Гидравлический фрикционный тормоз транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ПАТЕНТУ (61) Дополнительный к патенту (22) Заявлено 27.09.74 (21) 2071135/27-11 (1)М
3 (23) Приоритет - (32) 08.03.74 (31) 10423/74 (33)Великобритания
Опублнковано 230881-Бюллетень М9 31
Дата опубликования описания 230881
33 60 Т 1/06
Государственный комитет
СССР но делам изобретений н открыти и (53) УДК 629 113-592(088.8) Иностранцы
Вальтер Роберт Стирлинг, Брайэн K и Кристофер Робинсон Эллис (Великобритания) (72) Авторы изобретения
Иностранная фирма Феродо Лимитед (Великобритания) (71) Заявитель (54) ГИДРАВЛИЧЕСКИИ ФРИКЦИОННЫЙ ТОРМОЗ
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
30
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к тормозам транспортных средств.
Наиболее близким к предлагаемо-5 му по технической сущности является гидравлический фрикционный тормоз транспортного средства, содержащий вал, пропущенный сквозь заполненный жидкостью корпус, в котором размещены фрикционные диски, связаииые с упомянутым валом шлицевым соединением, акснально подвижные нажимные диски, связанные с корпусом, кольцевой поршень,. размещенный в кольцевой канавке, выполненной в одчой иэ деталей корпуса, насос и распределительный клапан для сообщения напорной. магистрали насоса с упомянутой кольцевой канавкой, системой охлаждения и всасывающей магистралью насоса (1).
Однако известный тормоз является недостаточно эффективным.
Цель изобретения — повышение эффективности тормоза.
Указанная цель достигается тем, что распределительный клапан выполнен в виде вертикального штока с двумя золотниками, размещенными в отверстии, выполненном в указанной детали корпуса, в ",.тенках которого выполнены каналы, сообщенные с всасывающей и напорной магистралями насоса, с системой охлаждения и с внутренней полостью корпуса, при этом верхний из упомянутых золотников жестко соединен со штоком, а нижний установлен на штоке с воэможностью осевого перемещения для обеспечения сообщения всасывающей и напорной магистралей как между собой,.так и с системой охлаждения, и подпружинен относительно верхнего .золотника, причем напорная магистраль насоса связана с полостью над верхним золотником.
При этом связь напорной магистрали насоса с полостью над верхним золотником выполнена в виде канала, выполненного в штоке.
Кроме того, связь напорной магистрали насоса с полостью над верхним золотником выполнена в виде канала, выполненного в теле детали корпуса.
На фиг. 1 схематично изображен гидравлический фрикционный.тормоз, вид сбоку с продольным разрезом; на фиг. 2 — то же, с поперечными
858552 сечениями A-А, Б-Б и В-В на фиг. 1; на фиг. 3 — модификация распределительного клапана, Предлагаемый тормоз содержит корпус 1, сквозь который пропущен вал
2, имеющий фланцы 3 и 4 для соединения с карданной передачей (на чертеже не показаны). Корпус 1 имеет крепежные кронштейны 5. Вал 2 установлен в подшипниках 6 и 7, удер>киваемых деталью 8 корпуса 1, в которой выполнена кольцевая канавка 9.
В последней установлен кольцевой поршень 10.
В корпусе 1 имеются также четыре расположенных по окружности штифта
11, параллельных валу 2, на которых установлены аксиально подвижные диски 12, взаимодействующие с фрикционными накладками 13, установленными на шлицах втулки 14, закрепленной на валу 2.
В полости детали 8 установлен насос 15, приводимый в действие шестернями 1б и 17, которые смонтированы в кольце 18, удерживаемом от вращения упором 19. Насос 15 имеет канал 20, сообщенный с напорной магистралью 21, и всасывающую магистраль 22, сообщенную с отверстием
23, ведущим во внутреннюю полость корпуса 1, и с каналом 24. Между каналом 24 и магистралью 21 находится промежуточный канал 25. Канал 24 и магистраль 21 закрыты пластиной
26, в которой имеется отверстие, совпадающее с каналом 25.
Труба 27 ведет к системе охлаждения, иэ которой жидкость возвращается через трубу 28. Для регулирования потока жидкости имеется распределительный клапан, смонтированный в отверстии 29, которое закрыто пробкой 30, упирающейся в выступ 31 и закрепленной посредством резьбы
32. Распределительный клапан имеет вертикальный шток 33, пропущенный сквозь отверстие в пробке 30 и имеющий головку 34 с Т-образным вырезом для соединения со стержнем 35.
Верхний золотник 36 закреплен на штоке 33. Канал 37 в штоке 33 сообщает магистраль .21 с полостью 38 над золотником 36, а пружина 39 установлена между золотником 36 и нижним золотником 40, который,перемещаясь по штоку 33, прижимается к стопорному кольцу 41. Пространство между золотниками 36 и 40 сообщено каналом 42 с внутренней полостью корпуса 1. При этом в корпусе 1 имеется отверстие 43 для извлечения штока
33, пробки 34 и золотников-36 и
40, закрываемое крышкой 44, закрепленной болтами 45 и гайками 46 °
Стержень 35 закреплен в крышке 44 посредством сильфона 47.
Отверстие 48 сообщает магистраль
21 с кольцевой канавкой 9. Во втул5
65 ке 14 имеются полости 49 для циркуляции жидкости. Между дисками 12 установлены пружины 50. В корпусе 1 установлен сильфон 51 со штангой 52 для компенсации изменения объема, вызванного тепловым расширением.
Штанга 52 может использоваться для привода сигнализации о работе тормоза. В тормозе имеется устройство для снятия давления в системе охлаждения, состоящее из втулки 53, скользящей с помощью установленной на трубе 27 и прижимаемой к сферической чашке 54 пружины 55, действующей на кольцо 56. Втулка 53 контактирует с чашкой 54 сферическим концом 57.
Привод штока 33 (фиг. 3} осуществляется рычагом 58, а в теле детали
8 выполнен канал 59, идентичный каналу 37 (фиг. 2). Отверстие 48 выполнено B полости над золотником 36. При работе тормоза вал 2 вращается, и жидкость нагнетается насосом 15 в магистраль 21, откуда она проходит в канал 25. Часть жидкости выходит в трубу 27 к системе охлаждения и, возвращаясь по трубе 28, проходит между дисками 12 и 13, поступает в отверстие 23.
Другая часть жидкости проходит через отверстие 29 к каналу 24 и далее в насос 15. Этим обеспечивается минимальный перепад давления между всасывающей и напорной магистралями насоса.
Аксиальное перемещение из нерабочего положения стержня 35, толкателя ЗЗ и золотников 36 и 40 сначала перекрывает канал 24,. так что вся жидкость должна выходить из канала
25 через пластину 26. По мере дальнейшего продвижения золотника 40 давление жидкости в магистрали 21 возрастает на величину, зависящую от положения стержня 35. Это давление передается в канавку 9 через отверстие 48 и действует на поршень 10, который сжимает диски 12 и 13.
Вследствие давления масла на золотник 40 он движется вверх до положения равновесия.
Увеличение скорости вращения вала
2 вызывает увеличение потока жидкости, ведущего к увеличению давления в магистрали 21 и при низком модуле сжатия пружины 39 золотник 40 продвигается на такую величину, при которой в сущности поддерживается постоянное давление в магистрали 21, а следовательно, и тормозной момент в широком диапазоне. В случае, если пружина имеет высокий модуль сжатия, осуществляется незначительное пере- мещение золотника 40, давление становится пропорциональным квадрату скорости вала 2.
Жидкость также проходит через канал 37 в полость над золотником 36, 858552 что снижает аксиальное усилие на шток 33. Перемещение стержня 35 вверх снижает тормозной момент.
Модификация тормоза (фиг. 3) аналогична тормозу, представленному на фиг. 1 и 2.
Формула изобретения
1. Гидравлический фрикционный тормоз транспортного средства, содержащий вал, пропущенный сквозь заполненный жидкостью корпус, в котором размещены фрикционные диски, связанные с упомянутым валом шлицевым соединением, аксиально подвижные нажимные диски, связанные с корпусом, кольцевой поршень, размещенный в кольцевой канавке, выполненной в одной из деталей корпуса, насос и распределительный клапан для сообщения напорной магистрали насоса с упомянутой .кольцевой канавкой, системой охлаждения и всасывающей магистралью насоса, о т л и ч а ишийся тем, что, с целью повышения эффективности тормоза, распределительный клапан выполнен ввиде вертикального штока с двумя золотниками, размещенными в отверстии, выполненном в указанной детали корпуса, в стенках которого выполнены каналы, сообщенные с всасывающей и напорной магистралями насоса, с системой охлаждения и с внутренней полостью корпуса, при этом верхний иэ упомянутых
5 золотников жестко соединен со штоком, а нижний установлен на штоке с возможностью осевого перемещения для обеспечения сообщения всасывающей и напорной магистралей как между собой, так и с системой охлаждения, и подпружинен относительно верхнего золотника, причем напорная магистрапь насоса связана с полостью над верхним золотником.
2. Тормоз по и. 1, о т л и ч а ю15 щ и и с. я тем„ что связь напорной магистрали насоса с полостью над верхним эолотьиком выполнена в виде канала, выполненного в штоке.
3. Тормоз по п. 1, о т л и ч а юЯ шийся тем, что связь напорной магистрали насоса с полостью над верхним золотником выполнена в виде канала, выполненного в теле детали корпуса.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент Великобритании
Р 1291722, кл. Г 2 Е,1972.
858552
22 га
Тираж 732 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР йо делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 7274!91
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, уа. Проектная, 4
Составитель С. Макаров
Редактор С. Родикова Техред T. Маточка Корректор М. Демчик