Устройство для перекрытия судоходного отверстия в верхней голове шлюза
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСЛНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
-Ф (6I ) Дополнительное к авт. синд-ву —(22) Заявлено 21.01.80 (21) 2884542/29-15 с присоединением заявки № —(23) Приоритет-Кл 3
Е 02 В 7/20
Государственный комитет
СССР
Опубликовано 23.08.81. Бюллетень № 31
Дата опубликования описания 03.09.81 (53) УДК б 7.833 (088.8) Ilo делам нзобретеннй и открытий (72) Автор изобретении .>
В. В, Клюев
Управление Волго-Балтийского пути им. В.И. ЛенинЫ: (7l ) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕКРЫТИЯ СУДОХОДНОГО
ОТВЕРСТИЯ В ВЕРХНЕЙ ГОЛОВЕ ШЛЮЗА
Изобретение относится к водному транспорту и может быть использовано при сооружении новых и реконструкции действующи х шлюзов.
Известно устройство для перекрытия судоходного отверстия в верхней голове шлюза, содержащее рабочие сегментные ворота и откатные аварийные ворота (1}.
Известно также устройство для перекрытия судоходного отверстия в верхней голове шлюза, включающее установленные в береговых устоях плоские подъемно-опускные ворота 12) .
Однако в режиме транзитного пропуска воды через шлюз, например, с целью эвакуации плавающего льда из камеры шлюза при его работе в условиях продленной навигации, рабочие ворота на нижней голове и ремонтные ворота на верхней голове шлюза полностью открыты, а судоходное отверстие в верхней голове частично перекрыто подъемно-опускными воротами. При этом в случае заклинивания подъемно-опускных ворот, например, из-за попадания топлой древесины в их опорно-ходовые части, возникает аварийная ситуация, поскольку
2 через шлюз идет транзитный поток воды, а закрыть ворота верхней и нижней головы шлюза невозможно. Для ликвидации аварийной ситуации может потребоваться стро-. ительство (с последующей разборкой) временной перемычки перед шлюзом, что повлечет за собой вывод шлюза из работы на несколько дней.
Цель изобретения — повышение надеж, ности работы устройства путем обеспечения возможности устраненкя аварийной ситуации, при частичном открытии судоходного отверстия в режиме тразитного попуска воды через шлюз.
Цель достигается тем, что устройство снабжено тормозными механизмами, установленными на береговых устоях, и полым
l$ цилиндрическим элементом с кингстонными отверстиями, размещенным с напорной стороны плоских подъемно-опускных ворот и подвешенным на гибких тягах, соединенных одним концом с тормозными механизма м и, -други м — с устоя м и.
На фиг. 1 изображена верхняя голова шлюза, продольный разрез; на фиг. 2 полый элемент, общий вид; на фиг. 3
857345
4О
Работает устройство следующим образом
При заклинивании плоских подъемноопускных ворот 1 в режиме транзитного попуска воды через шлюз и возникновении вследствие этого аварийной ситуации эле- мент 2 подводится на плаву к плоским подьемно-опускным воротам 1 и с помощью гибких тяг 3 соединяется с тормозными механизмами 4.
После этого в нем поочередно открывают клапаны !5 кингстонных отверстий. При за- 5О полнении водой внутренней полости элемент
2 теряет плавучесть и за счет постепенного стравливания гибких тяг 3 с тормозных механизмов 4, перемещающееся по обшивке плоских подъемно-опускных ворот 1, устанавливается на порог верхней головы {wst. И нее положение иа фиг. 1), перекрывая, таким образом, судоходное отверстие в верхней голове шлюза.
Формула изобретения вид Л на фиг. 2; на фиг. 4 — разрез Б — -Б иа фиг. 2; на фиг. 5 -- вариант соединения полого цилиндрического элемента с гибкими тягами тормозных механизмов; на фиг. 6иид 8 на фиг. 5.
Устройство состовт из плоских подъемно опускных ворот l, полого цилиндрического элемента 2, выполняющего функцию пробки. Эле чент 2 подвешен на гибких тягах 3, соедийенных с тормозными механизмами 4, расположенными на береговых устоях между плоскими подъемно-опускными I и ремонтными двустворчатыми воротами 5 склинкетами 6 в них.
Элемент.2 имеет длину несколько меньшую, чем ширина судоходНого отверстия верхней головы и, конструктивно (фиг. 2, 3 и 4) состоит из общйвки 7, покрытой сна.ружи слоем 8 резины, из продольных стрингеров 9 и поперечных диафрагм 10. Прв этом в диафрагмах 10 выполнены отверстии
1! для прохода человека внутри элемента 2 при ремонте и вырезы 12 для перетекания воды. По торцам элемент 2 закрыт торцевыми диафрагмами 13 с люковыми крышками 14.
8 торцевых диафрагмах 13 имеются кингстонные отверстия, перекрываемые клапанами 15. K торцевым диафрагмам 1З,прикреплены бандажи 16 с кольцевыми желобами, в которых проходят гибкие тяги 3, соединенные с тормозными механизмами 4 и береговыми устоями, Соединение полого элемента 2 с гибки- ми тягами 3 тормозных механизмов 4 конструктивно может быть выполнено (фиг. 5 и 6) с помощью серьги 17, шарнирно надетой на ось 18, скрепленную с люковой крышкой 14 торцевой диафрагмы 13 и расположенную на оси вращения элемента 2. Серьга 17 соединена пальцем 19 с подвижным блоком 20, через который проходят подвижная и неподвижная ветви гибких тяг 3 от тормозных механизмов 4.
16
После перекрытия элементом 2, выполняющим роль пробки, щели. между плоскими подъемно-опускными воротами и по,рогом верхней головы транзитный расход воды через шлюз практически прекращается. Протечки, остающиеся главным образом, по торцам элемента 2, не препятствувт закрытию ремонтных двустворчатых ворот 5, благодаря наличию в последних клин; кетов 6. Однако, и эти протечки в случае необходимости можно уменьшить, уплотняя зазоры между элементом 2 и устоями верхней головы, например, с помощью мешков с песком.
После закрытия ремонтных двустворчатых ворот устраняют неисправность и устанавливают плоские подъемно-опускные воЪ рота в закрытое положение, После вытекания воды из внутренней полости элемента 2 клапаны 15 кингстонных отверстий закрывают, гибкие тяги 3 отсоединяют, пространство между плоскими подъемно-опускными 1 и двустворчатыми ремонтными воротами 5 заполняют водой через клинкеты 6 и элемент 2 всплывает.
Затем открывают двустворчатые ремонтные ворота 5, элемент 2 выводят из шлюза на плаву на штатное место хранения, гиб- кие тяги 3 тормозных механизмов 4 убирают из судоходного пролета и шлюз готов к работе.
Положительный эффект предлагаемого устройства состоит в быстром устранении . аварийной ситуации при частичном открытии судоходного отверстия в верхнеь голове в режиме транзитного попуска воды через шлюз. Исключается необходимость возведения для ликвидации аварийной ситуации временной каменно-земляной перемычки перед шлюзом, последующей ее разборки и связанного с этим простоя шлюза. Ожидаемый экономический эффект составит
330 тыс. рублей.
Устройство для перекрытия судоходного отверстия в верхней голове шлюза, включающее установленные в береговых устоях плоские подъемно-опускные ворота, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности работы путем обеспечения возмож ности устранения аварийной ситуации при частичном открытии судоходного отверстия в режиме транзитного попуска воды через шлюз, оно снабжено тормозными механизмами, установленными на береговых устоях, и полым цилиндрическим элементом с кингстонными отверстиями, размещенным с напорной стороны плоских подъемно-опускных ворот и подвешенным на гибких тягах, 857345 соединеннык одним концом с тормозными механизмами, другим — с устоями.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Михайлов А. В, Судоходные шлюзы.
М., 1966, с. 295 — 296.
2. Садовский Г. Л, Судоходные гидротехнические сооружения СССР, М., 1970, с. 108 (прототип).
Составитель K. Кононов
Редактор Н. Альшнна Техред А. Бойкас Корректор k. Ш в ылк ая
Заказ 7! 58/47 Тирам 693 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4