Канатоукладчик

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советскик

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (11) 856968 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 03.10.78 (21) 2667241/29-11 с присоединением заявки HP (23) Приоритет

Опубликовано 230831. Бюллетень HP 31

Дата опубликования описания 2 3. 08. 81 р )м. к .

В бб 0 1/36

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621 864 (088.8) (72) Авторы изобретения

В.Г. Карташов и Л.М. Кучеров (71) Заявитель (54) кАИАтоуклАдчик

Изобретение относится к грузоподъемным механизмам, а именно к канатоукладчикам лебедок.

Известен канатоукладчик, преимущественно для укладки каната, составленного из двух разных по диаметру отрезков, содержащий двухскоростную коробку передач, связывающую барабан лебедки с ходовым винтом канатоукладчика и переключаемую на другой шаг наматывания под действием внешнего сигнала управления (1 ).

Наиболее близким решением из известных является канатоукладчик, преимущественно для укладки каната, составленного иэ двух разных по диаметру отрезков, содержащий двухскоростную планетарную коробку передач, состоящую из находящихся между собой в зацеплении солнечного колеса, связанного с ходовым винтом каретки канатоукладчика, сателлита, установленного на водиле, связанном с барабаном, коронного колеса, соединяемого с тормозом под действием внешнего сигнала управления при переходе на больший шаг наматывания каната, и механизма, блокирующего укаэанные элементы передачи при переходе на меньший шаг наматывания f2 ).

Недостатком указанных канатоукладчиков является то, что переключение коробки передач на другой шаг наматывания каната осуществляется от внешнего сигнала управления в первом канатоукладчике ; по прохождению утолщенного участка каната, а во втором — от сигнала счетчика оборотов барабана. И тот и другой способ. неизбежно приводят к рассогласованию между положением уложенного при наматывания каната и положения каретки канатоукладчика. Появление рассогласования таким образом является следствием способа получения сигнала на переключение и является серьезным недостатком известных канатоукладчиков.

Внесение рассогласования, накапли 2О ваясь, может привести к заклиниванию каната и аварийной остановки лебедки.

Целью изобретения является ïîâûшение надежности работы устройства.

Для этого сателлит выполнен двухвенцовым, а механизм блокировки выпОлнен из дополнительного коронного колеса с торцовыми кулачками, находящегося в зацеплении с одним иэ венцов сателлита, при этом основное

ЗО :оронное колесо также снабжено тор856968 цовыми кулачками с неравномерным шагом, обеспечивающим сцепление с кулачками дополнительного коронного колеса только в одном взаимном положении, и выполнено с возможностью осевого перемещения под действием внешнего сигнала управления и кон5 такта при этом с тормозом.

На фиг. 1 схематично представлен канатоукладчик, общий вид; на фиг.2 — О кинематическая схема планетарной коробки передач канатоукладчика (стрелкой показано направление воздействия внешнего сигнала управления для переключения коробки); на фиг.3 взаимное положение торцовых кулачков коронных колес при отсутствии внеш- него сигнала управления, коронные колеса сцеплены, коробка передач заблокирована (стрелками показано направление углового перемещения колес); на фиг. 4 — положение, при котором эа счет воздействия внешненего сигнала управления коронное колесо планетарной коробки передач смещено в осевом направлении и взаимодействие коронных колес начинает происходить по скосам выступов кулачков (стрелками показано осевое и угловое перемещения колес); на фиг. 5 — положение, при котором за о счет взаимодействия коронных колес по скосам кулачков, коронное колесо планетарной коробки передач подторможено и смещается в осевом направлении без дальнейшего воздействия

35 внешнего сигнала управления (стрелками показано осевое и угловое,смещение звеньев); на фиг. 6 — положение коронных колес с расцепленными кулачкайи.

Канатоукладчик состоит из ходового винта 1, перемещающего каретку

2 при помощи поводка. Винт 1 получает вращение от планетарной коробки 3 передач, переключаемой на увеличенный шаг укладки при помощи фф счетчика 4 оборотов барабана S. Вращение планетарной коробки передач и счетчика оборотов осуществляется от барабана 5 лебедки.

В цилиндрическом корпусе 6 на 55 подшипниках установлен планетарный механизм, состоящий из водила 7, солнечного колеса 8, коронного колеса 9, двухвенцового сателлита 10, один венец которого сцеплен с ко- И лесами 8 и 9, а другой — с дополнительным коронным колесом 11. Коронное колесо 9 не зафиксировано в осевом направлении и под воздействием кольца 12, подпружиненного пружинами 13, находится в зацеплении сво- 46 ими торцовыми кулачками 14 r. торцовыми кулачками 15 коронного колеса 11.

В корпусе установлен также тормоз

16, например конический. Он подпружинен пружинами 17, а его выдвижение 45 также как и выдвижение кольца 12 ограничено фланцем 18.

Ограничения выдвижения тормоза

16 и кольца 12 выбраны такими, что при отсутствии внешних воздействий имеется зазор между поверхностью тормоза 16 и ответной поверхностью коронного колеса 9. При этом кулачки 14 и 15 коронных колес 9 и 11 находятся в зацеплении.

Установленная в корпусе 6 гильза

19 может под воздействием внешнего сигнала управления (показано на фиг.2 стрелкой) перемещаться в сторону коронного колеса 9.

Входным — ведущим звеном механизма является вал водила 7, связанный с барабаном лебедки. Выходным — вал солнечного колеса 8 соединяемый через передачу с ходовым винтом каретки.

Описанное взаимное положение элементов соответствует работе канатоукладчика с основным шагом укладки .

При вращении на выбирание относительное положение кулачков 14 и 15 изображено на фиг.3.

Планетарный ряд заблокирован, и передаточное число от входного к выходному валу равно единице.

От внешнего сигнала на увеличение шага намотки гильза 19, смещаясь, сдвигает коронное колесо 9 в сторону тормоза 16. На коронном колесе 9 возникает подтормаживающий момент, определяем и трением торца гильзы 19 и кольца 12 о коронное колесо 9, нарастающий по мере сжатия пружин 13.

После выборки зазора между коронным колесом 9 и тормозом 16 наступает дальнейший, более резкий рост тормозного момента. Коронное колко 9 начинает отставать от водила 7, а солнечное колесо 8 обгонять его.

Такая возможность обеспечивается тем, что гильза 19 уже успела переместить коронное колесо 9 на величину, .превышающую прямой упор кулачков 14 в стенку кулачков 15. Их взаимное положение соответствует изображенному на фиг.5.

Ускорение вращения 8олнечного колеса 8, а следовательно, и увеличение шага каретки требует увеличение момента, подводимого к нему. Это достигается тем, что относительное смещение зубьев 14 и 15 вызывает дополнительное смещение коронного колеса 9, дополнительное сжатие пружин 13 и 17, а тем самым и увеличение тормозного момента. С началом смещения кулачков 14 и 15 в угловом направлении необходимость в ïåðåìåщении коронного колеса 9 гильзой

19 отпадает, внешний сигнал может быть снят, при этом гильза 19 может возвратиться в исходное положение.

Когда тормозной момент достигнет значения, обеспечивающего передачу

856968 солнечным колесом момента, потребляемого укладчиком при увеличении шага, коронное колесо 9 полностью остановится, и передаточное число, а следовательно, и шаг укладки будут постоянными, определяемыми параметрами основного планетарного ряда. Продолжающееся смещение кулачков вызывает дальнейшее увеличение тормозного момента, обеспечивая получение коэффициента запаса по сцеплению. После полного выхода кулачков 14 и 15 из зацепления (см.фиг.б) тормозной момент иа коронном колесе 9 остается постоянным, а при возрастании углового смещения зубья 14 и 15 не могут войти в зацепление, так как шаг меж- 15 ду ними неравномерный, а передаточное число выбрано таким„ что за время работы .канатоукладчика с увеличеиным шагом угловое смещение ко- ронного колеса 9 относительно ко- рО ровного колеса 11 меньше 2 . При переключении лебедки на разматывание изменяется направление вращения и кулачки 15 движутся в обратном направлении. После сцепления кулачков

14 и 15 пружины 13 и 17 перемещают колесо 9 в направлении растормаживания, тормозной момент падает. Коронное колесо 9 принудительно увлекается коронным колесом 11, коробка передач оказывается заблокйрованной, ко- 36 ронное колесо самоустанавливается для вращения с наименьшим сопротивлением, тормозной момент при этом пада-ет до нуля, переключение закончилось, установился основной шаг укладчика.

Эффект предлагаемого решения состоит в повышении надежности лебедок, так как исключается возможность аварии из-за неправильной укладки каната на барабане, в улучшении эксплуатационных характеристик, так как исключается необходимость визуального наблюдения за укладкой операции согласования положения. укладчика, чем обеспечивается воз- можность дистанционного управления лебедкой, в снижении величины перемещения сигнала управления и в обес. печении дальнейшего переключения без воздействия сигнала управления.

Формула изобретения

Канатоукладчик, преимущественно для укладки канаТа, составленного из двух разных по диаметру отрезков, содержащий двухскоростную планетарную коробку передач, состоящую из находящихся между собсй в зацеплении солнечного колеса, связанного с ходовым винтом каретки канатоукладчика, сателлита, установленного на водиле, связанном с барабаном, коронногО колеса, соединяемого с тормозом под действием внешнего сигнала управления при переходе на больший шаг наматывания каната, и механизма, блокирующего указанные элементы передачи при переходе на меньший шаг наматывания, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения надежности работы устройства, сателлит выполнен двухвенцовым, а механизм блокировки выполнен из дополнительного коронного колеса с торцовыми кулачками, находящегося в зацеплении с одним из венцов сателлита, при этом основное коронное колесо также снабжено торцовыми кулачками с неравномерным шагом, обеспечивающим сцепление с кулачками дополнительного коронного колеса только в одном взаимном положении, и выполнено с возможностью осевого перемещения под действием внешнего сигнала управления и контакта при этом с тормозом.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 403627, кл.,В бб 0 1/Зб, 1972.

2. Технические условия на якорную лебедку ЛЯГ-5 ИРТУ 5.243-9268-73, 1973 (прототип).