Устройство для контроля бесперебойности искрообразования

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(72) Автор изобретения

А. А. Отставнов

Саратовский политехнический институт (7 I ) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ БЕСПЕРЕБОЙНОСТИ ИСКРООБРАЗОВАНИЯ

ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля систем зажигания двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием.

Известны устройства для контроля бесперебойности искрообразования,. действие которых основано на сложениК сигнала напряжения, снимаемого с низ- . ковольтной обмотки испытуемой катуш. ки зажигания, с сигналом тока разря- 1в да на вторичной стороне «1) или на изменении формы первой положительной полуволны напряжения переходного процесса, возникающего на первичной стороне при размыкании контактов прерывателя в случае перебоя в искрообразовании на вторичной стороне «21.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является устройство для определения пропадания искры зажигания, содержащее электрические датчики искры и отметки верхней мертвой точки хода поршня, схемы формирования импульсов обоих датчиков, схему сдвига по фазе импульсов обоих датчиков в том случае, когда они совпадают по времени, схему определения разности чисел импульсов

:обоих датчиков, на вычитающий вход которой поступают импульсы датчика зажигания, а иа суммирукиций вход— импульсы датчика верхней мертвой точ,ки, решающую схему и индикатор результатов вычисления. Решающая схема за определенное число циклов работы двигателя, определяемое по количеству поступающих импульсов с датчика верхней мертвой точки, производит деление разности чисел импульсов обоих датчиков на число циклов с последующим умножением на 100 с целью получения прот(ента пропадания искры«3

Недостатками указанного устройства являются сложность и дороговизна вследствие необходимости использования в процессе измерения электронновычислительной машины.

859667

Цель изобретения — упрощение устройства и повышение его эффективности.

Поставленная цель достигается тем, что в устройство контроля бесперебойности искрообразования для двига5 телей внутреннего сгорания, содержащее электрические датчики зажигания и . верхней мертвой точки хода поршня, блоки формирования импульсов обоих датчиков, входы которых соединены с выходами соответствующих датчиков, цифровые регистраторы импульсов, один вход первого из которых подключен к выходу блока формирования импульсов зажигания, и индикатор бесперебойности !5 искрообразования, введены делитель частоты импульсов, вход которого соединен с выходом блока формирования импульсов датчика верхней мертвой точки хода поршня, а выход — с одним из входов второго цифрового регистра-, тора импульсов, и элемент совпадения, два входа которого подключены к нулевым выходам двух первых разрядов второго цифрового регистратора импульсов, третий вход — к единично25

Му выходу третьего разряда этого же регистратора, а выход — ко вторым входам обоих регистраторов импульсов, причем индикатор бесперебойности искрообразования соединен с выхо дом первого регистратора импульсов.

На чертеже изображена блок-схема предлагаемого устройства.

Устройство содержит электрические датчики 1 зажигания и 2 отметки верхней мертвой точки хода поршня, блоки 3 и 4 формирования импульсов обоих датчиков и цифровые регистраторы 5 и б импульсов, индикатор 7 бес- 4 перебойности искрообразования, делитель 8 частоты импульсов и элемент

9 совпадения.

Датчик 1 зажигания и датчик .2 отметки верхней мертвой точки хода

45 поршня предназначены для получения импульсов, соответствующих моментам искрообразования и верхней мертвой точке хода поршня. В качестве датчика 1 зажигания используется свеча

SO зажигания или низковольтная клемма прерывателя-распределителя. Датчик 2 отметки верхней мертвой точки хода поршня фотоэлектрического типа и выполнен в виде диска с отверстиями, по ! одну сторону которого расположены источники света, а по другую — чувствительные элементы, в качестве которых используют фотодиоды типа ФД-2.

Блоки 3 и 4 формирования импульсов служат для преобразования импульсов датчика 1 зажигания и датчика 2 отметки верхней мертвой точки хода поршня в стандартные по амплитуде и дпи1 тельности импульсы. Блок 3 формирования импульсов выполнен в виде двухкаскадного электронного усилителя, на входе первого каскада которого установлены последовательно соединенные гасящее сопротивление и неоновая лампа (если сигнал снимается со свечи зажигания), или в виде двухкаскадного электронного усилителя, на входе первого каскада которого установлен емкостно-реостатный фильтр для устранения высокочастотной составляющей разряда (если сигнал снимается с низковольтной клеммы прерывателяраспределителя) . Блок 1 формирования импульсов представляет собой однокаскадный электронный усилитель, снабженный эмиттерными повторителями на входе и выходе.

Цифровые регистраторы 5 и 6 импульсов предназначены для подсчета числа .импульсов, поступающих на их входы соответственно с выходов блока 3 формирования импульсов и делителя

8 частоты импульсов. Они выполнены в виде трехразрядных десятичных электронных счетчиков с дешифраторами, причем на входе каждого из счетчиков установлено по одному элементу совпадения, управляемому триггером с раздельными входами.

Индикатор 7 бесперебойности искрообразования служит для индикации величины бесперебойности зажиг44ия, выраженной в процентах, и выполнен на индикаторах типа ИН-1, катоды которых соединены с соответствующими выходами дешифраторов цифрового регистратора 5 импульсов.

Делитель 8 частоты импульсов предназначен для получения на его выходе сигналов, соответствующих циклам работы двигателя и выполнен в виде триггера со счетным входом.

Элемент 9 совпадения служит для выдачи на его выходе сигнала в момент поступления на вход цифрового регистратора 6 ста импульсов, соответствующих IOO циклам работы двигателя. Он выполнен в виде элемента совпадения на три входа, два из которых подключены к нулевым выходам дешифраторов двух первых разрядов цифрового регистратора 6, а третий вход

5 8596 к единичному выходу дешифратора третьего разряда этого же регистратора.

Устройство работает следующим образом.

После установки и подключения к устройству датчика 1 зажигания и датчика 2 отметки верхней мертвой точки хода поршня, подачи питающих устройств напряжений и запуска двигателя моменты искрообразования и верхней мертвой точки хода поршня, преобразованные с помощью датчиков 1 и 2 в электрические сигналы, имеющие непостоянные характеристики, поступают на входы блоков 3 и 4 формирования импульсов, где по этим сигналам формируются стандартные по амплитуде и длительности импульсы.

Импульсом гашения цифровые регистраторы 5 и 6 обнуляются и устройст20 во подготавливается к проведению измерений.

При подаче с помощью кнопки (не показана) пускового сигнала импульсы датчика 1 зажигания, пройдя блок 3 формирования импульсов, поступают на вход цифрового регистратора 5, который их суммирует, а импульсы датчика 2 отметки верхней мертвой точки хода поршня через блок 4 формирования импульсов поступают на вход делителя 8 частоты импульсов, который делит их на два, выделяя на своем выходе сигналы, соответствующие циклам работы двигателя. Эти сигналы поступают далее на вход цифрового регистратора 6, который также их суммирует.

Цикл измерений продолжается до тех пор, пока на вход цифрового регистратора 6 не поступает 100 импульсов, соответствующих 100 циклам работы двигателя. В этот момент на выходе элемента 9 совпадения выделяется сигнал, который одновременно поступает на входы цифровых реги45 страторов 5 и 6 и останавливает их.

При этом индикатор 7 бесперебойности искрообразования фиксирует число импульсов зажигания за 100 циклов работы двигателя, что и соответствует

l величине бесперебойности зажигания, выраженнои в процентах.

Введение в устройство делителя частоты импульсов и элементов совпадения, соединенных между собой

55 и с другими узлами устройства, позволяет на выходе делителя частоты получать сигналы, соответствующие циклам работы двигателя, и фиксиро-, 67 6 вать число импульсов зажигания за

100 циклов работы двигателя, т.е. получать величину бесперебойности искрообразования непосредственно в процентах без применения электронно-вычислительной машины. Это приводит к упрощению устройства и удешевлению процесса определения бесперебойности искрообразования.

Формула изобретения

Устройство контроля бесперебойности искрообразования для двигателей внутреннего сгорания, содержащее электрические датчики зажигания и верхней мертвой точки хода поршня, блоки формирования импульсов обоих датчиков, входы которых соединены с выходами соответствующих датчиков, цифровые регистраторы импульсов, один вход первого из которых подключен к выходу блока формированияимпульсов зажигания, и индикатор бесперебойности искрообразования, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью упрощения устройства и повьппения эффективности, в него введены делитель частоты импульсов, вход которого соединен с выходом блока формирования импульсов датчика верхней мертвой точки хода поршня, а выход— с одним из входов второго цифрового регистратора импульсов, и элемент совпадения, два входа которого подключены к нулевым выходам двух первых разрядов второго цифрового регистратора импульсов, третий вход — к единичному выходу третьего разряда этого же регистратора, а выход — ко вторым входам обоих регистраторов импульсов, причем индикатор бесперебойности искрообразования соединен с выходом первого регистратора импульсов.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Прибор ПКИ-2 для контроля бесперебойности искрообразования катушек зажигания. НИИ Автоприбор, М., 1972.

2. Патент Японии !1 22568/76, кл. 51 6 01 (F 02 р 17/00).

3. Авторское свидетельство СССР

Ф 370361, кл. F 02 P 17/00, опубл.

1971.

859667

Составитель А. Борзиков

Редактор Т, Мермелштайн ТехредЛ.Пекарь Корректор У. Пономаренко

Заказ 7506/54 Тиралс 581 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по. делам изобретений и открытий

113035 Москва, Ж-35 Раушская наб. g. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ултород, ул. Проектная, 4