Противоэрозионная запруда
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советсккк
Соцмалкстическнк
Реслублнк
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 04.05.79 (21) 2775943/29-15 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.
Е 02 В 3/10
Гооудлрствеииый комитет по делам изобретеиий и открытий
Опубликовано 30.08.81. Бюллетень № 32
Дата опубликования описания 05.09.81 (53) УДК 627.417 (088.8) Ь в
1 (72) Автор изобретения
О. А. Сичинава
l с
Грузинский научно-исследовательский институт гидротехники и мелиорации (71) Заявитель (54) ПРОТИВОЭРОЗИОННАЯ ЗАПРУДА
Изобретение относится к регулирующим гидротехническим сооружениям, а именно к противоэрозионным запрудам и может быть использовано для локализации уже возникшей эрозии и ее предупреждения посредством задержания эрозионного материала и постепенного наращивания верхнего бьефа запруды по высоте.
Известны противоэрозионные запруды, возводимые из различных материалов, например бетона, лесоматериалов и др. (1) .
Существенными недостатками этих устройств являются с одной стороны их массивность, неподатливость к деформациям основания, большой расход дефицитных дорогих материалов, высокая стоимость, трудоемкость технологии строительства и сложность эксплуатации, с другой — их недолговечность.
Наиболее близким к изобретению техническим решением является противоэрозионная запруда, выполненная в виде криволинейной стенки иа упругого материала, изогнутой выпуклостью в сторону нижнего бьефа (2) .
Однако и эта известная запруда не обладает достаточной эффективностью и эксплуатационной надежностью.
Цель изобретения — повышение эффективности и эксплуатационной надежности запруды
Поставленная цель достигается тем, что стенка выполнена с гофрированной поверхностью, образованной вертикальными гофрами и переменной толщиной, увеличивающейся к ее центральной части.
10 Кроме того, в качестве упругого материала могут быть использованию автопокрышки, насаженные на сваи, установленные в несколько рядов по толщине стенки.
На фиг. 1 показана противоэрозионная запруда, вид в плане; на фиг. 2 — разрез
А — А на фиг. 1.
Противоэрозионная запруда выполнена из упругого материала в виде криволинейной стенки 1 с гофрированной поверхностью
2, образованной вертикальными гофрами, причем в поперечном сечении стенка может иметь высоту, уменьшающуюся в сторону нижнего бьефа, а в качестве упругого материала могут быть использованы автопок.
859531
Формула изобретения
Составитель Л. Ваксенбург
Редакто р П. Мака рев ич Техред А. Бойкас Корректор Н. Швыдкая
Заказ 749 l /47 Тираж 693 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 рышки 3, насаженные на сваи 4, соединенные между собой гибкими связями 5 и установленные в несколько рядов по толщине стенки.
Изобретение обеспечивает более эффективное перегораживание пойм без какой-либо предварительной подготовки, благодаря созданию гибкой преграды из пустотелых покрышек, не подверженных гниению, истиранию и коррозии. Максимально повышается надежность самого сооружения путем придания ему динамической подвижности как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях. Конструктивное решение обеспечивает максимальное задержание эрозионного материала как в междурядьях, так и в самих покрышках и превращение сооружения за короткий срок в гравийно-песчанное.
Форма запруды максимально содействует уменьшению размывающей способности склонового стока, сконцентрированного в русле оврага, выпадению из жидкой фазы эрозионного материала и отложению его в верхнем бьефе. Продольный профиль с плавным понижением в сторону нижнего бьефа обеспечивает постепенное гашение избыточной кинетической энергии водного потока и его безаварийный пропуск из верхнего бьефа в нижний.
1. Противоэрозионная запруда, выполненная в виде криволинейной стенки из упругого материала, изогнутой выпуклостью в сторону нижнего бьефа, отличающаяся тем, lo что, с целью повышения ее эффективности и эксплуатационной надежности, стенка выполнена с гофрированной поверхностью, образованной вертикальными гофрами, и переменной толщиной, увеличивающейся к ее центральной части.
2. Запруда по п. 1, отличающаяся тем, что в качестве упругого материала использованы автопокрышки, насаженные на сваи, установленные в несколько рядов по толщине стенки.
20 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Алтунин С. Г. Регулирование русел.
1962.
2. Большаков С. А. Гидротехнические сооружения на автомобильных дорогах. 1965, 25 с. 204 — 206, рис. 137, 138 (прототип).