Трансмиссия гусеничной машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ИЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

<1о 856882 (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 05,1279 (21) 2847943/27-11 (51) м. к.з с присоединением заявки Йо

В 62 0 11/08

Государственный комнтет

СССР

ho делам изобретений н открытнй (23) Приоритет

Опубликовано 23,08,81. Бюллетень Й9 31

Дата опубликования описания 230881 (53) УДК 629. 113 (088. 8) Н.A Цыганов, А.В. Зимин, В.М. Антонов-,- A--.Н-;-Крюкбв— и В.A. Колесов ! ! (72) Авторы изобретения

1 (71) Заявитель (54 ) ТРАНСМИССИЯ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к трансмис сиям транспортных средств н предназ начено для использования на быстроходных гусеничных машинах, таких как транспортеры и тягачи.

Известна трансмиссия гусеничной машины, содержащая основной привод, включающий суммирующие планетарные ряды, первые звенья которых, имеющие тормоза, связаны кинематически с ведущими колесами движителя, вторые через коробку передач и третьи через гидрообъемную передачу дополнительного привода связаны с валом двигателя, и системы управления соответст- тз венно тормозами, коробкой передачи и гидрообъемной передачей (1) .

Недостатком данной схемы трансмиссии является то, что велика мощностная нагрузка гидрообъемной пере- 20 дачи в режиме поворота.

Цель изобретения - снижение потребной мощности гидрообъемной передачи в режиме поворота гусеничной маши25

Поставленная цель достигается тем, что трансмиссия снабжена переключающим устройством, связанным с органами управления гидрообъемной передачей и тормозами с возможностью включения второго в режиме управления гидрообъемной передачей, и управляемой муфтой, посредством которой гидрообъемная передача связана с третьими звеньями суммирующих планетарных рядов, при этом элемент упразления указанной муфтой связан с системой управления тормозами с воэможностью ее включения в режиме прямолинейного движения и при осуществлении плавного поворота.

Кроме того, трансмиссия снабжена переключакщим механизмом, управляющий элемент которого связан с органом управления коробкой передач, при этом указанный механизм установлен в системе управления тормозами с возможностью противоположного включения их в режиме заднего хода гусеничной машины.

Связь третьих звеньев суммирующих планетарных рядов с упомянутой муфтой выполнена в виде планетарного редуктора с тормозом, связанным с эпициклической шестерней последнего, при этом элемент управления этим тормозом связан с системой управления гидрообъемной передачей через дополнитель ный переключакндий механизм, управляющий элемент которого связан с ор856882 ганом управления коробкой передач с возможностью включения упомянутого тормоза в нейтральном режиме коробки передач.

На фиг. 1 изображена схема трансмиссии с электрической связью элементов управления тормозами и гидропередачей; на фиг.2 — вариант исполнения схемы трансмиссии с разъединительным устройством в виде муфты на связи гидропередачи с третьими звеньями суммирующих планетарных рядов> на фиг. 3 — вариант исполнения схемы трансмиссии с планетарным редуктором.

Трансмиссия содержит сумьярующие планетарные ряды, первые звенья 1 и 1, имеющие тормоза 2 и 2, кинематически связаны с ведущими колесами

3 и 3 движителя, вторые звенья 4 и

4 через коробку 5 передач и третьи звенья 6 и 6 через гидрообъемную передачу 7 дополнительного привода связаны с валом 8,цвигателя, При этом выходной вал 9 гидрообъемной передаI чи 7 связан со звеньями 6 и 6 посредством зубчатых передач с равными по величине, но противоположными по знаку передаточными числами, например через редуктор 10. Трансмиссия также содержит элементы управления тормозами 2 и 2 в ниде электромагнитов 11 и 11 и гидрообъемной передачей 7 в виде штурвала 12. Электрическая связь между данными элементами снабжена переключающим механизмом 13

I с з амыкающими контактами 14 и Ъф

Гидрообъемная передача 7 связана с третьими звеньями 6 и 6 посредством управляемой муфты 15, элемент управления которой в виде электромагнита связан с системой управления тормозами 2 и 2 с возможностью ее включения в режиме прямолинейного движения и при осуществлении плавного поворота.

Переключающий механизм 17 связан с органом 18 управления коробки 5 передач, при этом укаэанный механизм установлен в системе управления тормозамй 2 и 2 с возможностью противоположного их включения в режиме заднего хода гусеничной машины. Управляемая муфта 15 связана с третьими звеньями б и .б суммирующих планетарных рядов посредством планетарного редуктора 19 с тормозом 20, который связан с эпициклической шестерней упомянутого редуктора, при этом элемент управления тормоза 20 в виде электромагнита 21 связан с системой управления гидрообъемной передачей через, дополнительный переключающий механизм 22,. управляющий элемент которого связан с органом 18 управления коробки 5 передач с возможностью включения тормоза 20 в нейтральном положении коробки 5 передач.

Переключающий механизм 13 имеет дополнительные размыкающие контакты

23 и 23 в системе управления управI ляемой муфтой 15.

Трансмиссия работает следующим образом.

При прямолинейном движении гусе, ничной машины штурвал 12 находится в нейтральном положении, циркуляция рабочей жидкости в гидрообъемной передаче 7 отсутствует и выходной вал

9 не вращается и, следовательно третьи звенья б и б суммирующих планетарных рядов остановлены. Контакты

14 и 14 переключающего механизма 13 разомкнуты и электромагниты 11 и 11

15 управления тормозами 2 и 2 обесточены. В этом случае скорости вращения ведущих колес 3 и 3 одинаковы и гусеничная машина движется по прямолинейной траектории.

В режиме поворота при отклонении штурвала 12 в ту или другую сторону от нейтрального положения в гидрообъемной передаче 7 возникает циркуляция рабочей жидкости. Выходной вал

9 гидрообъемной передачи 7 получает вращение, которое передается третьим звеньям б и б суммирукщих планетарных рядов через зубчатые передачи и редуктор 10. Вращение звеньев 6 и 6 в противоположных направлениях привоЗО дит к рассогласованию скоростей вращения звеньев 1 и 1, а следовательно, и связанных с ними ведущих колес

3 и 3, гусеничная машина поворачивает. С увеличением отклонения штурвала 12 возрастает угловая скорость вращения выходного вала 9 и соответственно уменьшается радиус поворота.

Предлагаемая трансмиссия обеспечивает поворот гусеничной машины,сост@) ветствующий двум диапазонам отклонения штурвала 12. В первом диапазоне отклонений штурвала 12 оба контакта

14 и 14 переключающего механизма 13 разомкнуты, а электромагниты 11 и

11 управления тормозами 2 и 2 обесточены. Контакты 23 и 23 замкнуты, в цепи управления муфтой 15 течет ток и электромагнит 16 удерживает муфту

15 во включенном состоянии. Заданный радиус и необходимый поворачивающиЙ момент обеспечивает гидрообъемная передача 7.

Во втором диапазоне отклонений штурвал 12 вступает во взаимодейстf вие с одним из контактов 14 или 14 переключающего механизма 13 в зависимости от направления поворота и замыкает электрическую цепь электромагнита управления тормозом отстающего борта и размыкает цепь управления муфтой 15, обесточивая электромагнит 16, который перестает удерживать муфту 15 во включенном состоянии. Таким образом, на малых радиусах поворота поворот происходит тольI ко с использованием тормозов 2 и 2 856882 гидрообъемная передача при этом отключается.

Для обеспечения поворота на заднем ходу элемент 18 управления коробки 5 передач вступает во взаимодействие с переключакщим механизмом

17 и меняет прямые связи электромагнитов 11 и 11 управления тормозами

2 и 2 и штурвала 12 управления гидрообъемной передачей 7 на перекрестные. Это приводит к включению тормоза отстающего борта и его одновременной работе с гидрообъемной передачей

7 на малых радиусах по принципу изложенному выше.

ДЛя обеспечения минимального ра,-. диуса, соответСтвукщего повороту вок- 15 руг центра, расположенного между гусеницами, используется редуктор 19.

В положениях элемента 18 управления, соответствующих включенным передачам переднего и заднего хода в коробке 20 передач 5 контакт переключающего механизма 22 замыкает электрические цепй управления муфтой 15 и тормозами

2 и 2, размыкая цепь электромагнита

21. При этом в редукторе 19 с помощью 2 муфты 15 включена ступень меньшей редукции, и данная трансмиссия работает, как описано выше.

При установке элемента 18 управления в положение "нейтраль" передача мощности к звеньям 4 и 4 суммирукщих планетарных рядов от вала 8 прекращается. Контакт переключакщего механизма 22 замыкает электрическую цепь управления тормозом 20 и размыкает цепи управления тормозами 2 и 2,а ! также муфтой 15. Таким образом, при любом отклонении штурвала 12 электромагниты 11, 11 и 16 обесточены,тор-! моза 2 и 2 разблокированы и не препятствуют вращению звеньев 1 и 1 40 суммирующих планетарных рядов. При разомкнутой муфте 15 и включенном тормозе 20 в редукторе 19 устанавливается ступень большей редукции, которая обеспечивает увеличение поворачивающего момента от гидрообъемной передачи 7.

Вращение звеньев 6 и 6 в противоположных направлениях при остановлен- 4 0 ных звеньях 4 и 4 ("нейтраль" и коробке передач 5) приводит к вращению в противоположных направлениях звеньев 1 и 1 и, следовательно, повороту транспортного средства вокруг центра, расположенного между гусеницами. По сравнению с известной данная трансмиссия проще по конструкции и имеет меньшие габариты и вес, так как отсутствуют дополнительные силовые связи третьих звеньев бортовых диф- 60 ференциальных механизмов с ведущим валом трансмиссии через регулируемые гидродинамические или фрикционные муфты, а для управления поворотом на малых радиусах вместо дополнительных муфт использованы имеющиеся бортовые остановочные тормоза.

Кроме того, гидропередача в предлагаемой трансмиссии не создает сопротивления повороту при буксировке транспортного средства с остановленным двигателем.

Формула изобретения

Трансмиссия гусеничной машины,содержащая основной привод, включающий суммирующие планетарные ряды, первые звенья которых, имеющие тормоза, связаны кинематически с ведущими колесами движителя, вторые через: коробку передач и третьи через гидрообъемную передачу дополнительного привода связаны с валом двигателя, и системы управления соответственно тормозами, коробкой передач и гидрообъемной передачей, отличающаяся тем, что, с целью снижения потребной мощности гидрообъемной передачи в режиме поворота гусеничной машины, она снабжена переключающим устройством, связанным с органами управления гидрообъемной передачей и тормозами с возможностью включения второго в режиме управления гидрообъемной пере- . дачей, и управляемой муфтой, посредством которой гидрообъемная передача связана с третьими звеньями суммирующих планетарных рядов, при этом элемент управления указанной муфтой овязан с системой управления тормозами с возможностью ее включения в режиме прямолинейного движения и при осуществлении плавного поворота.

2. Трансмиссия по п. 1, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что она снабжена переключающим механизмом, управлякщий элемент которого связан с органом управления коробкой передач, при этом указанный механизм установлен в системе управления тор!.. зами с возможностью противоположного включения их в режиме заднего хода гусеничной машины.

3. Трансмиссия по пп. 1 и 2, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что связь третьих звеньев суммирукщих планетарных рядов с упомянутой муфтой выполнена в виде планетарного редуктора с тормозом, связанным с эпициклической шестерней последнего, при этом элемент управления этим тормозом связан с системой управления гидрообъемной передачей через дополнительный переключакщий механизм, управляющий элемент которого связан с органом управления коробкой передач с возможностью включения упомянутого тормоза в нейтральном режиме коробки передач.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Носов Н ° А ° Расчет и конструирование гусеничных машин. Л., "Иашиностроение", 1972, с. 395, рис. IX, 21а.

856882

Составитель Л. Иусилович

Редактор В. Иванова Техред М. Голинка Корректор М. шарохин j»

Заказ, 7096/24 Тираж 699 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППБ "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4