Рабочее колесо осевого вентилятора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советскик
Социалистических
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ CI ЕТЕЛЬСТЗУ
<я859682
* ,г (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 170879 (21) 2812067/25-06 с присоединением заявки йо— (23) Приоритет
Опубликоваио 300881, Бюллетень М 32
Дата опубликоваиия описания 3088.81 (51)M. Кл.
Р 04 Р 29/32
Государственнмй комнтет
СССР но делам нзобретеннй н открытнй (53) УДК 621.63-253 (088.8) !
«В.В. Хиценко, A.Â. Кузнецов, K.Ô. Паст4рнак,, С.И. Демочко, Н.И. Горбатенко и А.Г. !Гельбрехт (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ОСЕВОГО ВЕНТИЛЯТОРА
1О
Изобретение относится к вентиляторостроению.
Иэвестйо рабочее колесо осевого вентилятора, содержащее лопатки, каждая иэ которых установлена коническим хвостовиком в гнездо, а фланцем в расточку втулки, и крепежные элементы (1).
Недостаток рабочего колеса заключается в большой трудоемкости изготовления элементов крепления лопаток.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому является рабочее колесо осевого вентилятора, содержащее лопатки с хвостовиками, установленными в пазах втулки (2). »
Недостатком этого рабочего колеса является сложность конструкции и высокая трудоемкость изготовления, так как изготовление хвостовиков лопатки и гнезд конической формы требует специальной оснастки и сложной технологии, что снижает надежность рабочего колеса.
Цель изобретения — уирощение конструкции и повыш«ци Iiàä«æíocòè.
Указанная ц«ль ло.-.-, игcl« òñÿ тем, что хвостовики и .е». цилиндрическую форму и снабже ы . :„».:. ными канавка ми, а втулка имеет горизонтальные каналы и сообщенные с ними кольцевые канавки, образующие с канавками хвостовика торообразный паз, в котором размещены шарики.
При этом каналы во втулке выполнены с противоположных сторон торообразного паза.
Кроме того, в торообразном пазу установлен промежуточный элемент и шарики соединены между собой посредством последнего с образованием цепи
Причем промежуточный элемент выполнен в виде гибкой ленты с отверстиями под шарики.
Шарики имеют центральные сквозные отверстия, при этом промежуточный элемент выполнен в виде гибкой нити, проходящей через эти отверстия Ha фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез A-A на фиг. 1; на фиг. 3 — вариант выполнения каналов; на фиг. 4 — вариант выполнения узла крепления хвостовика во втулке (промежуточный элемент в виде гибкой ленты с отверстиями под шарики), на фиг. 5 — вариант выполнения узла крепления хвостовика во втулке (про859682 межуточный элемент — в виде гибкой нити) .
Рабочее колесо осевого вентилятора содержит лопатки 1 с хвостовиками 2, установленными в пазах 3 втулки 4. Хвостовики имеют цилиндрическую форму и снабжены кольцевыми канавками 5, а втулка 4 имеет горизонтальные каналы б и 7 сообщенные с ними кольцевые канавки 8, образующие с канавками 5 хвостовяка 2 торообраз1 ный паз 9, в котором размещены шарики 10, фиксируемые пробками 11. Причем каналы б и 7 во втулке 4 выполнены с противоположных сторон торообразного паза 9 (фиг. 3). Во втулке выполнены горизонтальные канавки 12, в которые устанавливают фиксатор 13.
B торообразном пазу 9 установлен промежуточный элемент и шарики 10 соединены между собой посредством последнего с образованием цепи, причем промежуточный элемент может быть выполнен в виде гибкой ленты 14 с отверстиями (не показаны) под шарики. Для установки гибкой ленты в хвостовике 2 выполнена проточка 15 (фиг. 4) .
Шарики 10 имеют центральные сквозные отверстия (не показаны), а промежуточный элемент может быть выполнен в виде гибкой нити 16, проходящей через эти отверстия, которая связана с пробкой 11.
Для стопорения лопатки 1 в рабочем положении во втулке 4 выполнены отверстия 17, в которые устанавливают болты 18.
Установку лопаток 1 в пазах 3 втулки 4 выполняют по варианту (фиг.
2 и 3) следующим образом.
Хвостовик 2 вставляют в паз 3 втулки 4 до совмещения кольцевых канавок 5 и 8 и образования ими торообразного паза 9, который контролирует через каналы 6 и 7. Затем в горизонтальные канавки 12 устанавливают фиксатор 13 и крепят его к торцу втулки 4. После этого заполняют торообразный паз 9 и каналы б и 7 шариками 10 и завинчивают пробки 11, Таким образом, лопатка зафиксирована в осевом направлении.
Для установки лопатки 1 в рабочее положение ее поворачивают на необходимый угол и фиксируют в этом положении болтами 18.
Установку лопаток 1 по варианту (ф1 г 4) выполняют следующим образом. проточке 15 хвостовика 2 устанавливают гибкую ленту 14 с отверстиями и закрепляют ее концы íà xBQстовике. Затем хвостовик 2 лопатки
1 вставляют в паз 3 втулки 4 до совмещения кольцевых канавок 5 и 8 и образования ими торообразного паза 9 °
В отверстия гибкой ленты 14 устанавливают шарики 10 в следующем порядке.
Устанавливают ленту 14 отверстием против канала б и подают шарик 10 до размещения его в этом отверстии.
Затем, поворачивая лопатку 1, устанавливают ленту 14 следующим отверстием против канала 6, в котором размещают следующий шари@ 10 и т.д. до установки всего комплекта шариков °
После этого в канал б завинчивают пробку 11. Фиксация лопатки 1 от осевого проворота осуществляется аналогично первым двум вариантам.
В процессе работы вентилятора лопатки 1 рабочего колеса от действия центробежных сил удерживаются в пазах 3 втулки 4 шариками 10, которые
15 заключены в замкнутом объеме торообразного паза 9 и удерживаются в этом положении пробками 11.
Предлагаемое устройство позволяет упростить конструкцию и технологию
20 изготовления узла крепления лопаток, а также повысить надежность рабочего колеса осевого вентилятора.
Формула изобретения
á5
1. Рабочее колесо осевого вентилятора, содержащее лопатки с хвостовиками, установленными в пазах втулки, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью упрощения конструкции и по- вышения надежности, хвостовики имеют цилиндрическую форму и снабжены кольцевыми канавками, а втулка имеет горизонтальные каналы и сообщенные с ними кольцевые канавки, образующие с канавками хвостовика торообразный паз, в котором размещены шарики.
2. Колесо по и. 1, о т л и ч а ющ е е с я тем, что каналы во втулке выполнены с противоположных сторон торообразного паза.
3. Колесо по п. 1, о т л и ч а ющ е е с я тем, что в торообразном пазу установлен промежуточный элемент и шарики соединены между собой посредством последнего с образованием цепи.
4. Колесо по пп. 1 и 3, о т л ич а ю щ е е с я тем, что промежуточный элемент выполнен в виде гибкой ленты с отверстиями под шарики.
5. Колесо по пп. 1 и 3, о т л ич а ю щ е е с я тем, что шарики имеют центральные сквозные отверстия, а промежуточный элемент выполнен в виде гибкой нити, проходящей через эти отверстия.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Шахтные вентиляторы главного и лесного проветривания. Каталогсправочник. М., Машиностроение, 1970, лист 11.
2. Авторское свидетепьство CCC1
Р 688713, кл. F 04 D 2 3/32, 1 378.