Многодвигательный электропривод поточной линии

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ (6f) Дополнительное к авт, сеид-ву(22) Заявлено 101077 (21) 2530206/24-07 с присоединением заявки ¹â€” (Я)М. Кл.з

Н 02 P 5/50

Государственный комитет

СССР но делам нзобретений и открытий (23) Приоритет—

Опубликовано 230881. Бюллетень N9 31

Дата опубликования описания 230881 (53) УДК 621. 316. .722. 076. .12(088.8) (22) Авторы изобретения

В.Н.Юричев и В.И.Смирнов (7 3) Заявитель

Ивановское специальное конструкторское бюро красильно-отделочного оборудования (54) МНОГОДВИГАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД

ПОТОЧНОЙ ЛИНИИ

Изобретение относится н электротехнике и может быть использовано для перемещения гибкого легкодеформируемого материала, преимущественно ткани, т.е. может быть использовано 5 в текстильной проьипаленности при обработке ткани расправленным полотном.

Известен многодвигательный эЛектропривод, содержащий ведущие и ведомые электродвигатели постоянного тока с регуляторами возбуждения и задатчика скорости (1).

В таком электроприводе напряжение возбуждения ведущего двигателя и всех последующих регулируется одновременно 15 с изменением напряжения преобразователя. Однако ведущий двигатель рабо- тает без обратной связи по скорости, поэтому величина изменения напряжеЭ ния возбуждения не учитывает отклоне- 20 ния нагрузки двигателя от заданной.

Кроме того, диапазон изменения частоты вращения двигателей определяется олько изменении напряжения преобразователя.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является многодвигательный электропрнвод постоянного тока поточной линии, содержащий ведущий и ведомый электродвига- 30 тели постоянного тока с регуляторами возбуждения, преобразователь напряжения, включенный параллельно якорным цепям электродвигателей, задатчик скорости, выход которого соединен с входоМ преобразователя, тахогенератор, кинемьтически связанный с ведущим электродвигателем (2).

Недостатком такого электропривода является то, что весь диапа-.он регулирования частоты вращения электродвигателей обеспечивается за счет изменения напряжения преобразователя, а условия согласованной работы электродвигателей с уменьшением частоты вращения резко ухудшаются, что приводит к необходимости увеличения установленной мощности электродвигателей.

Кроме того, отсутствует устройство запоминания напряжения возбуждения электродвигателей, что влияет на условия согласованного разгона электродвигателей.

Целью изобретения является расширение диапазона регулирования и улучшение согласования частот вращения электродвигателей.

Это достигается тем, что в предлагаемый электропривод введены регуля" тор напряжения питания регуляторов

858196 возбуждения электродвигателей и тахогенератора, исполнительный электродвигатель, релейный элемент, полупроводниковое переключающее устройство, статическое ведущее устройство, причем вход регулятора напряжения соединен с выходом задатчика скорости, регулятор возбуждения ведущего электродвигателя кинематически соединен с валом исполнительного электродвигателя, электрически соединенного через полупроводниковое перключающее 10 устройство и релейный элемент с тахогенератором и выходом статического ведущего устройства, вход которого соединен с выходом преобразователя напряжения. 15

При этом статическое ведущее устройство содержит источник постоянного напряжения и две цепочки из последовательно соединенных резисторов, одна из которых соединена с выходом преобразователя напряжения, а другая с выходом источника постоянного напряжения, а со средними точками цепочек соединен тахогенератор.

Кроме того статическое ведущее устройство содержит нелинейный преобразователь, вход которого соединен с выходом преобразователя напряжения, а выход — co средней точкой цепочки резисторов, соединенной с источником постоянного напряжения, и источником постоянного напряжения, Иа фиг. 1 представлена принципиальная схема миогодвигательного электропривода поточной линии, на фиг. 2 †; З5 структурная схема статического ведущего устройства с линейным преобразователем; на фиг. 3 — принципиальная схема статического ведущего устройства с нелинейным преобразователем.

Многодвигательный элеьтропривод содержит электродвигатель 1 и 2, последний является ведущим, тахогенератор 3, кинематическн связанный с электродвигателем 2, обмотки возбуждения 4 электродвигателей 1 и 2, со" 45 единенные с регуляторами возбуждения

5, которые соединены с регулятором напряжения б, с которым соединена обмотка возбуждения 7 тахогенератора

3 и задатчика скорости 8. Преобразователь напряжения 9 соединен с якорными цепями электродвигателей 1 и 2 и с задатчиком скорости 8, исполнительный электродвигатель 10 соединен через полупроводниковое переключающее устройство 11 и релейный элемент 12 с тахогенератором 3 и выходом статического ведущего устройства 13, вход которого соединен с выходом преобразователя 9. Статическое ведущее Устройство 13 с линейным преобразователем (фиг 2) содержит источник 14 постоянного напряжения и две цепочки из последовательно соединенных резис-. торов 15, 16 и 17, 18. Первая цепочка соединена с выходом преобразователя 65 напряжения 9, вторая — с источником

14 постоянного напряжения, à со средними точками этих цепочек соединен тахогенератор 3, Статическое ведущее устройство 13 с нелинейным преобразователем (фиг. 3) содержит еще и нелинейный преобразователь, соединенный со средней точкой резисторов 17 и 18 через резистор 19 и состоящий из стабилитрона 20 и транзистора 21. Управляющий переход эмиттер-база транзистора 21 соединен через модулятор-де модулятор 22 с выходом преобразователя напряжения 9.

Многодвигательыый электропривод работает следующим. образом.

Изменяя величину сигнала на выходе задатчика скорости 8, регулируют .напряжение преобразователя 9 и выходное напряжение регулятора 6. С умень-. шением выходиого напряжения преобразователя 9 напряжение регулятора б увеличивается. На минимальиой рабочей скорости напряжение регулятора 6 максимально, при этом электродвигатели

1 и 2 работают с максимально возможным .напряжением возбуждения. При возрастании выходного напряжения преобразователя 9 до максимального уровня уменьшается выходное напряжение регулятора напряжения 6, возбуждение электродвигателей снижается, скорость поточной линии увеличивается.

Таким образом, обеспечивается двухзонное регулирование электродвигателей. С увеличением частоты вращения электродвигателей 1 и 2 (относительно однозоиного регулирования) приведенный момент к электродвигателю уменьшается. Это приводит к тому, что дах;е при расширении общего диапазона регулирования скорости линии условия согласованной работы электродвигателей улучшается, так как они определяются режимом работы при минимальном напряжении на якорях электродвигателей.

Статическое ведущее устройство 13 определяет закон изменения частоты вращения ведущего, электродвигателя относительно напряжения преобразователя 9. В зависимости от диапазона регулирования напряжения может быть использовано статическое ведущее устройство с линейным или нелинейным преобразователем.

Статическое ведущее устройство 13 с линейным преобразователем (фиг. 2) обеспечивает работу электропривода на линейном участке регулирования частоты вращения. При расширении диапазона регулирования статическое ведущее устройство с нелинейным преобразователем (фиг. 3) обеспечивает работу во всем диапазоне изменения напряжения преобразователя. Напряжение задания для автоматического регу лирования частоты вращения ведущего электродвигателя снимаются со сред858196 них точек цепочек из резисторов.15

18. Переход коллектор-база транзистора 21 служит в качестве управляемого сопротивления, регулирующего величину напряжения задания. Величина сопротивления регулируется током эмиттера ранзистора 21, напряжением преобра5 ователя 9 через модулятор-демодулятор 22.

При регулировании напряжения возбуждения электродвигателей 1 и 2 во второй зоне напряжение задания остается неизменным, но при этом изменяется напряжение обмотки возбуждения

7 тахогенератора 3. Частота вращения электродвигателя 2 изменяется за счет изменения напряжения обратной связи тахогенератора 3.

Исполнительным устройством регулирования частоты вращения электродвигзтеля 2 является исполнительный . электродвигатель 10 с регулятором - Щ иозбуждеиия 5. Исполнительный электродвигатель 9.0 управляется релейным элементом 12 через полупроводниковое нерегулируемое устройство 11.Исполнительный электродвигатель позволяет запоминать исходное положение регуляторов возбуждения 5 электродвигателей, mo улучшает условия согласованной работы электродвигателей при пусках после стоянки.

Введение регулятора напряжения питания регуляторов возбуждения электродвигателей и обмотки тахогенератора позволяет расширить диапазон регулирования частоты вращения электро- двигателей.

Статическое ведущее устройство с линейным или нелинейным преобразователями позволяет формировать заданную зависимость выходного напряжения устройства и частоты вращения элек- 40 тродвигателей при расширении дианазона регулирования, что улучшает условия согласованной работы электродвигателей s статике и позволяет расширить диапазон регулирования ско-. рости поточной линии.

Формула изобретения

1. Многодвигательный электропривод поточной линии, содержащий ведущий и ведомый электродвигатели .посто-. янного тока с регуляторами возбуждения, преобразователь напряжения, включенный параллельно якорным цепям злектродвигателей,задатчик скоростч, выход которого соединен с выходом преобразователя, тахогенератор, кинематически связанный с ведущим электродвигателем, о т л и ч а ю щ и йс я тем, ч;о, с целью расширения диапазона регулирования и улучшения согласования частот вращения электродвигателей ° в многодвигательный привод введены регулятор напряжения питания регуляторов возбуждения электродвигателей и тахогенератора, исполнительный электродвигатель, релсйный элемент, полупроводникозое перключающее устройство, статическое ведущее устройство, причем вход ре гулятора напряжения соединен с выходом задатчика скорости, регулятор возбуждения ведущего электродвигате ля кинаматически соединен с валом исполнительного электродвигателя, электрически соединенного через полупроводниковое переключающее устройство л релейный элемент с тахогенератором и выходом статического ведущего устройства, вход которого соединен с выходом преобразователя напряжения.

2. Электропривод по и. 1, о т— л и ч а ю шийся тем, что статическое ведущее устройство содержит источник постоянного напряжения и две цепочки, составленные из последовательно соединенных резисторов одна из которых соединена с выходом преобразователя напряжения, а другая — с выходом источника постоянного напряжения, а со средними точками цепочек соединен тахогенератор

3. Электропривод по п. 1, о т л ич а ю шийся тем, что в статическое ведущее устройство введен нелинейный преобразователь, вход которого соединен с выходом преобразователя напряжения, а выход - .с истояииком постоянного напряжения и со средней точкой цепочки резисторов, также соединенной с источником постоянного напряжения.

Источники информации, принягые во внимание при экспертизе

1. Патент ФРГ 9 1126009, кл. 21 С 62/40, 1964.

2. Авторское свидетельство СССР

Р 436425 кл. Н 02 P 5/50, 1974.

858196

Фие. Я

Составитель Ю.Воробьев

Редактор Е.Кравцова Техред N. KoarTypa Корректор Ю. Макаренко

Заказ 7263/89 Тираж 730 Подписное .

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. ужгород, ул. Проектная, 4