Устройство регулирования межэлектродного промежутка

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советскнх

Соцнепнстнческнх

Респубпнк

ОП ИСАНИЕ

ИЗО6РЕТЕН ИЯ

М АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТИ1Х (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 28.06.79 (21) 2785913/25-08 (51) M. Кл а с присоединением заявки №вЂ”

В 23 P 1/08

Гасударстееннык комитет (23) Приоритет—

Опубликовано 23.08.81. Бюллетень №31

Дата опубликования описания 28.08.81 по делам нзооретеннй

N открытий (53) УДК 621.9. .048 (088.8) Ю. И. Климухин, С. А. Гантман, Ю. А. Горбунов и С. M. Teлeгин 1 (72) Авторы изобретения (71) Заявитель

Пензенский политехнический институт (54) УСТРОЙСТВО РЕГУЛИРОВАНИЯ

МЕЖЭЛЕКТРОДНОГО ПРОМЕЖУТКА

Изобретение относится к электроискровому легированию и может быть использовано в машино- и приборостроении.

Известно устройство регулирования межэлектродного промежутка, содержащее легирующий электрод, деталь, потенциометр, тиристор, электродвигатель постоянного тока, диод и переменное сопротивление. Тиристор устройства включен последовательно с якорем электродвигателя и шунтирован дирдом, анод которого через резистор соединен с деталью и анодом другого диода, катод которого подключен к управляющему входу тиристора и средней точке потенциометра, при этом обмотка возбуждения двигателя соединена параллельно с потенциометром и подключена к источнику постоянного напряжения, а легирующий электрод соединен с одной из клемм возбуждения и потенциометра (1) .

Недостатком данного устройства является то, что оно имее- невысокую точность регулирования межэ. ектродного промежутка, обусловленную наличием инерционных элементов, потенциометра и связанного с ним электродвигателя.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является устройство для регулирования межэлектродного промежутка, в котором якорь электродвигателя включен в диагональ тиристорного моста, а управляющие электроды тиристоров через преобразователь сигнала подключены к межэлектродному промежутку (2) .

Недостатком известного устройства является то, что отсутствует возможность управления электродвигателем в момент достижения необходимой стабилизации межэлектродного промежутка, в то время как якорь электродвигателя за счет инерции продолжает некоторое время свое вращение, что существенно влияет на точность регулирования межэлектрадного промежутка, а

1 следовательно, и режима легирования, вследствие чего на легированной поверхности возникают прижеги, микротрещины.

Бель изобретения — повышение качества легированной поверхности.

Эта цель достигается тем, что в устройстве, содержащем источник легирования, исполнительный электродвигатель постоянного тока, якорь которого включен в диагональ тиристорного моста, эмиттерный пов.-.

856737

Формула изобретения

55 торитель, подсоединенный к межэлектродному промежутку, и два пороговых устройства, якорь исполнительного электродвигателя шунтирован управляемым ключом, управляющий вход которого подключен к выходу селектора импульсов, вход которого соединен с выходом эмиттерного повторителя.

На чертеже представлена принципиальная схема устройства регулирования межэлектродного промежутка.

Устройство содержит источник 1 легирования, транзисторный повторитель, собранный на тиристоре 2 и резисторе 3, селектор 4 импульсов, состоящий из конденсатора 5, резистора 6, диода 7, импульсного трансформатора 8, транзисторный ключ, построенный на транзисторе 9, резисторе 10, резисторе 11 и резисторе 12, пороговое устройство 13, содержащее двухбазовый диод

14, конденсатор 15, транзистор 16, импульсный трансформатор 17, резисторы 18 — 21, пороговое устройство 22, собранное на двухбазовом диоде 23, конденсаторе 24, импульсном трансформаторе 25, резисторах 26 и 27, управляемый ключ 28, составленный из тиристора 29 и тиристора 30, тиристорчый мост 31, собранный на тиристоре 32, тиристоре 33 и трансформаторе 34, исполнительный электродвигатель 35 постоянного тока, электрод-инструмент 36, деталь 37.

Устройство регулирования межэлектродного промежутка работает следующим образом.

Стабильный режим легирования осуществляется при периодическом контактировании электрода-инструмента 36 с деталью 37; при постоянном давлении электрода 36 на поверхность детали 37 в момент контакта. При этом режиме на выходе транзистора 2 появляется переменное напряжение, которое поступает на вход селектора 4 импульсов, а также входы пороговых устройств 13 и 22 через транзистор 9. Селектор импульсов 4 выделяет и формирует управляющие импульсы, которыми открываются поочередно тиристоры 29 и 30 управляемого ключа 28, тем самым шунтируя якорь электродвигателя 35.

При возникновении режима короткого замыкания между электродом-инструментом

36 и деталью 37 на выходе порогового устройства 13 появляются импульсы, которыми открывается тиристор 33, Тиристор 33 пропускает ток через электродвигатель 35, который отводит электрод-инструмент 36 от детали 37. По достижении требуемого межэлектродного промежутка, т.е. возникновении периодического контактирования между электродами, пороговое устройство 13 прекращает вырабатывать импульсы, и тиристор 33 закрывается, отсекая протекающий ток через электродвигатель 35. В этот мо5

Зо мент выделенный селектором 4 импульсов импульс открывает управляемый ключ 28, который шунтирует якорь электродвигателя 35 низкоомной нагрузкой, резко сокращая время выбега, увеличивая точность регулировки.

В случае возникновения режима холостого хода на электродах. на выходе порогового устройства 22 появляются импульсы, открывающие тиристор 32, и ток, протекающий через электродвигатель 35, дает возможность электродвигателю 35 подвести электрод-инструмент 36 к детали 37.

При достижении требуемого межэлектродного промежутка пороговое устройство

22 прекращает генерацию импульсов и тиристор 32 закрывается, управляемый ключ

28 открывается появившемся на выходе селектора 4 импульсов импульсом, шунтирует якорь электродвигателя 35 низкоомной нагрузкой, и электродвигатель с высокой точностью останавливается. Таким образом, совершается процесс регулирования межэлектродного промежутка.

Использование в предлагаемом устройстве управляемого ключа для шунтирования низкоомной нагрузкой якоря электродвигателя в момент окончания стабилизации межэлектродного промежутка позволяет повысить качество легированного покрытия до десятого класса, за счет сокращения времени остановки якоря.

Предлагаемое устройство в целом является простым в реализации, не требует сложной настройки и имеет высокую надежность.

Устройство регулирования межэлектродного промежутка при электроискровом легировании, содержащее исполнительный электродвигатель постоянного тока, якорь которого включен в диагональ тиристорного моста, эмиттерный повторитель, подсоединенный к межэлектродному промежутку, и два пороговых устройства, отличающееся тем, что, с целью повышения качества- легированной поверхности, устройство снабжено управляемым ключом и селектором импульсов, якорь исполнительного электродвигателя шунтирован управляемым ключом, управляющий вход которого подключен к выходу селектора импульсов, при этом вход селектора импульсов соединен с выходом эмиттерного повторителя.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

l. Авторское свидетельство СССР № 268568, кл. В 23 Р 1/08, 1968.

2. Левинсон Е. М. и Лев В. С. Справочное пособие по электротехнологии. Л., Лениздат, 1972, с. 126 (прототип).

856737

Составитель В. Влодавский

Редактор С. Роднкова Техред А. Бойкас Корректор М. Демчик

Заказ 7083/17 Тираж 1148 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Пйтент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4