Устройство для многоточечной сигнализации

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

CoIo3 Соватскнх

СОЦН4ЛНСТИЧЭСКИХ

Республик

k АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлемо131179 (21) 2870164/18-24 (51)hh. КЛ.

G 08 В 21/00 с присоединением заявки М (23) Приоритет

Государственный комнтет

СССР яо дедам нзобретений н открытнй

Опубликовано 150831 Бюллетень Ж З0

Дата опубликования описания 150881 (53) УДК 654 9 (088.8) (72) Авторы изобретения

С.Г.Эренбург и A.Ã.Êoëåñoâ (71) Заявитель

Ленинградский институт водного тра (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ МНОГОТОЧЕЧНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ

Изобретение относится к автоматической сигнализации о ходе производственных процессов.

Известно устройство для многоточечной сигнализации, содержащее соединенные параллельно ячейки световой сигнализации, каждая из которых содержит контактный датчик, последовательно включенные выключатель, тиристор с резистором в его цепи управления и сигнальную лампу, замыкающие кнопки и элементы ИЛИ (1).

Наиболее близким к предложенному по технической сущности является устройство для многоточечной сигнализации, содержащее индивидуальные сигнальные ячейки, каждая из которых содержит контактные датчики, запоминающие тиристоры, включенные в цепь питания последовательно с резисторами, сигнальные лампы, разделительные дио» ды и резисторы, блок обобщенной сигнализации, .содержащий сигнальный эле" мент, подключенный к цепи питания.через первый тиристор, второй тиристор, управляющий электрод которого подключен к индивидуальным сигнальным ячейкам, а анод - через резистор и кнопку квитирования - к цепи питания, параллельно резистору подключена управляющая цепь первого тиристора (2).

Однако эти устройства имеют недос5 таточную полноту функционального контроля. В частности, не обеспечивается контроль состояния элементов после. выполнения маневра (особенностью систем управления является то, что часть элементов после выполнения маневров возвращается в исходное состояние) и запоминание состояния элементов вне зависимости от последующих маневров. Последнее необходимо для изучения, например, неповторяеьых

15 отказов, расследования причин аварий и т.д.

Целью изобретения является расширение функциональных возможностей устройства.

20 С этой целью в устройство введены в блок обобщенной сигнализации элемент И, кнопка включения памяти и ре» ле, в каждой индивидуальной сигнальной ячейке контактный датчик соеди25 нен с первым выводом сигнальной лампы и через резистор — с управляющим электродом одного запоминающего тириО® тора, в цепь катода которого включенвт последовательно два резистора, точка

30 соединения которых через первый раз855705

ЬО делительный диод подключена к первому выводу сигнальной лампы, который через второй разделительный диод подключен к катоду другого запоминающе.го тиристора, а через третий разделительный диод — к аноду первого тиристора блока обобщенной сигнализации, анод второго запоминающего тиристора подключен к точке соединения реле и катода второго тиристора блока обобщенной сигнализации, управляющий электрод которого подключен к кнопке включения памяти, контактные датчики подключены к кнопке квитирования через размыкающий контакт реле, вторые выводы сигнальных ламп подключены к шине питания.

На.чертеже представлена электрическая схема устройства для двух датчиков.

Устройство содержит контактные датчики 1 погожения состояния объектов, индивидуальные сигнальные ячейки 2 (по числу датчиков), каждая из которых состоит из сигнальной лампы 3, запоминающих тиристоров 4, 5 и резисторов 6 — 9, составляющих две цепочки памяти, разделительных диодов 10 — 12, блок 13 обобщенной сигнализации, содержащий сигнальную лампу-элемент 14, включенную через тиристор 15, управляемый элементом И

16, реле 17 с нормально замкнутым контактом 18.

Устройство содержит также резистор 19, тиристор 20, индикатор 21 времени, включаемый логическим эле.ментом И 22, к которому подключены сигналы состояния объектов с запоминающих блоков, переключатель 23 служит для выбора точек контроля и необходимой последовательности их подключения к логическому элементу 22, для выключения контрольного свечения ламп 3, 14 и подготовки устройства для последующей работы служит кнопка 24 квитирования; кнопку 25 включения (второй цепочки) памяти.

Устройство работает следующим образом.

При срабатывании одного из исследуемых датчиков I загорается сигнальная лампа 3. Одновременно через резистор 9 поступает ток управления на тиристор 4, который открывается и через делитель напряжения, состоящий из резисторов 6 и 7, подключается питание к лампе 3. После размыкания контактов датчика 1 питание сигнальной лампы 3 осуществляется через тиристор 4, резистор 6 и диод 10 напряжением, обеспечивающим свечение лампы 3 неполным накалом.

Таким образом, при срабатывании датчика 1 состояния объекта сигнальная лампа 3 светится полным накалом, при возвращении датчика в исходное состояние сигнальная лампа 3 светится неполным накалом, т.е. запомина5

)0

40 ние состояния объекта осуществляется в виде свечения лампы неполным накалом.

При включении всех датчиков получает питание полным напряжением обобщенная сигнальная лампа 14 через ди<рды 12 и тиристор 15, который открывается логическим элементом И в том случае, если к нему одновременно подходят управляющие сигналы от первой цепочки памяти всех ламп 3. Если все датчики сработали и вернулись в исходное состояние, т.е. разомкнулись, то все лампы 3 на основном блоке будут светиться в неполный накал, так как имеет место падение напряжения на резисторах 6, аналогично будет светиться обобщенная сигнальная лампа 14. Если же хотя бы один из датчиков не сработал, т.е. не получила питания цепочка памяти, то не подходит один из сигналов к элементу И 16, который в свою очередь не открывает тиристор 15, и лампа 14 не светится.

Если один из датчиков 1 сработал, но не вернулся в исходное состояние, то одна из сигнальных ламп 3 основного блока будет питаться полным напряжением источника питания и светиться в полный накал. Соответственно будет в полный накал светиться обобщенная сигнальная лампа 14.

Подключая переключателем 23 одну или две необходимые линии от датчиков или цепочек памяти к логическому элементу 22 индикатор времени 21 зафиксирует либо длительность работы одного из датчиков, либо длительность от момента срабатывания одного датчика до срабатывания другого (длительность прохождения сигнала по объектам).Применительно к пневматическим системам управления эти величины являются диагностическими параметрами технического состояния.

Особенность систем автоматизированного управления главными судовыми двигателями состоит в том, что после выполнения маневра большинство элементов системы возвращается в исходное состояние, Поэтому после выполнения проверки работы системы управления часть сигнальных ламп будет светиться полным накалом, а часть долевым. Если какой-либо элемент системы управления срабатывает неправильно, то соответствующее отклонение будет и в характере свечения ламп.

Однако в эксплуатации часто недостаточно времени необходимого для анализа работы системы управления в случае ее неисправности, так как приходится из-эа навигационной опасности изменять задаваемую команду, например устанавливать рукоятку управления в положение Стоп" или даже изменять направление вращения двигателя. При этом, естественно, датчики вновь сра855705 батывают и не дают воэможности определить причину предыдущего отказа.

Для воэможности запоминания характера свечения ламп и отключения от .устройства датчиков до начала выполнения последующих маневров в устрой- 5 стве применена вторая цепочка памяти.

При кратковременном нажатии на кнопку 25 через резистор 19 поступа:ет ток управления на тиристор 20, ко.торый открывается и подключает питание на реле 17 и тиристор 5 °

Реле 17 своим нормально-замкнутым контактом 18 после срабатывания тнристоров 5 отключает питание на датчики (постоянная времени тиристоров меньше, чем у реле). При этом возмож- 1 ны следующие три варианта.

1. Контакты датчика 1 замкнуты и лампа 3 светится полным накалом. Через резистор 9 поступает ток управления на тиристор 5, который открыва- 20 ется и подключает питание на лампу 3, которая и после отключения питания на датчик 1 будет продолжать светиться полным накалом.

2. Контакты датчика 1 замыкались, но в момент нажатия на кнопку были в разомкнутом состоянии. Лампа светится неполным накалом как описано выше.

Так как ток управления тиристора 5 отсутствует, то и после отключения ЗО питания на датчик 1 сигнальная лампа будет продолжать светиться неполным накалом.

3. Контакты датчика 1 не замыкались. Лампа 3 не светится. После от ключения питания датчиков так же не будет светиться °

Таким образом, устройство заноминает состояние объектов контроля в момент нажатия на кнопку 25. Последующие выполняемые маневры (изменение состояния объектов) не влияют на индикацию сигнальных ламп.

Работоспособность и эффективность устройства подтверждена стендовыми и судовыми испытаниями. 45

Экономическая эффективность устройства определяется повышением безопасности плавания и сокращением объема ремонтных и наладочных работ.

Формула изобретения

Устройство для многоточечной сигнализации, содержащее контактные датчики, подключенные к индивидуальным сигнальным ячейкам, каждая иэ которых содержит запоминающие тирнсторы, включенные в цепь питания последовательно с резисторами, сигнальные лампы, разделительные диоды и резисторы, блок обобщенной сигнализации, содержащий сигнальный элемент, подключенный к цепи питания через первый тиристор, второй тиристор, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей устройства, в него введены в блок обобщенной сигнализации элемент

И, кнопка включения памяти и реле, в каждой индивидуальной сигнальной ячейке контактный датчик соединен с первым выводом сигнальной лампы и через резистор — с управляющим элект- родом одного запоминающего тиристора, в цепь катода которого включены последовательно два резистора, точка соединения которых через первый разделительный диод подключена к первому выводу сигнальной лампы, который через второй разделительный диод подключен к катоду другого запоминающего тиристора, а через третий разделительный диод — к аноду первого тиристора блока обобщенной сигнализации, анод второго запоминающего тиристора подключен к точке соединения реле и катода второго тиристора блока обобщенной сигнализации, управляющий электрод которого подключен к кнопке включения памяти, контактные датчики подключены к кнопке квитирования через размыкающий контакт реле, вторые выводы сигнальных ламп подключены к шине питания.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 533957, кл. G 08 В 23/00, 1975.

2. Авторское свидетельство.СССР

9 490147, кл G 08 В 21/00, 1973 (прототип).

Составитель Л.Линецкий

Редактор И.Нестерова Техред A. Ач Корректор Ю.Макаренко

Заказ 6919/71 Тираж 691 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Ю Ю ВВ Ю Ю Ю Ю Ю

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4