Способ испытания электрической прочности межвитковой изоляции обмоток универсальных коллекторных электродвигателей

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

<„>855545

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к ввт. сеид-ву (51)М. Кл.

G 01 R 31/06 (22) Заявлено 3).0779 (21) 2803667/24-21 с присоединением заявки ¹

Государственный комитет

СССР оо делам изобретений и. открытий (23) Приоритет

Опубликовано 150881 Бюллетень ¹ 30 (53) УДК 621. 317, .73(088.8) Дата опубликования описания 150881 (72) Авторы изобретения

Б. Л. Горелик, B. К. Гареев, Н. П. Будер (71) За яв отель (54) СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПРОЧНОСТИ

МЕЖВИТКОВОЙ ИЗОЛЯЦИИ ОБМОТОК УНИВЕРСАЛЬНЫХ

КОЛЛЕКТОРНЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ

Изобретение относится к электроизмерительной технике и может быть использовано при создании устройств для испытания электрической прочности межвитковой изоляции обмоток универсальных коллекторных электродвигателей.

Известен способ испытания электри- 1О ческой прочности межвитковой изоляции обмоток электродвигателей, осное ванный на воздействии повышенньм напряжением номинальной частоты на обмотки электродвигателя в режиме холостого хода в течение 5 мин 315 .

Недостатком этого способа является невозможность его применения для контроля универсальных коллекторных электродвигателей.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является способ, включающий воздействие повы- шенным напряжением на обмотки проверяемого электродвигателя в режиме холостого хода f2).

Недостатком данного способа яв.ляется большая величина тока, приводящая к перегреву обмоток, искрению и подгару коллектора и щеток, что снижает надежность устройства. 30

Цель изобретения — повышение надежности путем исключения перегрева обмоток, искрения и подгара коллектора и щеток.

Эта цель достигается тем, что в известном способе испытания электрической прочности межвитковой изоляции обмоток универсальных коллекторных электродвигателей, включающем воздействие повышенным напряжением на обмотки проверяемого электродвигателя в режиме холостого хода, дополнительно воздействуют пониженным налряжением номинальной частоты на последовательно соединенные обмотки возбуждения и якоря проверяемого электродвигателя, а повышенным напряжением воздействуют на обмотку якоря, соединенную параллельно с обмоткой возбуждения, и о нарушении межвитковой изоляции обмоток проверя емого электродвигателя судят по увеличению тока номинальной частоты, при этом частоту повышенного напряжения устанавливают равной 80-200f где f> - номинальная частота, На чертеже представлена структурная схема устройства, реализующего измерения по предлагаемому способу.

855545

Устройство для реализации способа испытания содержит источник 1 пони- . женного напряжения номинальной частоты, источник 2 повышенного напряжения повышенной частоты, фильтр 3, состоящий из дросселя 4 и конденсатора 5, конденсатор 6, испытываемый

5 электродвигатель 7 типа КУВ-071 (коллекторный универсальный встраиваемый), содержащий обмотки 8 и 9 возбуждения и обмотку 10 якоря.

Процесс испытания заключается в следующем, B режиме холостого хода на последовательно включенные обмотку 8 возбуждения, обмотку 10 якоря и обмотку 9 возбуждения испытываемого электродвигателя 7 через фильтр 3 подают от источника 1 пониженное напряжение

U 130 В номинальной частоты Ф„

50 гц. Одновременно с напряжением

0„ подают от источника 2 повышенное 29 напряжение 0 = 260 В повышенной час" . тоты f< = 8 кГц через конденсатор б на обмотку 10 якоря испытываемого электродвигателя 7, Под действием пониженного напряжения О„ номинальной частоты f ïî обмоткам 8 и 9 воз букдения протекает ток 1, создающий магнитный поток ф испытываемого электродвигателя 7, Взаимодействие этого потока с током l номинальной частоты f, протекающим по обмотке якоря„ создает вращающий момент И, под действием которого якорь электродвигателя 7 приходи ". во вращение. Величина тока l номинальной частоты f< определяется моментом М„„ холостого хода электродвигателя 7 н составляет примерно 1 А, что меньше номинального тока ) и не приводит к перегреву обмоток. частота вращения и электродвигателя 7 не пре- 40 вышает допустимой частоты nö

15000 o6/мин, так как на обмотки

8, 9 и 10 электродвигателя 7 подают пониженное напряжение 0„, и по обмоткам электродвигателя 7 йротекает срав-4 нительно небольшой ток l

Под действием повышенного напряжения 0 повышенной частоты f по обмоткам 8, 9 и 10 электродвигателя 7 протекает ток l который имеет не- О большую величину вследствие большого индуктивного сопротивления обмоток току повышенной частоты f, Этот ток из-за, своей малости (0,1-0, 2 A) не оказывает заметного влияния на величину, потока возбуждения Ф, вращающего т3мента И „ на холостом ходу и на нагрев обмоток. Поскольку поток возбуждения Ф и вращающий момент И определяются током номинальной частоты f„ a обмотках электродвигате- Щ ля 7, то частота вращения и якоря не превывает номинальной частоты вращения пн. При токе Т<, равном 1А нагрев обмоток электродвигателя 7 значительно меньше, чем в номиналь ном режиме при 1„ =2,8 А, кроме того, исключается искрение н подгар коллектора и щеток, что улучшает условия работы коллекторно-щеточного узла, Необходимая кратность (1,3:1) испытательного напряжения по отношению к номинальному U = 220 В на обмотке

10 якоря испытываемого электродвигателя 7 создается подачей на нее требуемого напряжения повышенной частоты U< = 260 В, Для создания необходимой кратности испытательного напряжения к номинальному на обмотках 8 и 9 возбуждения необходимо снижать приложенное к ним напряжение путем подбора величины индуктивности дросселя 4, включенного последовательно с обмоткой 8 возбуждения электродвигателя 7. В случае пробоя слабых участков межвитковой изоляции напряжением повыаенной частоты U> под действием напряжения номинальной частоты U через этот участок течет значительный ток (58 А}, который вызывает устойчивое межвитковае замыкание, легко обнаруживаемое при испытании.

Устройство для реализации данного способа позволяет при достаточном числе фильтров 3 и конденсаторов б проводить одновременно испытания электрической прочности большой партии коллекторных электродвигателей, подключенных параллельно к источникам 1 и 2 напряжения. . Формула изобретения

Способ испытания электрической прочности межвитковой изоляции обмоток универсальных коллекторных электродвигателей, включающий воздействие повиаенным напряжением на обмотки проверяемого электродвигате-, ля в режиме холостого хода, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности путем исключения перегрева обмоток, искрения и подгара коллектора и щеток, дополнительно воздействуют пониженным напряжением номинальной частоты на последовательно соединенные обмотки возбуждения и якоря проверяемого электродвигателя, а повышенным напряжением воздействуют на общотку якоря, соединенную параллельно с обмоткой возбуждения, и о нарушении межвитковой изоляции обмоток проверяемого электродвигателя судят по увеличению тока номинальной частоты, при этом частоту повышенного напряжения устанавливают равной 80200f>, где fz — номинальная частота.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Электродвигатели малой мощности общепромьыленного применения.

855545

Составитель А, Изкиов

Редактор К, Волощук Техред С. Мигунова Корректор Н. Швыдкая

Заказ 6899/63 Тираж 732 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССРпо.делам изобретений s открытий

113035, Москва, X-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. ужгород, ул. Проектная, 4

Общие технологические требования, ГОСТ 16264-70, и. 1-31, с.375.

2. Способ испытания электрической прочности .межвитковой изоляции

/ электрогвигателя типа КУВ-071, Пояснительная записка к методике испытаний. ОСФ-479.021, 1975, с.1 fnpoToтип).