Волновой электродвигатель

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(1ц 855 89О

Союз Советских

Социапистических

Респубпик

Ф

l ф а

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6! ) Дополнительное к авт. саид-ву(22)Заявлено 07.12.79 (21) 2847626/24-07 (5!)и. Кл.

Н 02 К 41/06 с присоединением заявки ¹â€”

Гаеудерстеениый квинтет

СССР (23) Приоритет—

an лелеи изобретений н открытий

Опубликовано 15. 08 ° 81 Ьктллетеиь ¹ 30

Дата опубликования описания 17.08.81 (оЗ,! ДК 621. .313.39 (088. 8) 1О.А. Бровальский, О.A. Гусаров, й.ц. cr;

B.A. Постников, В.И. Сергеев и С.P (72) Авторы изобретения (7! ) Заявитель (54) ВОЛНОВОЙ ЭЛЕКТРОДВИГЛТЕЛЬ

Изобретение относится к электрома.шиностроению, а именно к конструкции волнового электродвигателя.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является волновой электродвигатель, содержащий статор с обмоткой, гибкий ротор, выполненный в виде концентрично расположенных и образующих герметичную полость двух тонкостенных оболочек, соединенных с одной торцовой стороны с переЮ ходным диском вала, Герметичная по-. лость ротора этого двигателя заполнена ферромагнитным порошком !1), Недостатком этого волнового двигателя является малый диапазон измене!

5 ния частоты вращения и момента, поскольку его конструкция не позволяет регулировать жесткость ротора в процессе работы.

Цель изобретения — расширение диапазона регулирования частоты вращения и момента.

Указанная цель достигается тем„ что вал выполнен полым, в переходном диске имеются радиальные каналы, соединяющие герметичную полость ротора с полостью вала, а внутри вала установлен поршень, причем герметичная полость ротора, полость вала и радиальные каналы заполнены жидкостью.

При этом в качестве жидкости использована феррожидкость.

Кроме того, поршень соединен штоком с якорем цилиндрического электромагнита, установленного на статоре соосно с валом двигателя.

На фиг. предстаьлен волновой электродвигатель; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 1.

Волновой электродвигатепь содержит статор с обмоткой 2, гибкий ротор 3, выполненный в виде концентрично расположенных и образующих герметичную полость 4 двух тонкостенных оболочек 5 и 6. Тонкостенные оболочки соединены торцовыми сторона3 855890 ми 7 и 8 с переходным диском 9 вала

l0. Иа другой торцовой стороне 11 гибкого ротора установлен гибкий зубчатый венец 12, который может входить в зацепление с жестким зубчатым колесом 13, закрепленным в корпусе 14 двигателя. Вал двигareë>I имеет полость 15, а в переходном диске выполнены радиальные каналы 16„. соединяющие герметичную полость 4 ротора с 1а полостью 15 вала. Внутри вала уста.— новлен поршень 17, который соецинен штоком !8 с якорем 19 цилиндрического электромагнита, состоящего -из магнитопровода 20 и обмотки 21. располоР женных соосно с валом двигателя и за-, крепленных болтами 22 на фланце 23.

Стол 24 электромагнита зафиксирован от перемещения относительно вала штифтОм 25. 1ерметичная тора, полость вала и радиальные каналы диска заполнены жидкостью. Заглушки 26, установленные в рациальных каналах, герметизируют внутренние поло-. сти 4 и 15 и полости радиальных каналов после заполнения их жидкостью.

Для создания необходимой величины первочачального давления жидкости, находящейся в полости ротора, служит регулировочная гайка 27. В качестве жидкости может применяться феррожидкость. Применение феррожидкос.ги позволяет повь>сить магнитную проницаемость ротора, а соответственно и. КПД двигателя. Находясь пОд c0QTBeTcTBp !0ups статическим давлением жидкость придает ротору требуемую жесткость.

Волновой электродвигатель работает следующим образом.

При подключении обмотки 2 к сети 40 переменного тока в рабочем зазоре двигателя создается вращающееся элек"тромагнитное поле. Возникающие при этом электромагнитные силы вызывают бегущие волны деформации ротора 3.

Число волн деформации соответствует числу зон сцепления гибкого зубчатого венца 12 с жестким зубчатым колесом

13 и наряду с числами зубцов венца и колеса определяет передаточное число волновой пары 12 и 13 и соответственно величину редукции -;астоты вращения электромагнитного поля. Редуцированное вращение ротора 3 >зокруг свОей Оси передастся через перехОдной 55 диск 9 Валу 10. Изменение величины тока в обмотке 21 электромагнита поз,>1. воляет изменять усилие, действующее на поршень 17 и величину давления жидкости.в полости ротора. Тем самым регулируется жесткость гибкого ротора 3.

В связи с тем, что давление жидкости и соответственно жесткость ротора могут изменяться в широких пределах, у предлагаемого волнового электродвигателя расширяется диапазон регулирования частоты вращения и момента. Кроме того, усилия передаются жидкостью равномерно на всю поверхность ротора,, не вызывая локальных механических напряжений, что повышает его надежность.

Предлагаемая конструкция волнового электродвигателя позволяет расширить диапазон регулирования частоты вращения и момента.

Формула изобретения

1. Волновой электродвигатель, содержащий статор с обмоткой, гибкий ротор, выполненный в виде концентрично расположенных и образую— щих герметичную полость двух тонкостенных оболочек, соединенных с одной торцовой стороны с переходным диском вала, о т л и ч а ю— шийся тем„ что, с целью расширения диапазона регулирования частоты вращения H момента, вал выполнен полым, в переходном диске имеются радиальные каналы, соединяющие герметичную полость ротора с полостью вала, а внутри вала установлен поршень, причем герметичная полость ротора, полость вала и радиальные каналы заполнены жидкостью.

2. Электродвигатель по п. 1, о т л н ч а ю шийся тем, что, в качестве жидкости использована феррожкдкость.

3. Электродвигатель по и. 1, отличающийся тем, что поршень соединен штоком с якорем цилиндрического электромагнита, установленого на статоре соосно с валом двигателя.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

11> 221819, кл. Н 02 К 41/06, 1966.,855890

26

Фий,2

Составитель В. Филатов

Редактор Л. Тюрина Техред N.Коатура Корректор С. Шекмар

Заказ 6959/80 Тираж 730 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1!3035 Москва Ж-35 Раушская наб. д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4