Магнитопровод торцевой электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советсних
Соцналмстмческмк
Республик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ()855864
/ (61) Дополнительное к авт. свил-ву (22)Заявлено 13.08.79 (21) 2809772/24 — 07 (5t)М. Кл. с присоединением заявки РЙ
H 02 К 1/Об
3Ъеударстввиный комитет (23) Приоритет ссср ао делам изе4ретеиий и открытий
Опубликовано i 5. 08. 81. Бюллетень Ф 30
Дата опубликования описания 1 5 . 08 . 8 1 (53) УДК б21.3. .042 (088.8) Я. М. Хаит, В. M. Петров, Е. П. Бойко и Ф. К. Макаров (72) Авторы изобретения
Й(: 1ф:-@ "," ) и, г ."гт) г
"- - 1" М 1 АЯ у
) лй (71) Заявитель (54) МАГНИТОПРОВОД ТОРЦОВОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ
МАШИНЫ
Изобретение относится к электротехнике, конкретно к магнитопроводам торцовых электрических машин переменного тока.
Известны различные конструкции магнитопроводов торцовых электрических машин, например, в виде тора, навитого из электротехнической стали, а пазы получены механическим или физико-химичес-.им методом. Витые ленточные магнитопроводы изготовляют обычно из токстурованных электротехнических сталей с целью получения наилучших электромагнитных характеристик tl ). е
Однако в таких магнитопроводах
1j магнитный поток, направленный вдоль ярма совпадает с линией намагничивания, но входит и выкодит магнитный поток перпендикулярно этой линии, а магнитная аниэотропия у этих сталей велика, поэтому зубцовая зона находится в наихудших условиях. Магнитная аниэотропия стали приводит к увеличению потерь в стали и тока намагничивания. Такая конструкция имеет большое количество отходов электротехнической стали.
Цель изобретения — экономия активных материалов и повышение энергети» ческих показателей.
Указанная цель достигается тем, что в известном магнитопроводе торцовой электрической машины, содержащем витое из стальной ленты ярмо и зубцовую зону, последняя выполнена из ленты с радиально расположенными гофрами, свернутой веерообразно в кольцо, причем пазы, образованные гофрами, обращены открытой частью к ярму.
На фиг.1 показан ротор торцевой электрической машины; на фиг.2— статор торцовой электрической машины; на фиг.3 и 4 — пазы с обмоткой.
Магнитопровод торцовой электрической машины содержит ярмо I, выполненное в виде многослойного рулона, сви3 85586 того из стальной ленты, и зубцовую зону 2, выполненную из стальной ленты с радиально расположенными гофрами, внутри которых размещена обмотка, Стальная лента, изогнутая в виде гофр, свернута веерообразно в кольцо, 5 острые гребни которого обращены к ярму. Кроме того, для облегчения свер". тывания гофрированной ленты в кольцо на периферии гребней предусмотрены специальные технологические надрезы в виде клина. Магнитопровод может быть односторонним и двухсторонним в зависимости от конструкции торцовой электрической машины. Короткозамыкающие кольца 3 (фиг.1) являются общими для обеих сторон ротора и тем самьм крепят зубцовую зону к ярму.
Такое исполнение ротора обеспечи.вает высокую жесткость .конструкции, которая имеет большое значение для торцовых машин из-за значительных сил магнитпorо притяжения. Таким образом, становится возможным уменьшить воздушный зазор и улучшить энер" гетику электрической машины.
Данная конструкция магнитопровода вполне применима и для стэтора. ,Однако в этом случае намагничивающая обмотка выполнена из отдельных секций
4, уложенных вокруг ярма (см.фиг.2)в специальные изоляционные пазы 5 (фиг.3 ) . После укладки обмоток -всех фаз и полюсов, с торцовых сторон накладываются зубцовые 55 распределенные магнитные зоны (2).
Крепление производится с помощью пропиточных лаков,,клеев и компаундов.
Секции обмоток электрически соединяются в необходимую схему на ьнешнем диаметре статора, Такая обмотка имеет весьма ограниченные лобовые части, так как в ней отсутствуют переходы со стороны внутреннего диаметра, что позволяет сэкономить дефицитную М медь на 10-15%. Диск статора обладает высокой механической прочностью, технсбтогичен и его изготовление легко поддается автоматизации.
4 ф
Перед сборкой машины диск статора и ротора необходимо обжать и тем самым придать необходимую плоскостность, а торцовые части прошлифовать с целью получения тонкой пленки на широком гребне гофры (фиг.3) . Эта операция необходима для повьш|ения характеристик машины (уменьшается коэффициент
Картера), так как эти места подвергаются перенасыщению, а тонкая сталь-. ная пленка становится магнитопрозрачной для магнитного потока.
Таким образом, описанное изобретение позволяет,во-первых, достигнуть высокого использования активного материала — электротехнической
1 стали без отходов, а обмоточной меди сэкономить на 10-15%, во-вторых, автоматизировать все процессы, а поэтому трудоемкость изготовления снизить в несколько раз, в †треть, унифицировать узлы магнитопровода статора и ротора, что приводит к экономии технологической оснастки и оборудования„ в четвертых, повысить мощность за счет высокого использования активной части, а также улучшить энергетические параметры машины за счет достижения равномерности воз-. душного зазора.
Формула изобретения
Иагнитопровод торцовой электрической машины, содержащий витое из стальной ленты ярмо и зубцовую зону, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью экономии активных материалов и повышения энергетических показателей, зубцовая зона выполнена из ленты с радиально рэ.сноложенными гофрами, свернутой веерообразно в кольцо, причем пазы, образованные гофрами, обращены открытой частью к ярму.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1 Технология электротехнического производства", 1975, N - 11,с.7-8.
8558G
Составитель Ф. Подольская
Редактор Т. Парфенова Техред М.Коштура Корректор Г.Назарова
Заказ б958/79 Тираж 730 Подписное
RHHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, .Ж-35, Раушская наб ., д. 4/ 5
Филиал ППП Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,