Предохранительная фрикционная муфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О HCAnHE

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик ро 857594 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 291278 (2t) 2743848/25-27 с присоединением заявки Но (23) Приоритет

Опубликовано 230881. Бюллетень Мо 31

Дата опубликования описания 23.08.81 51 М К„з

F 16 D 7/02

Государственный комитет

СССР но делам изобретений и откр ыти и (53) УДК 621.Р .5

{088.8) (72) Авторы и з обретен и я

Ю. А. Верещагин, Е. Л. Назаров н А. M. (71) Заявитель (54 ) ПРЕДОХРАНИТЕЛЬЧАЯ ФРИКЦИОН НАЯ МУФТА

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приборах, кинематических цепях и других устройствах для предохранения от поломок при перегрузках.

Известна предохранительная фрнкционная муфта, содержащая корпус и установленные в нем сжатые пружинами фрикционные диски, а также стабилизирующее устройство, выполненное в виде втулки с торцовыми клиновыми кулачками, входящими в продольные глухие пазы, имеющиеся в корпусе, и контактирующие с кулачками роликов, поджимаемые к стенкам пазов радиальными выступами ползуна, смонтированного на корпусе, несущем поводок, связанный с втулкой и обоймой, установленной с возможностью осевого перемещения; пружины смонтированы на пальцах, эа- 2О крепленных на полэуне (1) .

Наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту является предохранительная фрикционная муфта, содержащая две полумуфты, установленную между ними подвижную обойму, соединенную с ведо» мой фрикционными дисками, поджатыми пружинами, помещенными между нажимной и опорной шайбами, а также тела враще-зО ния, расположенные в углублениях на сменных торцах ведущей полумуфты н подвижной обоймы (2 ).

K недостаткам этих муфт относятся их низкая нагрузочная способность и недолговечность, так как проскальзывание фрикционных дисков при перегрузках происходит с рабочим моментом.

Кроме того, при перегрузках возможны прощелкивания шариков, что вызывает ударные и вибрационные нагрузки.

Цель изобретения — повышение долговечности, нагрузочной способности и надежности срабатывания.

Эта цель достигается тем, что предохранительная фрикционная муфта, содержащая две полумуфты, установленную между ними подвижную обойму, соединенную с ведущей полумуфтой телами вращения, а с ведомой фрикционными дисками, поджатыми пружинами, помещенными между нажимнзй и опорной шайбами, снабжена дополнительными гружинами, поджатыми опорной шайбой к фрикционным дискам, и толкателями, установленными в подвижной обойме с возможностью осевого перемещения и взаимодействия с телами вращения и нажимной шайбой; в последней выполнены

857594 продольные отверстия и в них установлены дополнительные пружины; при этом на внутренней поверхности ведущей полумуфты выполнен упор, а на наружной поверхности подвижной обоймы паз и в нем размещен упор.

На фиг. 1 изображена муфта, продольный разрез; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 — разрез В-В на фиг. 1; на фиг. 5 — муфта после срабатывания, продольный разрез; на фиг. б — вид A на фиг. 5; на фиг. 7 разрез Б-Б на фиг. 5; на фиг. 8 разрез В-В на фиг. 5.

Муфта содержит фрикционные диски

1, ведущую полумуфту 2, опорную шайбу 3, ведомую полумуфту 4, гайки 5, регулирующие момент затяжки, основные пружины 6, наяимную шайбу 7, подвижную обойму 8, тела вращения, шарики 9, упор в виде шпонки 10, допол- 20 ните .ьные пружины 11, толкатели 12, подшипники 13. Упор 10 выполнен на внутренней поверхности 14 ведущей полумуфты 2, а на наружной поверхности 15 обоймы 8 выполнен паз 16. На 25 нажимной шайбе 7 выполнены продольные отверстия 17 и в них расположены дополнительные пружины 11. Шарики 9 установлены в радиальных канавках

18 подвижной обоймы S.

Устройство работает следующим образом.

При передаче рабочего крутящего момента муфта замкнута и шарики 9 находятся в радиальных канавках 18 подвижной обоймы 8 и ведущей полумуфты

2. В случае перегрузки ведущая полумуфта 2 поворачивается относительно ведомой полумуфты 4 и подвижной обоймы 8. Шарики 9 выкатываются из радиальных канавок 18 подвижной обоймы 8, 40 которая перемещается вместе с нажимной шайбой 7 и фрикционными дисками

1 вдоль ведомой втулки 4 и упираются в толкатели 12. Поворот ведущей полумуфты 2 относительно Йодвижной обоймы 8 происходит до соприкосновения шпонки 1Q с боковой стенкой паза 16.

Так как H этом положении шарики 9 упираются не в подвижную обойму 8, а в толкатели 12, которые в свою очередь о передают усилие на нажимную шайбу 7, то происходит разгрузка фрикционных дисков 1 от сжатия .основной группы пружин 6. Далее поворот ведущей полумуфты 2 относительно ведомой 4 происходит вместе с подвижной обоймой 8 и фрикционные диски I пробуксовывают с моментом, возникающим только от сжатия дополнительных пружин 11, во много раз меньшим рабочего. Для возвращения муфты в рабочее положение вклю- 6О чается задний ход. Пги этом шарики 9 свободно перекатываются по толкателям 12 в канавки подвижной обоймы 8„ ! которая под действием основных пружин б переместится вместе с фрикционными дисками 1 вдоль ведомой полумуфты 4 в исходное положение, и муфта включается с исходным рабочим моментом.

Минимальный пробуксовочныи момент фрикционных дисков 1 определяется иэ условия включения муфты в рабочее положение. Этот момент должен быть больше момента, который возникает от сил трения тел вращения 9 (качения или скольжения) по прямой площадке подвижной обоймы 8. Момент от сил .трения качения определяется из выражения

И = Р (f r + f -r ) тр пР подш g теккоч. где Р„ — усилие от пружин, сжимающих фрикционные диски, подшипники и тела качения;

Г„ — коэффициент трения в подшипнике; г! — радиус трения подшипника;

f @„« — коэффициент трения тел качения; — радиус трения тел качения.

Момент фрикционной муфты во включенном положении фр ФР пр "тР где f — коэффициент трения между фрикционными ведущими и ведомыми дисками; г — радйус трения; ! ! — число трущихся пар.

Предлагаемая муфта обеспечивает значительное снижение выделения тепла при буксовании, возможность автоматического включения после срабатывания в обоих направлениях, стабильность рабочего момента, не зависящего от изменения коэффициента трения между фрикционными дисками.

Формула изобретения

Предохранительная фрикционная муфта, содержащая две полумуфты, установленную между ними подвижную обойму, соединенную с ведущей полумуфтой телами вращения, а с ведомой фрикционными дисками, поджатыми пружинами, помещенными между нажимной и опорной шайбами, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности нагрузочной способности и надежности срабатывания, она снабжена дополнительными пружинами, поджатыми опорной шайбой к Фрикционным дискам, и толкателями, установленными з подвижной обойме с возможностью осевого перемещения и взаимодействия с телами вращения и нажимной шайбой; в последней выполнены продольные отверстия и в них установлены дополнительные пружины; при этом на внутренней поверх857594 ности ведущей полумуфты выполнен упор, а на наружной поверхности подвижной обоймы выполнен паз и в нем размещен упор.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 450909, кл. F 16 0 7/02, 1973.

2. Авторское свидетельство СССР

Р 45 0041, кл. F 16 0 7/02, 1973 (прототип) 857594

Заказ 7205/60

Тираж 1006 Подписное

BHHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель .Г. Горшкова

Редактор П. Коссей Техред A. Ач Корректор С. Корниенко