционной накладки тормозной ленты, когда
20 образуется зазор между шкивом и тор-. мозной лентой, превышающий допустимую величину, регулировочный винт за счет взаимодействия храпового колеса к с подпружиненной собачкой выворачивается из рычага, в результате чего рычаг поворачивается и выбирает появившийся дополнительный зазор. При повороте рычага совместно с ним поворачивается (изменяет положение) и рега лировочный винт с храповым колесом. Так как подпружиненная собачка установлена неподвижно, то храповое колесо относительно ее рабочей кромки постепенно смещается.
Данный поворот приводит к тому, что в результате относительного смещения храпового колеса без поворота относительно собачки из-за непроворота регулировочного винта на данную величину изменяется первоначально . заданный зазор в тормозном устройстве, в значительной мере влияющий на его надежность. Кроме того, данное смещение приводит к тому, что взаимодействие собачки с храповым колесом постепенно начинает происходить с перекосом и при больших из3 8552 носах взаимодействие вообще исключается (рабочая кромка собачки выходит из контакта с храповым колесом).
Цель изобретения — повышение на— дежности работы устройства путем сох5 ранения постоянства кинематического взаимодействия xpanoHOI o колеса с подпружиненной собачкой.
Поставленная цель достигается тем, что устройство регулировки зазора ленточного тормоза, содержащее связанный с приводом регулировочиый винт, двуплечий рычаг, установ ленный иа неподвижной опоре и связанный с одним иэ концов регулировочного винта, жестко закрепленное на другом конце регулировочного винта храповое колесо и установленную с возможностью взаимодействия с ним подпружиненную собачку, снабжено дополнительным двуплечйм рычагом, установленным на неподвижной опоре в плоскости, перпендикулярной плоскости основного двуплечего рычага, при этом одно плечо дополнительного двуллечего рычага связано с приводом, а другое шарнирно закреплено на конце регулировочного винта со стороны хралового колеса, кроме того, подпружиненная собачка установлена на дополнительном двуплечем рычаге.
На фиг. 1 схематично представлен предлагаемый регулятор зазора, продольный разрез; на фиг, 2 — вид А на фиг.
Устройство для регулировки зазора в ленточном тормозе содержит основной двуллечий рычаг l, шарнирно установленный на неподвижной опоре 2 и связанный плечом 3 с тормозной лентой 4. На другом плече 5 основного двуплечего рычага шарнирно установлена серьга 6, в резьбовое отверстие которой ввернут регулировоч-45 ный винт 7. Дополнительный двуллечий рычаг 8 установлен на неподвижной опоре 9, ось которой перпендикулярна оси неподвижной опоры 2, и связан плечом 10 с приводом (не показан).
В другом плече 11 дополнительного двуплечего рычага 8 шарнирно установлена серьга 12., на которую опирается регулировочный винт 7, На дополнительном двуплечем рычаге 8 жестко установлена подпружиненная собачка 13 с рабочей кромкой 14, а на регулировочном винте 7 храповое колесо 15 с зубьями 16. Кроме того, на серьге
l2 установлена еще одна собачка 17 с рабочей кромкой 18.
При приложении усилия от механизма управления к дополнительному двуплечему рычагу 8 он, проворачиваясь вокруг неподвижной опоры 9, воздействует на регулировочный винт
7, который, в свою очередь,- на основной двуплечий рычаг 1 и тормозную ленту 4, при этом обеспечивается выборка первоначально заданного зазора и затяжка тормоза. Ири снятии усилия дополнительный двуплечий рычаг 8, проворачиваясь вокруг неподвижной опоры 9 в обратном направлении и воздействуя на регулировочный винт 1
7, двуплечий рычаг 1, ленту 4, растормаживает тормоз.
При повороте дополнительного двуллечего рычага 8 вокруг неподвижной опоры 9 рабочая кромка 14 подпружиненной собачки 13 за счет изменения положения регулировочного винта ? ло отношению к плечу II дополнительного двуллечего рычага 8 движется относительно одного из зубьев 16 храпового колеса 15, Шаг зубьев 16 . выбран таким образом, что при нормально отрегулированном тормозе ход рабочей кромки 14 собачки 13 меньше длины зубьев 16 на величину допустимой по условиям работы разрегулировки тормоза (допустимого увеличения зазора).
При увеличении зазора в тормозе за счет износа ленты 4 поворот дополнительного двуплечего рычага 8 для затяжки тормоза, а с ним и ход рабочей кромки 14 подпружиненной собачки 13 относительно зуба 16 хралового колеса 15 возрастает и в определенный момент, характеризуемый достижением допустимой по условиям работы разрегулировки тормоза, рабочая кромка 14 собачки 13 заходит на следующий эуб хралового колеса 15.
При обратном ходе дополнительного двуллечего рычага 8, необходимом для растормаживания тормоза, рабочая кромка 14 собачки 13, упираясь в эуб
16 храпового колеса 15, проворачивает регулировочньй винт 7, который> вворачиваясь в реэьбовое отверстие серьги 6, проворачивает основной двуплечий рычаг 1 вокруг неподвижной серьги 2, обеспечивая перемещение тормозной ленты 4 и тем самым выполняя регулировку тормоза, т.е. воз85S2 вращение зазора к первоначально заданному. Другая собачка 17 установленная на серьге !2 и взаимодействующая рабочей кромкой 18 с храповым колесом 13, служит для исключения проворота регулировочного винта 7 с храповым колесом 13 при затяжке -. тормоза, которая может произойти из-за трения подпружиненной собачки
l3 о храповое колесо 15. В то же вре" мя она не препятствует провороту регулировочного винте 7 в обратном направлении нри растормаживании тормоза, т.е. в момент возможной его . регулировки. .15
Снабжение дополнительным двуплечим рычагом, установленным на неподвижной опоре в плоскости, перпендикулярной плоскости основного двуплечего рычага, и связанным одним плечом с механизмом управления, а другим плечом — через регулировочный винт с основным двуплечим рычагом, а также установка подпружиненной собачки на дополнительном двуплечем у5 рычаге обеспечивает повышение надежности работы ленточного тормоза и механизма, так как кинематическое взаимодействие храпового колеса с подпружиненной собачкой эа весь 30 период эксплуатации остается пос84 6 тоянным и не зависит от износа фрикционной накладки тормозной ленты.
Формула изобретения
Устройство для регулировки зазора ленточного тормоза, содержащее связанный с приводом регулировочный ,:винт, дЬуплечий рычаг, установленный на неподвижной опоре и связанный с одним из концов регулировочного винта, жестко закрепленное на другом конце регулировочного винта храповое колесо и установленную с воэможностью взаимодействия с ним подпружиненную собачку, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности работы, оно снабжено дополнительным двуплечим рычагом, установленным на неподвижной опоре в плоскости, перпендикулярной плоскости основного двуплечего рычага, при этом одно плечо дополнительного двуплечего рычага связано с приводом, а другое шарнирно закреплено на конце регулировочиого винта со стороны храпового колеса, кроме того, подпружиненная собачка установлена на дополнительном двунлечем рычаге.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США В 3il63.991. кл. 188-77, 1963.
855284
Филиал ППП Патент . г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ее и
Составитель Е. Ахматова
Редактор H. Ромка Техрел А,Баббинец Корректор Н. Стец
Заказ 6862/49 Тира к l000 Подписное
SHHHIIQ Государственного комитета СССР ло делам изобретений и открытий
ll3035 Москва Ж-35 Раушская наб. л. 4 5